Найти в Дзене
Гараж механика

Что скрывали за кадром: 17 любопытных фактов о культовом фильме «В поисках капитана Гранта»

Когда я был пацаном лет 10, мы с отцом часто смотрели по телевизору приключенческие фильмы. В основном советские. Тогда ещё шёл "второй круг" кинопроката, и каждое воскресенье вечером, как ритуал. И вот однажды по телевизору показали трёхсерийную киноленту с загадочным названием "В поисках капитана Гранта". С первых минут — будто током пробило: океаны, шхуна, карта, Паганель, крики чаек… Всё это погружало не просто в сюжет, а в другую реальность, где жила романтика, отвага, наука и дружба. С тех пор этот фильм для меня, как окно в детство. И вот, повзрослев, пересмотрев ленту уже десятки раз, начав разбираться в закулисье съёмочного процесса, я понял: эта картина не просто приключение по Жюлю Верну. Это — настоящий культурный код поколения. А значит, и рассказать о нём стоит не сухо, не как в энциклопедии, а живо, с огоньком, передавая всю ту магию, что осталась за кадром. Поэтому ловите 17 редких и по-настоящему интересных фактов о фильме "В поисках капитана Гранта", о которых вы,
Оглавление

Когда я был пацаном лет 10, мы с отцом часто смотрели по телевизору приключенческие фильмы. В основном советские. Тогда ещё шёл "второй круг" кинопроката, и каждое воскресенье вечером, как ритуал.

И вот однажды по телевизору показали трёхсерийную киноленту с загадочным названием "В поисках капитана Гранта". С первых минут — будто током пробило: океаны, шхуна, карта, Паганель, крики чаек… Всё это погружало не просто в сюжет, а в другую реальность, где жила романтика, отвага, наука и дружба. С тех пор этот фильм для меня, как окно в детство.

И вот, повзрослев, пересмотрев ленту уже десятки раз, начав разбираться в закулисье съёмочного процесса, я понял: эта картина не просто приключение по Жюлю Верну. Это — настоящий культурный код поколения. А значит, и рассказать о нём стоит не сухо, не как в энциклопедии, а живо, с огоньком, передавая всю ту магию, что осталась за кадром.

Поэтому ловите 17 редких и по-настоящему интересных фактов о фильме "В поисках капитана Гранта", о которых вы, скорее всего, не слышали. Усаживайтесь поудобнее — будет не скучно!
Фото со съёмок
Фото со съёмок

1. Первая попытка экранизации, и советский вызов Говорухина

Многие считают, что фильм Говорухина 1986 года — это первая попытка экранизировать знаменитый роман Жюля Верна в СССР. Но нет, первенство принадлежит далёкому 1936 году, когда режиссёр Владимир Вайншток снял "Дети капитана Гранта" с Николаем Черкасовым в роли Паганеля.

Вайншток создал блестящий фильм, который стал классикой советского кино ещё до войны. И вот, спустя полвека, Станислав Говорухин задумал не просто повторить успех, а переосмыслить саму идею — сделать не кальку, а самостоятельное кино, где Верн становится персонажем, а не просто автором.

-3

Почему он это сделал? Как рассказывал сам Говорухин, он был обеспокоен тем, как школьники перестали читать. "Верн ушёл с полок", — говорил он. А ведь его книги — это энциклопедия духа исследователя. Фильм должен был стать своего рода трамплином к чтению, визуальным приключением, способным вернуть интерес к первоисточнику.

Это была дерзкая идея, и многие из коллег пытались отговорить его: "Зачем? Зачем снимать, если есть уже каноническая версия?" Но Говорухин шёл ва-банк.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

2. Жюль Верн, эмиграция и младенец на съёмочной площадке

Говорухин лично ввёл в сценарий самого Жюля Верна. И сыграл его не кто иной, как Владимир Смирнов, актёр интересной судьбы.

Он эмигрировал в Болгарию ещё в 60-е, но сохранил советское гражданство, и его карьера осталась "внутри Союза". Его образ в фильме вышел почти философским. Он как бы ведёт зрителя за руку, как старший друг, как наставник.

А вот жену Верна, Онорину, сыграла болгарская актриса Аня Печенева. Съёмки растянулись, а актриса успела родить! Да, прямо между эпизодами.

-5

Её появление на площадке с младенцем на руках стало легендой среди съёмочной группы. Представьте себе: камеры, свет, тропики на заднем плане, и актриса кормит младенца за кадром, а через минуту выходит в кадр с точным французским акцентом.

3. Лорд Гленарван: благородство на грани

С самого начала Говорухин знал: роль лорда Гленарвана должен играть только один человек — Николай Еременко младший. Красивый, статный, с благородными чертами. Он буквально "вырезан" под этого персонажа.

-6

Но, по признанию самого актёра, вжиться в образ было непросто. Еременко был по натуре человек мягкий, не склонный к командованию. А Гленарван — капитан, лидер, глава экспедиции.

При этом есть и курьёзная сторона: в жизни Еременко был настоящим романтиком и не упустил шанса ухаживать за своей экранной супругой — Тамарой Акуловой. Правда, актриса дала понять: служебный роман не для неё. Еременко в ответ только пожал плечами: "Ну что ж, будем друзьями!" И ведь сдержал слово. Их дружба продолжалась ещё много лет после съёмок.

-7

4. Паганель: как найти нового Черкасова и не сломаться под его тенью

Образ Жака Паганеля — один из самых ярких в фильме. Но найти актёра на эту роль было задачей со звёздочкой. Все помнили, каким великолепным был Черкасов в версии 1936 года. И каждое пробование нового кандидата заканчивалось разочарованием — "не дотягивает", "не та энергетика", "не искра".

И вот однажды на пробах появился Лембит Ульфсак, эстонский актёр, больше известный в то время по роли мистера Эй в "Мэри Поппинс, до свидания!". И случилось то, что любят называть киномагией. Как только он заговорил, улыбнулся, сделал жест рукой — Говорухин понял: нашли!

-8

Интересно, что Ульфсак сам с детства обожал Черкасова и боялся, что его Паганеля будут сравнивать. Поэтому он намеренно создавал другой образ — более лёгкий, рассеянный, с доброй ироничной манерой. Единственное — акцент был сильный, и пришлось переозвучить. Голос Паганеля в итоге принадлежит Алексею Золотницкому.

5. Питон, который едва не задушил Еременко

В сцене, где лорда Гленарвана атакует питон, всё было по-настоящему. Без компьютерной графики, без "зелёных экранов". В кадре был живой, хоть и молодой, питон.

-9

Решение это было рискованным, но Станислав Говорухин не любил компромиссов. Он хотел, чтобы зритель поверил. Вот только питон начал душить актёра по-настоящему.

Когда змея оказалась на шее Еременко, она так сильно "затянулась", что актёр не мог вдохнуть. Команда крикнула "стоп!", а съёмочная группа бросилась снимать рептилию. Всё обошлось, но страха нахватались все. И, хотя позже многие утверждали, что это байка, Говорухин в частных беседах говорил: "Это была правда. Настоящая змея и настоящая угроза".

-10

6. Мак-Наббс: от работяги до аристократа

А вот Владимир Гостюхин был поражён, когда узнал, что его пригласили на роль майора Мак-Наббса. До этого он играл простых парней, шахтёров, трактористов… А тут — майор, британский офицер, эрудит, стрелок.

Сначала он сомневался: "Разве я подойду?" Но режиссёр был уверен. И не прогадал. Гостюхин добавил персонажу живости, чуть иронии, что сделало Мак-Наббса одним из самых запоминающихся героев.

7. Мэри Грант — школьница без актёрского образования

Вы будете смеяться, но актрису Екатерину Андрееву нашли в обычной школе. Она не была профессиональной актрисой. Её не искали по театральным училищам, не вызывали на кинопробы.

-11

Её случайно заметили на школьной сцене. Светловолосая, тонкая, с живыми глазами и каким-то непередаваемым благородством.

Когда её привели к Говорухину, он сначала отнёсся скептически. Но стоило девушке начать читать текст, как в комнате повисла тишина. Не из-за технической точности, нет — из-за интонации. Она говорила, будто уже пережила это всё — гибель отца, долгие поиски, надежду и горечь. Мэри в её исполнении вышла хрупкой, но внутренне сильной. Именно такой, какой её задумывал Верн.

8. Лавина из досок, мука вместо снега и риск сломать кости

Помните сцену, где герои попадают под лавину? Смотрится страшно даже сегодня. Но что было за кадром — ещё интереснее. Никаких компьютерных эффектов в 1980-х не было, а значит — всё делали вживую.

-12

Снег сделали из тонко распиленных досок, смешанных с мукой и побелкой. Всё это сбрасывали с горы настоящими ковшами! А актёры лежали внизу. Без дублёров. Без страховки. Только точный расчёт. Говорухин потом говорил: "Это была не шутка. Мы могли кого-то похоронить заживо". Но никто не пострадал. Повезло? Возможно. А возможно — просто все верили в то, что делают.

9. Музыка, которая осталась в сердце на десятилетия

Композитор Алексей Рыбников написал музыку, которую сегодня узнают с первых аккордов. Но мало кто знает: он сначала отказался. Ему показалось, что "всё слишком наивно". Детский сюжет, романтика, шхуна… Не его стиль. Но, увидев монтаж первых сцен, Рыбников поменял мнение кардинально.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Он заперся в студии и буквально за три ночи написал одну из самых проникновенных мелодий в советском кино. А песня "Пусть бегут года" прозвучала в финале с такой эмоциональной силой, что плакали даже члены съёмочной группы. Это была музыка о вере, о вечности, о детстве, которое не сдаётся.

10. Дети-актёры, которые выросли под объективами

Роль Роберта Гранта досталась Владимиру Матвееву, совсем юному мальчику. Интересно, что он попал в кино почти случайно, просто "за компанию" с другом. Но когда начал играть, оператор сказал: "У него — глаза кино". Дальше всё пошло по накатанной: проба, утвердили, съёмки…

-14

И вот пикантный факт: на съёмках Владимир влюбился в актрису, игравшую Мэри. Конечно, это была детская влюблённость, но сам он потом признавался: "Я старался лучше играть, чтобы она мной гордилась". Вот тебе и кино — учит не только мужеству, но и нежности.

11. Корабль "Дункан" — шхуна, которой не было

Да-да, "Дункан", великолепный парусник, на самом деле — лишь половина судна. Реальную шхуну найти не удалось. Поэтому построили макет. Огромный, почти в натуральную величину.

Его установили у берега и снимали крупными планами. А для сцен в открытом море использовали модель размером 2 метра, которую управляли радиоуправлением!

-15

Все морские сцены — это смесь инженерного гения, трюков и операторского мастерства. Вода плескалась из ведра, ветер создавали огромные вентиляторы, а актёры верили, будто плывут сквозь бурю к неизведанным берегам.

12. Сцена с горной рекой: дубль с третьей попытки и больница

Сцену, где герои пересекают бурную реку, снимали на настоящем горном потоке в Болгарии. Вода была ледяной, течение — бешеным. И с первого дубля лодку унесло, актёров еле выловили. Во втором дубле перевернулись. Только с третьего, и то с трясущимися руками, отсняли нужный эпизод. После этого двое актёров оказались в больнице с переохлаждением.

-16

Но в кадре всё выглядит романтично. Как всегда — кино скрашивает боль.

13. Съёмки в Болгарии, Грузии, Крыму

В фильме герои путешествуют по Южной Америке, Австралии, Океании. На самом деле, вся география картины — это Болгария, Грузия и Крым. Причём одну и ту же скалу могли снять под видом трёх разных материков. Меняли только ракурс, одежду и свет.

Съёмочная группа шутила: "Если внимательно смотреть, Австралия — это виноградники под Ялтой". Но получилось убедительно. Магия кино? Безусловно.

-17

14. Страховки не было. Совсем

Сейчас актёров страхуют, каскадёры страхуют, каждый шаг на площадке контролируют юристы. А тогда — ничего подобного. Все трюки: от лазания по мачтам до прыжков в пропасть актёры делали сами. Не из смелости даже, а потому что "так надо".

Ульфсак, игравший Паганеля, лазал по 30-метровым мачтам с книгой в руках, и однажды чуть не сорвался. К нему подбежали, а он, отмахнувшись, сказал: "Паганель не падает. Он летает".

-18

15. Фильм, который не хотели выпускать

Когда фильм был готов, госкомиссия сначала отказалась его утверждать. Сказали: "слишком легкомысленно", "не отвечает духу эпохи", "мало социалистических смыслов". Но дети решают всё. Показали фильм группе школьников. После показа они аплодировали стоя. И одна девочка спросила чиновника: "Вы правда не хотите показать это другим детям?"

Тот молча развернулся и сказал: "Выпускать. Срочно".

-19

16. На съёмках никто не играл. Все жили

Один из операторов позднее сказал: "Это было не кино. Это было настоящее плавание. С настоящими людьми". Актёры жили вместе, ночевали в вагончиках, сами шили себе костюмы, дрались на репетициях и мирились у костра. Поэтому на экране — не игра. А жизнь, переданная через объектив.

17. Наследие, которое осталось в сердцах

И вот прошло почти 40 лет. Фильм пересматривают снова и снова. Кто-то показывает его детям. Кто-то смотрит тихо ночью, чтобы вернуться туда, где шумел океан и звал горизонт. Потому что "В поисках капитана Гранта" — это не просто кино.

-20

Это — напоминание о том, какими мы можем быть. Смелыми, добрыми, влюблёнными в знание, в мечту, в дорогу. И пока этот фильм жив — в нас живо детство.

Хочешь — пересмотри. Хочешь — перескажи друзьям. А можешь просто закрыть глаза и услышать:

"Пусть бегут года… Мы, как прежде, ждём…"

И сердце снова зовёт в путь.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации о любимых фильмах!