Когда я был пацаном лет 10, мы с отцом часто смотрели по телевизору приключенческие фильмы. В основном советские. Тогда ещё шёл "второй круг" кинопроката, и каждое воскресенье вечером, как ритуал.
И вот однажды по телевизору показали трёхсерийную киноленту с загадочным названием "В поисках капитана Гранта". С первых минут — будто током пробило: океаны, шхуна, карта, Паганель, крики чаек… Всё это погружало не просто в сюжет, а в другую реальность, где жила романтика, отвага, наука и дружба. С тех пор этот фильм для меня, как окно в детство.
И вот, повзрослев, пересмотрев ленту уже десятки раз, начав разбираться в закулисье съёмочного процесса, я понял: эта картина не просто приключение по Жюлю Верну. Это — настоящий культурный код поколения. А значит, и рассказать о нём стоит не сухо, не как в энциклопедии, а живо, с огоньком, передавая всю ту магию, что осталась за кадром.
Поэтому ловите 17 редких и по-настоящему интересных фактов о фильме "В поисках капитана Гранта", о которых вы, скорее всего, не слышали. Усаживайтесь поудобнее — будет не скучно!
1. Первая попытка экранизации, и советский вызов Говорухина
Многие считают, что фильм Говорухина 1986 года — это первая попытка экранизировать знаменитый роман Жюля Верна в СССР. Но нет, первенство принадлежит далёкому 1936 году, когда режиссёр Владимир Вайншток снял "Дети капитана Гранта" с Николаем Черкасовым в роли Паганеля.
Вайншток создал блестящий фильм, который стал классикой советского кино ещё до войны. И вот, спустя полвека, Станислав Говорухин задумал не просто повторить успех, а переосмыслить саму идею — сделать не кальку, а самостоятельное кино, где Верн становится персонажем, а не просто автором.
Почему он это сделал? Как рассказывал сам Говорухин, он был обеспокоен тем, как школьники перестали читать. "Верн ушёл с полок", — говорил он. А ведь его книги — это энциклопедия духа исследователя. Фильм должен был стать своего рода трамплином к чтению, визуальным приключением, способным вернуть интерес к первоисточнику.
Это была дерзкая идея, и многие из коллег пытались отговорить его: "Зачем? Зачем снимать, если есть уже каноническая версия?" Но Говорухин шёл ва-банк.
2. Жюль Верн, эмиграция и младенец на съёмочной площадке
Говорухин лично ввёл в сценарий самого Жюля Верна. И сыграл его не кто иной, как Владимир Смирнов, актёр интересной судьбы.
Он эмигрировал в Болгарию ещё в 60-е, но сохранил советское гражданство, и его карьера осталась "внутри Союза". Его образ в фильме вышел почти философским. Он как бы ведёт зрителя за руку, как старший друг, как наставник.
А вот жену Верна, Онорину, сыграла болгарская актриса Аня Печенева. Съёмки растянулись, а актриса успела родить! Да, прямо между эпизодами.
Её появление на площадке с младенцем на руках стало легендой среди съёмочной группы. Представьте себе: камеры, свет, тропики на заднем плане, и актриса кормит младенца за кадром, а через минуту выходит в кадр с точным французским акцентом.
3. Лорд Гленарван: благородство на грани
С самого начала Говорухин знал: роль лорда Гленарвана должен играть только один человек — Николай Еременко младший. Красивый, статный, с благородными чертами. Он буквально "вырезан" под этого персонажа.
Но, по признанию самого актёра, вжиться в образ было непросто. Еременко был по натуре человек мягкий, не склонный к командованию. А Гленарван — капитан, лидер, глава экспедиции.
При этом есть и курьёзная сторона: в жизни Еременко был настоящим романтиком и не упустил шанса ухаживать за своей экранной супругой — Тамарой Акуловой. Правда, актриса дала понять: служебный роман не для неё. Еременко в ответ только пожал плечами: "Ну что ж, будем друзьями!" И ведь сдержал слово. Их дружба продолжалась ещё много лет после съёмок.
4. Паганель: как найти нового Черкасова и не сломаться под его тенью
Образ Жака Паганеля — один из самых ярких в фильме. Но найти актёра на эту роль было задачей со звёздочкой. Все помнили, каким великолепным был Черкасов в версии 1936 года. И каждое пробование нового кандидата заканчивалось разочарованием — "не дотягивает", "не та энергетика", "не искра".
И вот однажды на пробах появился Лембит Ульфсак, эстонский актёр, больше известный в то время по роли мистера Эй в "Мэри Поппинс, до свидания!". И случилось то, что любят называть киномагией. Как только он заговорил, улыбнулся, сделал жест рукой — Говорухин понял: нашли!
Интересно, что Ульфсак сам с детства обожал Черкасова и боялся, что его Паганеля будут сравнивать. Поэтому он намеренно создавал другой образ — более лёгкий, рассеянный, с доброй ироничной манерой. Единственное — акцент был сильный, и пришлось переозвучить. Голос Паганеля в итоге принадлежит Алексею Золотницкому.
5. Питон, который едва не задушил Еременко
В сцене, где лорда Гленарвана атакует питон, всё было по-настоящему. Без компьютерной графики, без "зелёных экранов". В кадре был живой, хоть и молодой, питон.
Решение это было рискованным, но Станислав Говорухин не любил компромиссов. Он хотел, чтобы зритель поверил. Вот только питон начал душить актёра по-настоящему.
Когда змея оказалась на шее Еременко, она так сильно "затянулась", что актёр не мог вдохнуть. Команда крикнула "стоп!", а съёмочная группа бросилась снимать рептилию. Всё обошлось, но страха нахватались все. И, хотя позже многие утверждали, что это байка, Говорухин в частных беседах говорил: "Это была правда. Настоящая змея и настоящая угроза".
6. Мак-Наббс: от работяги до аристократа
А вот Владимир Гостюхин был поражён, когда узнал, что его пригласили на роль майора Мак-Наббса. До этого он играл простых парней, шахтёров, трактористов… А тут — майор, британский офицер, эрудит, стрелок.
Сначала он сомневался: "Разве я подойду?" Но режиссёр был уверен. И не прогадал. Гостюхин добавил персонажу живости, чуть иронии, что сделало Мак-Наббса одним из самых запоминающихся героев.
7. Мэри Грант — школьница без актёрского образования
Вы будете смеяться, но актрису Екатерину Андрееву нашли в обычной школе. Она не была профессиональной актрисой. Её не искали по театральным училищам, не вызывали на кинопробы.
Её случайно заметили на школьной сцене. Светловолосая, тонкая, с живыми глазами и каким-то непередаваемым благородством.
Когда её привели к Говорухину, он сначала отнёсся скептически. Но стоило девушке начать читать текст, как в комнате повисла тишина. Не из-за технической точности, нет — из-за интонации. Она говорила, будто уже пережила это всё — гибель отца, долгие поиски, надежду и горечь. Мэри в её исполнении вышла хрупкой, но внутренне сильной. Именно такой, какой её задумывал Верн.
8. Лавина из досок, мука вместо снега и риск сломать кости
Помните сцену, где герои попадают под лавину? Смотрится страшно даже сегодня. Но что было за кадром — ещё интереснее. Никаких компьютерных эффектов в 1980-х не было, а значит — всё делали вживую.
Снег сделали из тонко распиленных досок, смешанных с мукой и побелкой. Всё это сбрасывали с горы настоящими ковшами! А актёры лежали внизу. Без дублёров. Без страховки. Только точный расчёт. Говорухин потом говорил: "Это была не шутка. Мы могли кого-то похоронить заживо". Но никто не пострадал. Повезло? Возможно. А возможно — просто все верили в то, что делают.
9. Музыка, которая осталась в сердце на десятилетия
Композитор Алексей Рыбников написал музыку, которую сегодня узнают с первых аккордов. Но мало кто знает: он сначала отказался. Ему показалось, что "всё слишком наивно". Детский сюжет, романтика, шхуна… Не его стиль. Но, увидев монтаж первых сцен, Рыбников поменял мнение кардинально.
Он заперся в студии и буквально за три ночи написал одну из самых проникновенных мелодий в советском кино. А песня "Пусть бегут года" прозвучала в финале с такой эмоциональной силой, что плакали даже члены съёмочной группы. Это была музыка о вере, о вечности, о детстве, которое не сдаётся.
10. Дети-актёры, которые выросли под объективами
Роль Роберта Гранта досталась Владимиру Матвееву, совсем юному мальчику. Интересно, что он попал в кино почти случайно, просто "за компанию" с другом. Но когда начал играть, оператор сказал: "У него — глаза кино". Дальше всё пошло по накатанной: проба, утвердили, съёмки…
И вот пикантный факт: на съёмках Владимир влюбился в актрису, игравшую Мэри. Конечно, это была детская влюблённость, но сам он потом признавался: "Я старался лучше играть, чтобы она мной гордилась". Вот тебе и кино — учит не только мужеству, но и нежности.
11. Корабль "Дункан" — шхуна, которой не было
Да-да, "Дункан", великолепный парусник, на самом деле — лишь половина судна. Реальную шхуну найти не удалось. Поэтому построили макет. Огромный, почти в натуральную величину.
Его установили у берега и снимали крупными планами. А для сцен в открытом море использовали модель размером 2 метра, которую управляли радиоуправлением!
Все морские сцены — это смесь инженерного гения, трюков и операторского мастерства. Вода плескалась из ведра, ветер создавали огромные вентиляторы, а актёры верили, будто плывут сквозь бурю к неизведанным берегам.
12. Сцена с горной рекой: дубль с третьей попытки и больница
Сцену, где герои пересекают бурную реку, снимали на настоящем горном потоке в Болгарии. Вода была ледяной, течение — бешеным. И с первого дубля лодку унесло, актёров еле выловили. Во втором дубле перевернулись. Только с третьего, и то с трясущимися руками, отсняли нужный эпизод. После этого двое актёров оказались в больнице с переохлаждением.
Но в кадре всё выглядит романтично. Как всегда — кино скрашивает боль.
13. Съёмки в Болгарии, Грузии, Крыму
В фильме герои путешествуют по Южной Америке, Австралии, Океании. На самом деле, вся география картины — это Болгария, Грузия и Крым. Причём одну и ту же скалу могли снять под видом трёх разных материков. Меняли только ракурс, одежду и свет.
Съёмочная группа шутила: "Если внимательно смотреть, Австралия — это виноградники под Ялтой". Но получилось убедительно. Магия кино? Безусловно.
14. Страховки не было. Совсем
Сейчас актёров страхуют, каскадёры страхуют, каждый шаг на площадке контролируют юристы. А тогда — ничего подобного. Все трюки: от лазания по мачтам до прыжков в пропасть актёры делали сами. Не из смелости даже, а потому что "так надо".
Ульфсак, игравший Паганеля, лазал по 30-метровым мачтам с книгой в руках, и однажды чуть не сорвался. К нему подбежали, а он, отмахнувшись, сказал: "Паганель не падает. Он летает".
15. Фильм, который не хотели выпускать
Когда фильм был готов, госкомиссия сначала отказалась его утверждать. Сказали: "слишком легкомысленно", "не отвечает духу эпохи", "мало социалистических смыслов". Но дети решают всё. Показали фильм группе школьников. После показа они аплодировали стоя. И одна девочка спросила чиновника: "Вы правда не хотите показать это другим детям?"
Тот молча развернулся и сказал: "Выпускать. Срочно".
16. На съёмках никто не играл. Все жили
Один из операторов позднее сказал: "Это было не кино. Это было настоящее плавание. С настоящими людьми". Актёры жили вместе, ночевали в вагончиках, сами шили себе костюмы, дрались на репетициях и мирились у костра. Поэтому на экране — не игра. А жизнь, переданная через объектив.
17. Наследие, которое осталось в сердцах
И вот прошло почти 40 лет. Фильм пересматривают снова и снова. Кто-то показывает его детям. Кто-то смотрит тихо ночью, чтобы вернуться туда, где шумел океан и звал горизонт. Потому что "В поисках капитана Гранта" — это не просто кино.
Это — напоминание о том, какими мы можем быть. Смелыми, добрыми, влюблёнными в знание, в мечту, в дорогу. И пока этот фильм жив — в нас живо детство.
Хочешь — пересмотри. Хочешь — перескажи друзьям. А можешь просто закрыть глаза и услышать:
"Пусть бегут года… Мы, как прежде, ждём…"
И сердце снова зовёт в путь.