Привет, киноманы!
Картина входит в цикл «Шесть моральных историй». Ранее я уже писала о картине «Колено Клер» Эрика Ромера, которая также вошла в сборник. И эти фильмы отчасти перекликаются. Сюжет выстроен полностью на философских диалогах и рассуждениях об отношениях мужчины и женщины, о любви. В обоих фильмах женщина управляет действием с позиции сверху. В картине «Колено Клер» это была писательница Аврора, которая то ли создавала сценарий для своей новой книги, манипулируя одновременно Лаурой и Жеромом, то ли была серым кардиналом ради собственной потехи и удовольствия. Здесь же балом правит Мод. В обоих фильмах есть героиня-брюнетка и героиня-блондинка, между которыми стоит выбор главного героя.
Также похожей чертой можно назвать введение, которое делает режиссёр в завязке происходящего на экране. В «Колено Клер» герои стоят на фоне фрески и отсылают к герою Дон Кихота. Здесь же между героями происходит обсуждение книги Паскаля и его теории. Что также настраивает на тон повествования: рационалисткий, доказательный и математический, сухой и безэмоциональный, даже холодный и без видимых проявлений чувств, логичный.
Есть у фильмов и различия. События в «Колено Клер» разворачиваются в самый разгар лета. Фильм снят на цветную пленку и насыщен всеми оттенками красного, зеленого и голубого цветов. Сцены в основном длятся 3-4 минуты. Часто меняются ракурсы съемки. «Ночь у Мод» - полностью черно-белая картина. Действие происходит зимой. Очень длинные дубли с рассуждениями о религии, философии, аде и рае, различных теориях.
Картина - не простая мелодрама об отношениях и поиска возлюбленных. Чтобы понять природу и мотивацию героев, нужно погрузиться с головой в науку. На курсе «Мечтатели» мы попытались понять пари Паскаля, разобраться, как Ромер переносит суть теории на принципы жизни главных героев. Его точно стоит посмотреть ни один раз, чтобы разгадать загадочность и глубину. Фильм был номинирован на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Попробую поделиться своими поверхностными наблюдениями, потому что картина оказалась одной из самых сложных для восприятия на курсе Алисы Таежной.
- Моя оценка на КП 7/10
- Рейтинг КП/IMDb 7.8
Жан-Луи (Жан-Луи Трентиньян) на воскресной католической службе встречает блондинку, которая с первого взгляда покоряет его сердце. Он бросается после мессы за ней на автомобиле, но теряет из виду. Уверенный, что рано или поздно встретит ее, герой продолжит поиски по городу. Но вот судьба распоряжается иначе. В тот же день мужчина, твердо решивший остепениться и завести семью, встречает давнего знакомого - отъявленного коммуниста, преподающего философию в университете. Тот приглашает его на вечер к своей подруге Мод. По стечению погодных условий и обстоятельств Жан-Луи вынужден остаться ночевать у женщины. Они оказываются в одной постели. А гостеприимная брюнетка знает, что хочет в этой жизни…
Нужно отметить, что сценарий Ромера идеально продуман, выверен и прописан до мелочей. Здесь нет лишних деталей, слов, эмоций, предметов. В кадре все работают на его задумку, сюжет, портреты героев.
Жан-Луи - преданный католик, рассудителен, сдержан, довольно сух на эмоции, что подчеркивается его зажатым телом и позами, он однозначно подходит к принятию решения с точки зрения рационализма (даже к выбору спутницы жизни), работает на Мишлен инженером.
Видаль (Антуан Витез), старый приятель Жана-Луи, - мужчина, о котором создается впечатление, что он не стареет. Он общается со студентами на лекциях, легок с женщинами, вхож в буржуазное общество. Его отношения с Мод нельзя назвать отношениями мужчины и женщины, они спят друг с другом по желанию или от скуки, по привычке или для проформы. И Видаль открыто говорит Жану-Луи: «Если ты не придешь, мы займемся любовью». Из этой фразы создается впечатление, что ему это не особо нужно или уже надоело. А так вечер втроем ожидается интересным и кажется заманчивым.
Мод (Франсуаза Фабиан) - невероятно красивая женщина, с благородными чертами лица, брюнетка, которая знает себе цену. Для нее не важны семья и материнство, она не ищет мужчину ради обретения опоры, наоборот, она независима и свободна. Она уверена в себе, напориста, курит в кровати, может лечь с мужчиной в постель в ночь после знакомства не потому, что она доступна, а потому что она узнала его в беседе, увидела то, что ей нужно. Но для Жана-Луи она как будто быстрая и доступная, даже рискованная партия, на которую ему не хватает смелости. Он борется внутри за свои убеждения и не может их переступить, предать, отдавшись в объятия этой женщины.
Франсуаза (Мари-Кристин Барро) - та самая блондинка со службы с ангельским образом в глазах главного героя. Она - молодая студентка, активная, правильная и удобная. В ее комнате висит крестик, что говорит о ее религиозности. И для главного героя, по началу, она не кажется выгодной партией в качестве жены. Возможно она ветреная особа, которой захочется погулять. Или у них нет ничего общего с главным героем. Но рационалистский подход как раз говорит о том, что она - подходящий вариант. Ее, в отличие от Мод, можно подстроить под себя. У нее нет опыта серьезных отношений, в отличие от Мод, у которой есть бывший муж и ребенок. Она не будет конкурировать с мужем в знаниях, беседах, достижениях и разных сферах, как Мод отстаивает свою точку зрения и позицию во всем.
Любопытно, что герой переночует и у нее. И тут тоже две абсолютно разные ситуации. Мод решительно обрубает любую его попытку приблизиться к ней после явного отказа, мнительности и робости, восприняв такой жест как унижение. «Я предпочитаю мужчин, которые знают, чего хотят». У Франсуазы он ложится на кровать в другой комнате, читает книгу, по-свойски ставит себе чайник, заглядывает к девушке в комнату.
С Мод он проведет незабываемый день за прогулкой по заснеженному холму, но не оставит намерения подойти к загадочному «ангелу» на велосипеде. Главный герой, при всей его сдержанности, явно руководствуется личной теорией и проверяет девушек на рациональность: какая ему больше подойдет. Ему нужна страсть и чувства или удобство и спокойствие? Он ищет философских поединков и рассуждений о религии, философии, отношениях и других высоких темах или ему нужен семейный покой, детишки и верная жена рядом?
Квартира Мод, в которой происходят основные диалоги, интересна зрителям тем, как построена мизансцена и расположены в ней актеры. Мужчины сидят напротив друг друга в креслах, камера переключается то на одного, то на другого. Обратите внимание, как меняются их позы до сцены за столом и после (см.фото). А женщина свободна в перемещениях по комнате: она садится на мягкое покрывало на кровати и закуривает, садится рядом с Видалем, прыгает по кровати с подушкой. Стоит обратить внимание на операторскую работу с длинными дублями. Многие кадры специально сделаны крупным планом, потрясающе поставленный свет делает героев и обстановку контрастными и выразительными, есть в съемке диалога героев документальность, словно камера присутствует здесь и фиксирует важную беседу. Одним дублем снят разговор за столом, затем герои перемещаются на диваны и кровать. Такие приемы в то время были революционными, так как никто не осмеливался их использовать. Ромер делает ставку на актерскую работу и пафос текста, который они произносят.
Обратимся к «Пари Паскаля» - это аргумент, предложенный Блезом Паскалем для демонстрации рациональной стороны религиозной веры. Суть пари в том, что религия, безусловно, ограничивает в чем-то некоторые стороны жизни человека, но все-таки сулит ему награду после смерти. Если ты не веришь в Бога, ты освобожден от религиозных ограничений, но это ничего не дает и тебя может ждать вечное наказание. Получается, что верить в Бога гораздо выгоднее, чем в него совсем не верить.
Герой находится в неопределенности. Чтобы принять оптимальное решение, важно сравнить вложенные затраты и полученную выгоду.
Герои-мужчины выдвигают несколько гипотез в первую встречу. Социальная жизнь и политическая борьба лишены смысла. История имеет смысл. Дома у Мод они обращаются к теме религии и подмечают, что «безверие - это тоже религия». С точки зрения христианства брак - низкая степень состояния в религии. А выбор должен всегда идти на пользу нравственности. Ведь когда любишь девушку по-настоящему, не захочешь спать с другой.
Рефлексия героев на разные темы очень сложно воспринимается, потому что как таковых действий не происходит, нужно погрузиться в теории и доказательства героев своих утверждений.
Но есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание в этом любовном треугольнике брюнетка-мужчина-блондинка. Мод в ту роковую ночь делится с Жан-Луи прошлыми отношениями с мужем. У обоих были любовники. Муж погиб в автокатастрофе в сильную гололедицу какое-то время назад. Женщина останавливает героя от поездки и уговаривает остаться у нее. Ведь в ночь их встречи повторяются погодные условия. Словно боится потерять снова того человека, который показался ей близок, которого она захотела, которым взбудоражилась от одной беседы.
Блондинка оказывается той еще темной лошадкой. Тайны есть и в ее шкафу. В финальной неожиданной встрече у героя Трентиньяна все встает на свои места. Он теперь знает, что она не идеальна, поэтому признается ей в своей некогда страсти к Мод. Теперь их карты биты: им нечего скрывать друг от друга, груз с сердца у обоих снят. Или он пытается разрушить ее ангельский образ, узнав ее тайну, тем самым отомстив за свой неправильный выбор. Все герои создают образ счастливых людей, но почему-то у меня осталось впечатление, что они сомневаются в принятых решениях, думают о них: а как бы сложились их судьбы, пойди они другим путем? Сделай каждый сложный выбор, было бы им дальше легко и были бы они счастливы? Или выбрав те самые 10% вероятности положительного исхода при найденных плюсах, можно довольствоваться полученным результатом?
И шок в финале, как Ромер в сценарии связал всех героев одной нитью, гениально. Это понимаешь только в развязке. Все частички истории встают на место. И намерения, поступки и рассуждения героев начинают восприниматься иначе.
Любимые цитаты:
«Делайте все, как будто вы уже верили»;
«Религия мне безразлична, я не за, не против»;
«Легче любить друг друга, когда у вас общность взглядов;
«Глупо дружить с людьми только потому, что их стол напротив».
***
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить следующие разборы фильмов.