Найти в Дзене
AutoBalance

Почему двигатель может есть масло и что с этим делать

Повышенный расход моторного масла – распространённая проблема, с которой может столкнуться как владелец подержанного автомобиля, так и новой машины. Иногда это норма, но часто — признак неисправности. Разберёмся, когда стоит волноваться, что может быть причиной “масложора”, и как с этим бороться. Современные двигатели могут потреблять немного масла даже в полностью исправном состоянии. Допустимая норма расхода обычно указывается в инструкции и может составлять до 0.5 литра на 1000 км пробега. Особенно это касается турбированных моторов, спортивных автомобилей и моделей с высокими оборотами. Если же расход превышает литр на тысячу — это повод для диагностики. 1. Износ маслосъёмных колпачков Со временем они теряют эластичность, и масло начинает просачиваться в камеру сгорания, особенно при запуске и торможении двигателем. Часто сопровождается синим дымом из выхлопной трубы. 2. Износ поршневых колец Изношенные кольца хуже уплотняют поршень, и масло попадает в камеру сгорания. Обычно эт
Оглавление

Повышенный расход моторного масла – распространённая проблема, с которой может столкнуться как владелец подержанного автомобиля, так и новой машины. Иногда это норма, но часто — признак неисправности. Разберёмся, когда стоит волноваться, что может быть причиной “масложора”, и как с этим бороться.

Нормально ли, что двигатель расходует масло?

Современные двигатели могут потреблять немного масла даже в полностью исправном состоянии. Допустимая норма расхода обычно указывается в инструкции и может составлять до 0.5 литра на 1000 км пробега. Особенно это касается турбированных моторов, спортивных автомобилей и моделей с высокими оборотами.

Если же расход превышает литр на тысячу — это повод для диагностики.

Основные причины повышенного расхода масла

1. Износ маслосъёмных колпачков

Со временем они теряют эластичность, и масло начинает просачиваться в камеру сгорания, особенно при запуске и торможении двигателем. Часто сопровождается синим дымом из выхлопной трубы.

2. Износ поршневых колец

Изношенные кольца хуже уплотняют поршень, и масло попадает в камеру сгорания. Обычно это проявляется на высоких оборотах. Часто требуется капитальный ремонт.

3. Негерметичный турбокомпрессор

У автомобилей с турбиной масло может уходить через изношенные уплотнения. Расход растёт, появляется сизый дым, особенно при разгоне.

4. Проблемы с вентиляцией картера (система PCV)

Если клапан вентиляции картера загрязнён или неисправен, в картере повышается давление, и масло выдавливается через уплотнения или сжигается в цилиндрах.

5. Утечки масла

Не всегда масло сгорает. Оно может банально вытекать через прокладку клапанной крышки, сальники, масляный фильтр или поддон.

Что делать, если двигатель “ест” масло

  • Проверить уровень масла чаще обычного, особенно перед дальними поездками. Использовать щуп — это просто и быстро.
  • Диагностика системы вентиляции картера. Замена клапана PCV — недорогая, но часто эффективная мера.
  • Визуальный осмотр двигателя. Следы подтёков под капотом, на защите картера, или под машиной могут указать на утечку.
  • Замер компрессии и эндоскопия цилиндров. Позволяет точно понять степень износа двигателя.
  • Переход на масло с более высокой вязкостью — временное решение, которое может сократить расход, но не устранит проблему.

Когда пора к мотористу?

Повышенный расход моторного масла часто связан с тяжёлыми условиями эксплуатации автомобиля. Если машина используется преимущественно на загородных трассах, проблем обычно не возникает. Однако в городском цикле, особенно в пробках, двигатель продолжает активно работать, накапливая моточасы, тогда как пробег увеличивается совсем незначительно. В таких условиях масло изнашивается быстрее, хотя владелец может этого не заметить, ведь ориентируется только на показания одометра. Тем временем защитные свойства масла уже снижены из-за износа присадок. Чтобы понять, насколько тяжёлые условия эксплуатации, можно взглянуть на среднюю скорость, которую показывает бортовой компьютер. Если она около 20 км/ч, лучше сократить интервал между заменами масла вдвое. Оптимальный ориентир — замена каждые 7–8 тысяч километров.

Если вы добавляете по литру масла на тысячу километров или меньше, но автомобиль дымит, тянет хуже и пахнет горелым — визит в сервис обязателен. Игнорировать проблему — значит ускорить износ двигателя и потенциально попасть на дорогой ремонт.