Найти в Дзене

«Substitute». Как The Who изобрели жёсткое рок-звучание

Этот хулиганский звук, шумная аранжировка, мощные гитарные аккорды... Британские 1960-е во всей своей славе! Сегодня предлагаю послушать одну из своих любимых песен, которая была способна повергнуть в шок своих первых слушателей. Этот шум вдохновил многих... Рок-музыка возникла в середине 1960-х годов, когда на сцене доминировали The Beatles. Появление более жёсткого и колючего звучания отражено в ранних синглах The Who, написанных гитаристом Питом Таунсендом. С каждой следующей пластинкой эти бузотёры прибавляли в громкости и весе, пока не выдали свою «My Generation» с её гитарной мощью, неистовым битом и бунтарством вплоть до сценического разгрома и тотального саморазрушения. Следующий сингл The Who закрепил ключевое место группы в истории рока. «Substitute», возможно, не хватало знаковой строчки-лозунга, какая была в «My Generation» («Надеюсь, я умру до того, как состарюсь»), но она была более сложной в лирическом плане, представляя собой манифест неуверенной в себе британской молод

Этот хулиганский звук, шумная аранжировка, мощные гитарные аккорды... Британские 1960-е во всей своей славе! Сегодня предлагаю послушать одну из своих любимых песен, которая была способна повергнуть в шок своих первых слушателей. Этот шум вдохновил многих...

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Рок-музыка возникла в середине 1960-х годов, когда на сцене доминировали The Beatles. Появление более жёсткого и колючего звучания отражено в ранних синглах The Who, написанных гитаристом Питом Таунсендом. С каждой следующей пластинкой эти бузотёры прибавляли в громкости и весе, пока не выдали свою «My Generation» с её гитарной мощью, неистовым битом и бунтарством вплоть до сценического разгрома и тотального саморазрушения.

Следующий сингл The Who закрепил ключевое место группы в истории рока. «Substitute», возможно, не хватало знаковой строчки-лозунга, какая была в «My Generation» («Надеюсь, я умру до того, как состарюсь»), но она была более сложной в лирическом плане, представляя собой манифест неуверенной в себе британской молодёжи, вступившей в соприкосновение с радикальными социальными изменениями.

-2

В то время любимой песней Пита Таунсенда была «Следы от слёз» мотауновских хитмейкеров The Miracles. Ему очень нравилось, как Смоки Робинсон тянет слово «субститьют» («подмена»): «Хотя она мила, / Она просто подмена, / Потому что ты ты для меня неизменна».

Пит решил сделать из одного слова целую песню, что ему великолепно удалось. Он написал о парне, чья девушка водит его за нос, пока у неё не появится лучший вариант.

«Substitute» начинается так: «Ты думаешь, мы неплохо смотримся вместе, / Ты думаешь, мои туфли сделаны из кожи, / Но я всего лишь подменяю другого парня, / Я выгляжу высоким, / Но стою на высоких каблуках». Саркастические отсылки к моде разбросаны по всему тексту. Дерзкий плащ из ПВХ, который был в моде в 1966 году, подчёркивает коварство девушки: «Замени свою ложь фактами, / Я вижу насквозь твой пластиковый плащ».

Для американской версии песни строчку «Я выгляжу белым, но мой папа был чёрным» заменили на «Я пытаюсь идти вперёд, но мои ноги идут назад». Рекорд-компания опасалась, что из-за намёка на расовые проблемы песню не будут крутить по радио.

В музыкальном плане «Substitute» представляет собой смесь юношеского вдохновения и почти откровенного воровства. Пит Таунсенд записал демо после прослушивания «19th Nervous Breakdown» The Rolling Stones. Он даже и не скрывал, что заимствовал идеи у Кита Ричардса.

Однако рифф в куплете был, скажем так, позаимствован из сингла 1965 года «Where Is My Girl» группы Robb Storme and The Whisperers. Таунсенд признал безо всякого стеснения: «Я стащил, мы записали, вы купили».

Но опасаться надо было не предрассудков аудитории и обвинений в плагиате. Куда большие опасения вызывало здоровье барабанщика Кита Муна. После прослушивания «Substitute» у него начала развиваться паранойя. Накачавшись запрещёнными субстанциями, он не мог вспомнить, как играл в студии, и обвинил коллег по группе в заговоре с целью избавиться от него.

Кит Мун часто бывал не в себе, но барабанил каждый раз как в последний...
Кит Мун часто бывал не в себе, но барабанил каждый раз как в последний...

Подгоняемый неистовыми барабанами Кита Муна, громоподобным басом Джона Энтвистла и ритм-гитарой Таунсенда, увенчанный вокалом Роджера Долтри, сингл представил рок-музыку в её лучшем виде.

Хотя панки обычно насмехались над своими предшественниками, The Who были счастливым исключением. Для 1960-х они были натуральными панками. Так что нет ничего удивительного, что и Sex Pistols, и Ramones записали «Substitute». Первые включили кавер в свой альбом «The Great Rock 'n' Roll Swindle» (1979). Вторые последовали примеру британцев и сыграли хит в том же стремительном темпе в 1993 году.

Многие группы увидели в «Substitute» концертный блокбастер и включили её в записанные живьём альбомы. Как это сделали сами The Who в классическом концертнике «Live at Leeds» (1970). Авторы подтвердили значимость своего творения, когда в 1990 году были включены в Зал славы рок-н-ролла. Первой песней, которую The Who исполнили в тот знаменательный вечер, была незабвенная «Субститьют».

  • Читайте также:

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!