Найти в Дзене
Валерия Тумилевич

Ювелирные украшения Византии. Часть 2. Серьги и кольца

В первой части мы рассмотрели два вида византийских украшений – ожерелья и браслеты. В этот раз познакомимся с не менее интересными видами украшений – серьги и кольца, узнаем их художественные особенности и влияния на них других культур. Статья также опирается на научную статью Г. Н. Габриэль «Античные и христианские мотивы в Византийском ювелирном искусстве». Кратко повторим основные влияния на ювелирное дело Византии: «Одно из самых любимых украшений византийских женщин – серьги. Самые распространенные среди них – «серьги-лунницы». Формы серег в Византии чаще всего делались в виде полумесяца – отголоски как античных, так и восточных поклонений Луне. Один из самых частных мотивов – изображение павлина, стоящих симметрично по сторонам от стилизованного в виде трефолия древа жизни. Павлина можно встретить и в украшениях античности, чаще всего женских, так как павлин — знак богини Геры»[1]. То есть мы также видим заимствование античных мотивов. Например, золотые серьги-лунницы с павлин
Оглавление
Илл. 1. Кольцо, Византия, 9 век.Золото, филигрань и перегородчатая эмаль.
Илл. 1. Кольцо, Византия, 9 век. Золото, филигрань и перегородчатая эмаль.

В первой части мы рассмотрели два вида византийских украшений – ожерелья и браслеты. В этот раз познакомимся с не менее интересными видами украшений – серьги и кольца, узнаем их художественные особенности и влияния на них других культур. Статья также опирается на научную статью Г. Н. Габриэль «Античные и христианские мотивы в Византийском ювелирном искусстве».

Кратко повторим основные влияния на ювелирное дело Византии:

  1. античные традиций;
  2. новые темы и художественные принципы благодаря официальной религии – христианству;
  3. влияний культуры восточных окраин.

Серьги

«Одно из самых любимых украшений византийских женщин – серьги. Самые распространенные среди них – «серьги-лунницы». Формы серег в Византии чаще всего делались в виде полумесяца – отголоски как античных, так и восточных поклонений Луне. Один из самых частных мотивов – изображение павлина, стоящих симметрично по сторонам от стилизованного в виде трефолия древа жизни. Павлина можно встретить и в украшениях античности, чаще всего женских, так как павлин — знак богини Геры»[1]. То есть мы также видим заимствование античных мотивов.

Например, золотые серьги-лунницы с павлинами и древом (Илл. 2). Серьги-лунницы выполнены в технике сквозной ажурной обработки металлов – «Opus interasile», взятой византийцами из Рима. «Впоследствии «Opus interasile» стала одной из самых распространенных техник в византийском ювелирном деле»[1].

Илл. 2. Золотые серьги-лунницы с павлинами и древом, Византия, 6-7 гг.
Илл. 2. Золотые серьги-лунницы с павлинами и древом, Византия, 6-7 гг.

На них – два симметрично расположенных павлинов, а между ними находится древо. Вырезанные детали обрамлены рельефной проволокой, и к этому краю припаяны пять золотых шариков. Верхняя проволока, соединенная с вогнутым краем, закреплена петлей на другом конце. Вверху эта проволока соединена с уже современной застежкой.

Ниже в карусели представлены еще несколько похожих примеров (Илл. 3-9).

Серьги-лунницы будут сохраняться и в поздневизантийский период, но изменится характер их орнаментации – появятся мотивы арабесок (сложный орнамент, состоящий из геометрических и растительных элементов, илл. 10), больше жемчужной обнизи (Илл. 11), больше драгоценных камней, что, можно отнести к восточным влияниям.

Илл. 10. Золотые серьги-лунницы с узорами и с каплями синего стекла Византия, 6-8 века.
(Source: timelineauctions.com)
Илл. 10. Золотые серьги-лунницы с узорами и с каплями синего стекла Византия, 6-8 века. (Source: timelineauctions.com)
Илл. 11. Золотые серьги-лунницы с завитками и жемчугом, Византия, 7-9 века.(Source: Trinity Antiques).
Илл. 11. Золотые серьги-лунницы с завитками и жемчугом, Византия, 7-9 века. (Source: Trinity Antiques).
Илл. 12. Золотые серьги-лунницы, Византия, 4-7 века. (Source: Timeline Auctions).
Илл. 12. Золотые серьги-лунницы, Византия, 4-7 века. (Source: Timeline Auctions).

Кольца

Интереснейшим источником для изучения взаимовлияний в византийском ювелирном искусстве, как пишет Габриэль, могут служить кольца. «Их формы, декор чрезвычайно разнообразны и многие имеют прототипы в античности. Кольца были одним из самых распространенных украшений в Византии, может быть и потому, что кольцо постоянно на виду и это удобная и зримая возможность демонстрации статуса, веры, политических взглядов, и в то же время – охранный амулет"[1].

Популярны были кольца, где в щиток вставлялись монеты с изображением императора, традиция, так же пришедшая из Рима (Илл. 13-14). Интересно, что как в византийских, так и римских кольцах, часто украшался не только щиток, но и шинка со стороны ладони, которая поднималась в приветствии, и можно было оценить вставленный в кольцо драгоценный камень.

Особый интерес представляют византийские обручальные и свадебные кольца. Традиция обмениваться кольцами при помолвке и свадьбе сформировалась уже в позднем Риме, где на них часто изображались две скрещенные в рукопожатии правые руки – символ договора, скрепляющего брачный союз, так называемые «dextrarum inctro» (Илл. 15).

Илл. 15. Золотое кольцо с камеей, Рим, 1-2 века.
Илл. 15. Золотое кольцо с камеей, Рим, 1-2 века.

А вот пример византийского кольца с изображением двух рук, скрещенных в рукопожатии (Илл. 16).

Илл. 16. Кольцо с камеей, Византия, 5 век. Золото, агат.
Илл. 16. Кольцо с камеей, Византия, 5 век. Золото, агат.

В византийских кольцах идея брачного союза нашла еще и новое воплощение, поскольку теперь он имел божественное освящение и покровительство. На свадебных кольцах профильные изображения молодых соседствовали со сценами из Евангелия, изображениями Христа, Марии, святых, благословляющих брак (Илл. 17). Ниже кольцо, на котором виднеются образ двух молодоженов, а по посередине Иисус с распростертыми объятиями.

Илл. 17. Золотое кольцо, Византия, 6-7 века.
Илл. 17. Золотое кольцо, Византия, 6-7 века.

Также византийское обручальное кольцо из Агридженто, Сицилия, 7 век (Илл. 18). Кольцо, которое было первоначально инкрустировано, показывает, что Христос благословляет союз жениха и невесты. Надпись «OMОNOIA» означает «Гармония» или «Согласие», а надпись вокруг ободка – цитата из Библии («Я даю тебе мир» – от Иоанна 14:27).

Илл. 18. Византийское обручальное кольцо из Агридженто, Сицилия, 7 век.
Илл. 18. Византийское обручальное кольцо из Агридженто, Сицилия, 7 век.

И еще два примера (Илл. 19-20).

Важное значение имеет и количество граней в византийских кольцах – это обычно 16 или 8 граней на шинке. Все числа – кратные 4 и 8 – означают символ единства, слияния двух основ, прочности брачного союза (Илл. 21.1-2). Такое же число граней можно встретить и римских кольцах.

Передняя грань занимает печатка со сценой возложения венцов на жениха и невесту Христом и Богоматерью (или персонификацией Церкви, илл. 21.3). Далее на гранях в хронологическом порядке: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество, Сретение, Богоявление, Распятие и Явление Христа в саду после Воскресения (Илл. 21.4).

Ниже еще один пример – брачное восьмиугольное кольцо украшено восемью сценами из жизни Христа с Вознесением, которое видно на плоской поверхности лицевой панели (Илл. 22).

Также сохранились золотые кольца с изображением Богородицы с младенцем (Илл. 23-24), с персонажами (Илл. 25-26), с монограммой Христа (Илл. 27), а также объемные кольца (Илл. 28), с драгоценными камнями (Илл. 29-30) и более поздние примеры колец с перегородчатой ​​эмалью (31-34).

Илл. 24. Византийское кольцо, 10 век. Дева Мария с младенцем.Золото и чернь.
Илл. 24. Византийское кольцо, 10 век. Дева Мария с младенцем. Золото и чернь.
Илл. 27. Кольцо с монограммой Христа, Византия, 6-7 века. Золото.
Илл. 27. Кольцо с монограммой Христа, Византия, 6-7 века. Золото.
Илл. 28. Перстень, Византия, 10 век.
Илл. 28. Перстень, Византия, 10 век.
Илл. 29. Кольцо с двумя драгоценными камнями, Византия, 300 г. Золото, жемчуг, изумруд.
Илл. 29. Кольцо с двумя драгоценными камнями, Византия, 300 г. Золото, жемчуг, изумруд.

Попробуем описать кольцо поздней Византии, представленной ниже (Илл. 31). Рельефная шинка соединена с нижней стороной круглого щитка. На верхней части видна розетка в технике перегородчатой ​​эмали. Розетка находится на белом фоне и состоит из зеленых лепестков, которые чередуются с синими элементами в форме сердца, в центре находится красный круг. Контуры фигур из эмали обрамлены золотыми линиями – перегородками. Отсюда и название техники – перегородчатая эмаль.

Илл. 31. Кольцо с золотом и эмалью, Византия, около 10 века.
Илл. 31. Кольцо с золотом и эмалью, Византия, около 10 века.
Илл. 32. Кольцо, Византия, 9 век.Золото, филигрань и перегородчатая эмаль.
Илл. 32. Кольцо, Византия, 9 век. Золото, филигрань и перегородчатая эмаль.
Илл. 34. Перстень византийской работы, 11 век. Старая Ладога. Золото, перегородчатая эмаль.
Илл. 34. Перстень византийской работы, 11 век. Старая Ладога. Золото, перегородчатая эмаль.

Также можно упомянуть семантику ювелирных материалов в византийском искусстве, а именно золота. «…Как в античности, так и в Византии золото – символ божественного начала. В византийской культуре оно становится также «абсолютной метафорой света», эмблемой нетленности, нравственного целомудрия, знаком мученичества, и потому так много золота мы встречаем не только в предметах церковного культа, но и в украшениях византийских императоров»[1].

Подводя итоги, можно сказать, что сохранение древних античных тем и образцов рядом с новыми, христианскими и их равноправное сосуществование — основная черта ранневизантийского искусства.

В следующих статьях поговорим о посуде средневековой Руси ХV-ХVII веков, где рассмотрим художественные особенности, различные техники изготовления самых разных видов посуды, бытовавших в те времена.

Литература.

1. Габриэль Г. Н. Античные и христианские мотивы в византийском ювелирном искусстве //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2009. – Т. 185.

Источники.

1. https://www.metmuseum.org/art/collection/search#!?q=Byzantine%20jewellery&perPage=20&offset=0&pageSize=0&sortBy=Relevance&sortOrder=asc&searchField=All