2121Нива престиж.мобиль.
С началом серийного выпуска ВАЗ-2121Нива, практически сразу стала не сельским внедорожным автомобилем, как заявлялось создателями для правительства. А статусной вещью, показателем престижности городского пижона и успешности торгово-воровской илитки при рынке или мясном магазине.
Этому "перераспределению" назначения автомобиля способствовали не только посредственные вездеходные качества машины. Но и чудовищная цена в 11.000 рублей. На момент начала производства в 77 году, даже Волга ГАЗ-24 стоила дешевле - 10.400.
Впрочем перекос цен быстро выправили, Волге исправили цену до 12.000 а позже и до 14.000.
Разумеется, на рекламных фотографиях всё было крайне красиво и весьма великолепно.
Вот только уборочная и посевная, в нашей стране редко проходят в прекрасных погодных условиях. А чаще, проходят при сырой погоде, на раскисших грунтовках и пашне где земля превращается в пластилин наматывающийся на колёса и забивающий всё пространство под крыльями.
И вот ты весь такой красивый бригадир\агроном\председатель на "Ниве", взяв разгон на укатанном щебёночном шоссе, съехал на грунтовку в поле к комбайну и километр или два "летишь" на скорости в 50-60км\ч, чтобы с ходу проскакивать разбитые места с глубокими лужами, и упаси бог снизить скорость, так как тут-же сядешь на мосты...
Наконец ты доехал до комбайна, остановился, вышел и утонул по щиколотку в грязи....
А дальше?
Где посреди полужидкого поля разогнаться чтобы потом вернуться на приличное шоссе?
Разумеется, профи-водитель выберется из такой ситуации. Но ведь агроном или председатель, по должности НЕ ОБЯЗАНЫ быть такими профи!
И поэтому, в селе, Нива не нашла особого спроса.
Да, её покупали деревенские богатеи.
Да, в неё запихивали несколько мешков с картошкой\грибами\яблоками..
Да, Нива могла залезть по лесным дорогам немного дальше чем Москвич или Запорожец, и именно благодаря полному приводу. Но это преимущество было настолько незначительным на фоне двойной и тройной разницы в цене, что по настоящему сельской машиной, до 1985 года были Москвичи и те самые Запорожцы. Которые были по карману простому труженику.
Даже Жигули от 2101, до 2107 не слишком котировались в селе. Из-за низкой городской "посадки".
Kaiser-Jeep Wagoneer 1965 год.
Один из первых серийных комфортабельных внедорожников с 4Х4, который был изначально спроектирован в этом качестве, а не приспособлен из обычной легковушки. Первые "Вагонеры" были довольно скромными и оснащались рядным шестицилиндровым двигателем Tornado, объёмом 3.8 литра и мощностью 140 л. с.,. С таким мотором достаточно тяжёлый (1 671 кг) внедорожник разгонялся до 140 км/ч.
И вот на этом фоне всего этого, фанаты "2121 Нива", с упорством достойным лучшего применения, утверждают что их любимица превосходила все мировые аналоги по всем параметрам. При этом в качестве аналогов выбирают машины типа Фольксваген181, или Ситроен Мехари. Об этих машинах речь будет в следующей части. То есть совсем дешовые одноприводные коляски из очень низкой ценовой категории.
В то время как в СССР, "Нива" была одним из самых дорогих автомобилей на рынке. То есть в категории доступной цены и престижа, советские автомобили Волга ГАЗ-24 и Нива2121, нужно сравнивать с европейскими аналогами такого же уровня.
В отношении Волги это Мерседесы W123 серии с моторами от 3.0 литра, БМВ 3й серии с моторами от 3 литров, Вольво-164...
А равнозначные 2121Ниве по доступности и нужности простым работягам и фермерам - внедорожники Джип Чероки, Рендж Ровер ....
Но обычно, фанаты Нивы это сравнение яростно отвергают. Без внятной причины. Потому что потому. А на деле, потому что советский престиж-мобиль выглядел на фоне равнозначных иностранок очень уж бледно и невыразительно.
И давайте рассмотрим некоторые "западные" автомобили, которые так-же предназначались простому работяге, но быстро превращались в индикатор престижа с соответствующей ценой. И неизменно вызывали восторг на автовыставках, и завистливое уважение на дорогах.
Jeep Wagoneer 1968 год
Самым первым крупносерийным легковым внедорожником с комфортабельным кузовом стал Джип Вагонер. Производство которого началось в 1962 году. Этим автомобилем завершалось десятилетие "безвременья". Когда в США, полный привод получали только фермерские пикапы и лёгкие грузовички. А автомобили в кузове "седан" и "универсал\вагон" делали лишь мелкие мастерские, подкатывающие под обычный 4Х2 автомобиль комплект приводов от Мармон - Харрингтон, Виллис, Форд и других компаний. При этом компания Виллис, охолостила собственные Джипы, лишив их полного привода, ради лучших продаж.
Впрочем ситуация быстро менялась. Полный привод завоёвывал признание публики. И первой представила комфортабельный серийный внедорожник с полным приводом фирма Кайзер - Виллис, создавшая торговую марку "Джип\Jeep".
В 65-68 годах Вагонер был обновлен, получил иную облицовку радиатора, и обновлённую линейку моторов, где основным стал AMC V8 мощностью 253 л.с. и объёмом 5,4 л. Выросла и масса до 2.0 тонн.
Jeep Cherokee 1974 год.
После банкротства Кайзер-Фрайзер-Джип, и перехода её в состав АМС (American Motors Corporation), четвёртого игрока в "большой американской тройке автокомпаний", производство "Вагонер" не прекратилось. Наоборот. Машина выросла в большой статусный автомобиль. И в 70х получила ещё более комфортабельную версию "Гранд Вагонер". Ещё больше, ещё мощнее, ещё солиднее.
Но и менее состоятельные клиенты не остались без конфетки. В 74 году для них началось производство "спортивного минивагонера". Джип Чероки.
Легенда 90-х в России.
Стандартным мотором первых серий была рядная шестёрка в 170-180 л.с. мощностью и объёмом 3.8-4.0 литра. Номенклатура моторов быстро выросла, вплоть до 6.9 литров V8. И "Чероки" стал самым популярным автомобилем такого класса.
И на волне популярности, "Чероки" без конца раздувался от собственной значимости и обзавёлся версией "Гранд Чероки". Которая тоже стала больше, дороже, солиднее.
Кроме того у Чероки были совсем недорогие версии 4х2, оснащавшиеся моторами меньшего объёма и мощности.
РенджРовер. 1970г
Европейским ответом на Вагонер, и целую стаю других дорожных полноприводников - например с 65 года в серии появился полноприводный вариант Шевроле Субурбан - стал "джип во фраке", РенджРовер.
В серии с 1970 года. Машина в небольшом 3-х дверном кузове оснащалась моторами Ровер V8 3.5 литра, мощностью 135 л.с.
С ним 1.8 тонный мобиль разгонялся до 153 км\ч.
Поначалу машина позиционировалась как транспорт для бригадиров строителей, лесников, городских путешественников по сельским окрестностям. Но быстро вышла за предназначенные утилитарные рамки, превратившись в престижный символ успеха и состоятельности. То есть - машина стала дорогой игрушкой.
Прибавив в цене и мощности, Рендж, получил 5ти дверный кузов и комфорт в салоне значительно выше среднего. Но это было потом, в 80-х годах.
AMC Eagle. 1979 год.
И совсем уж утилитарные шоссейные внедорожники сделала компания АМС, которую смертельно подкосил кризис середины 70-х. И которая довольно долго агонизировала.
В период 77-79 года здесь разработали целую гамму легковых автомобилей, совместив полный привод и внедорожную подвеску с кузовами и двигателями обычных "компактных" седанов, универсалов и купе Конкорд и Спирит.
Компактных, по меркам Америки конечно, своего рода тамошние "запорожцы".
Компактность "Игла" видна в первую очередь по номенклатуре моторов.
Самый маленький, меньше только на мотоколясках... опять-же в Америке, 4-х цилиндровый, 2.46 литра, мощность 105 л.с.
Самый большой - 6 цилиндров, 4.2 литра, мощность 110 л.с.
И между ними бензомотор мотор в 3.3 литра и дизель в 2.56 литра.
Разумеется, эти невысокие мощности моторов вызваны экономией топлива на волне нефтяного кризиса. Моторы в этом десятилетии душили всеми способами.
В том числе для автомобилей Шевроле разрабатывалась система при которой часть цилиндров выключалась из работы. При движении с постоянной средней скоростью, при стоянке на светофоре работали два\четыре цилиндра из 6ти, и на максимум 6 цилиндров из 6ти, двигатель включался только при разгоне.
Но сложность такого устройства мотора, далеко превышала возможную экономию топлива.
Практически, в США меньше по размерам, цене и объёму моторов были субкомпакты 4х2, Форд Пинто, мотор от 1.6 литра, Шероле Вега с моторами от 2.0 литров, И АМС Гремлин, с моторами от 1.98 литра.
Европейские машины, которые в Америке в основном выполняли роль мопедов, вспоминать не будем.
Таким образом, серия "Иглов", является практически полным аналогом советской "Нивы"2121. Которая в СССР усиленно позиционировалась "народным автомобилем".
При этом более крупные по всем параметрам американцы, были даже более доступны рядовому покупателю американской глубинки. Нежели чудо-мобиль в СССР.
Но о доступных машинах в следующей части.
Кстати о реальной доступности Американского аналога. Двухдверный Wagoneer в 1964-65 годах был ценовым лидером, особенно в полноприводном исполнении, с базовой ценой в 2546 долларов. Четырехдверный полноприводный Wagoneer стоил 3332 доллара.
Курс доллара в СССР тогда, был около 90 копеек за одного вечнозелёного президента.
И на этом сегодня всё. Продолжение следует.
Все изображения взяты из открытого интернет.
Спасибо за просмотры, лайки и подписки.