Патагония (Patagonia) – удивительный и завораживающий регион, территориально расположенный в южной части Южной Америки и охватывающий территорию как Аргентины, так и Чили. По большей части представляет из себя степи (Пампасы) и горы, среди которых разбросаны небольшие города и потрясающие природные объекты. Большая часть Патагонии принадлежит Аргентине и она преимущественно степная, а горы и фьорды достались чилийцам, хотя и на аргентинской стороне часть Андской горной цепи также имеется.
Мы прилетели сюда из Буэнос-Айреса и на исследование Патагонии, включая Огненную землю у нас была всего неделя.
Отправной точкой почти для всех путешественников, откуда можно отправиться в разные части региона, является город Эль-Калафате. Этот небольшой, одноэтажный и очень уютный аргентинский городок, расположенный среди степей, на берегу озера Аргентина.
В часе езды от него находится один из самых интересных объектов Патагонии - ледник Перито Морено (Perito Moreno).
Добраться до него легко. Несколько раз в день от Эль-Калафате к леднику отправляется туристический автобус. Водитель несколько часов ждет туристов, а после доставляет обратно до города.
Ледник возвышается на 40 метров в высоту, над озером и напоминает ледяную стену из ''Игры престолов''. Для осмотра ледника здесь предусмотрено несколько смотровых площадок, соединенных пешеходными тропами.
Поразительно то, что ледник постоянно движется и каждые несколько минут от него откалываются огромные глыбы льда и с грохотом падают в озеро. Очень завораживающее зрелище, притом настолько, что мы провели около четырех часов в парке, бродя и рассматривая ледник с разных ракурсов.
Из развлечений помимо смотровых площадок, здесь предлагают поплавать на кораблике по озеру и совершить трекинг по леднику, где на финише можно накатить вискаря с тысячелетним льдом.
Патагония славится еще и тем, что в этом регионе очень суровые погодные условия и все их многообразие мы испытали на себе всего за несколько дней пребывания. Здесь подолгу идут дожди и сопровождаться это может буквально сбивающими с ног ветрами. Уж за шапками то мы по полям побегали. Погода в горах настолько непредсказуема, что приехав на какой-нибудь объект, придется ехать обратно, так как из-за тумана, сколько его руками не разгребай, все равно ничего не будет видно.
Это произошло и с нами. Пришлось пропустить гору Фицрой (Fitzroy), приехав смотреть которую в город Эль-Чальтен (El chalten), мы были встречены сплошным ливнем, а из за угрозы оползней, полиция перекрыла подходы к скалам. Нам ничего больше не оставалось, как промокшим до нитки после короткого трекинга, поехать обратно в Эль-Калафате.
Когда мы вернулись в наш отель, нам рассказали, тут туристы бывает и по две недели ждут хорошей погоды, чтобы увидеть панораму Фитцроя. Что уж говорить про нас, приехавших на несколько дней и вздумавших посмотреть за это время, все топовые объекты региона.
В любом случае, даже просто ездить среди степей очень увлекательно и на удивление не скучно, так как взгляд постоянно притягивается ландшафтами, окрашенными в какие-то невероятные тона.
После такого провала, мы не отчаялись и решили поехать в один из самых живописных национальных парков Патагонии.
Рядом с Эль-Калафате, в чилийской части Патагонии расположен национальный парк Торрес дель Пайне (Torres del Paine), одновременно это один из самых популярных национальных парков как Чили, так и Патагонии в целом.
Популярен он за счет скал, причудливых форм и сумасшедших, можно сказать инопланетных, природных пейзажей. Подобных ландшафтов, красок, растений, мы нигде никогда не видели.
Такой силы ветра также на себе никогда не испытывали, когда нас иногда буквально сносило и если подпрыгнуть, то можно было и пролететь несколько метров. Суровая патагонская природа еще раз показала нам, что она нам не рада.
Несмотря на то, что из-за тумана, мы часть объектов не смогли рассмотреть, все увиденное в целом очень поразило.
На самом юге Аргентины, расположен один из самых интересных городов страны. Это Ушуая (Ushuaia). Это самый южный город как Южной Америки так и планеты, а также это самый крупный город архипелага Огненная земля.
Территориально Огненная земля относится также к Патагонии. Здесь как-то все по-другому и передать это словами невозможно. Можно провести параллели с северными Скандинавскими городами, но разве что только условно. Вроде и здания и горы, леса, все внешне одновременно что-то напоминает и одновременно нет, будто параллельный мир. Город на краю света и этим все сказано.
Из-за суровых погодных условий город и прилегающие к нему территории кажутся очень мрачными и безжизненными, но в то же время здесь живут очень милые и приветливые люди и касается это даже таксистов, которые могут бесплатно подвезти, просто потому, что им ехать по пути.
Еще здесь что-то удивительное происходит с облаками, так как часто они принимают дивные формы и происходит это из-за особенностей движения воздушных потоков в этой части полушария.
Так как в тысяче километров от Ушуайи находится Антарктида, многие туристы прибывают сюда, чтобы отправиться в круиз к принадлежащим ей островам, а также к другим островам архипелага “Огненная земля”. Спектр круизов и других развлечений довольно-таки большой.
Мы же сюда прилетели только на сутки и то только потому, что прямой перелет из Эль Калафате в Буэнос-Айрес, оказался по цене в два раза дороже, чем перелет с остановкой в Ушуайе.
В любом случае для посещения Антарктиды у нас не было ни времени ни ресурсов и поэтому мы решили посетить, расположенный рядом с городом, национальный парк ''Tierra del fuego''.
Попасть в него интереснее всего по старой узкоколейке ''Tren del mundo'', что в переводе значит "Поезд на краю света". Колею для него прокладывали заключенные в 1910 году для транспортировки древесины, камней и песка.
Так как в свое время на край света ссылали на каторгу заключенных со всей Аргентины, здесь они соответственно и трудились. В 1947 году тюрьму закрыли, а в 1956 заодно закрыли железную дорогу за ненадобностью. В 1994 году часть колеи восстановили и пустили по ней экскурсионный поезд.
Весь процесс очень увлекателен, от покупки билетов на железнодорожной станции, до поездки на паровозе по национальному парку. На вокзале все стилизовано чтобы перенести туристов на 110 лет назад: интерьер станции, машинисты и контроллеры в соответствующей униформе, а также аниматоры-уголовники в полосатых робах. Вагоны оснащены четырехместными купе с внешними дверями.
Поездка по парку занимает один час с остановкой у водопада.
Также можно воспользоваться аудиогидом и послушать историю Огненной земли. Маршрут проходит среди гор, лесов и болот. На самом деле пейзажи с поваленными и сухостойными деревьями очень мрачные и подчеркивается это царящей здесь “холодной” атмосферой и серым, свинцовым небом.
Все вокруг говорит о том, что природа людям здесь не рада. Самое интересное, что одной из причин приведшей к тому, что леса на ”Огненной земле” начали гибнуть стали бобры, которых завезли сюда 70 лет назад из Канады, чтобы в перспективе пускать на шапки. Бобры разбежались по всему острову и сильно расплодились из-за отсутствия естественных врагов, а бобровые шапки вышли из моды. То что охотиться теперь не кому, бобрам никто не объяснил и они по своей привычке продолжили производить строительные работы для возведения плотин, повсеместно валя деревья и затапливая территории, ранее покрытые лесом. В целом, зубастые чувствуют себя очень хорошо, попутно доводя Огненную землю до экологической катастрофы.
Но не только бобры нарушают экологический баланс. Так как территории покрытые водой увеличились, естественно из-за деятельности бобров, здесь хорошо расплодился другой инвазийный вид – кумжа – рыба семейства лососевых, завезенная в свое время из Евразии, которой плавать в местных водоемах ей очень нравится и ест она все, что плохо и что хорошо плавает.
После прибытия поезда на конечную станцию мы отправились на короткий трекинг по парку вдоль озера Рока, где дошли почти до чилийской границы. Здесь нас встретили не менее мрачные и одновременно сказочные пейзажи. Еще здесь на берегу озера находится самое южное на планете почтовое отделение, где мы кинули в почтовый ящик открытки, которые позже долетели за один месяц до Калининграда
Обратно из парка до города мы ехали автостопом притом поймали грузовой автомобиль системы ”каблук”. Из машины вышли два парня, спросили куда нам надо ехать, потом открыли дверь кузова и предложили поехать сидя на коробках с продуктами или тележке из супермаркета. Так как парни оказались мерчендайзерами, то по пути следования они несколько раз останавливались около магазинов и выгружали коробки. В общем, довезли нас до центра города, как полагается в Латинской Америке под Despacito.
Ну а факт пребывания на краю земли мы закрепили в туристическом центре проставив в паспорта по штампу с пингвином (с которым паспорт автоматически становился недействительным. Но нам было всё равно, потому что мы их все равно собирались менять по возвращению домой). Покидать Ушуаю очень не хотелось и здесь мы очень пожалели, что выделили для посещения только одни сутки.
Подытоживая наши путешествия по Аргентине, хочется добавить то, что это одна из тех стран где очень легко можно влиться в повседневную жизнь и в отличие от некоторых других стран Латинской Америки, Азии и даже многих стран Европы не чувствовать себя инородным элементом. Удивительно, но именно Аргентина, одна из максимально удаленных от нас стран, стала для нас одной из самых родных и одновременно близких, куда непременно придется вернуться и скорее всего не один раз.
Спасибо за внимание
Также про Аргентину и про самые живописные водопады Игуасу, можно прочитать тут:
А про Буэнос-Айрес тут: