Писатель Питер Акройд сказал о художнике Уильяме Блейке: «Кто-то может усмотреть в жизни Уильяма Блейка достаточно пафоса и скорби, чтобы назвать её трагедией».
На его долю и правда выпало множество испытаний. Они влияли на становление его личности — и, несомненно, на творчество.
Что же ярче всего влияло на Блейка?
Первое — это исторический контекст. На юность художника (для справки, годы жизни: 1757-1827) пришлось две революции, американская и французская. Они сформировали его взгляд на цивилизацию в целом. Выражал своё видение Блейк на языке хаоса и противоречий, передавая всё это на полотнах.
Второе — в картинах Блейк часто использовал библейские сюжеты. Образы Христа, ангелов, Святых получались у него очень светлыми, тонкими. Очень влияла техника и материалы: Блейк предпочитал акварель и бумагу, а не масляные краски и холсты. Хотя это было не модно.
Третье — Библия была не единственным его источником вдохновения. С самого детства Блейка посещали видения. Журналист Генри Крабб Робинсон писал, что в четыре года будущий художник увидел голову Бога в окне, а потом — пророка Иезекииля в полях и «дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями». По словам того же Робинсона, о видениях Блейк говорил «будничным, безэмоциональным тоном, каким мы говорим о повседневных вещах». Свою особенность он считал даром.
Пока звучит неплохо: несмотря на исторические и политические потрясения, оптимизм и вера сопровождали Блейка по жизни.
Однако, немало было и трудностей
Блейк долгое время не мог найти себе учителя. Он мечтал, чтобы наставником для него стал кто-нибудь из художников британской школы живописи. Она тогда процветала и сулила успех. Но родители не могли себе позволить такого учителя для сына: растили шестерых детей, а отец был мелким лавочником. Но он всё равно поддерживал стремление Уильяма стать художником.
Блейк по итогу обучался у Джеймса Басайра, гравёра, и в этой области его ждал успех. Блейк создавал иллюстрации и даже свой уникальный метод работы изобрёл. Назвал «иллюминированной печатью». Благодаря этому методу Блейку сам Юлий Цезарь бы позавидовал. Ведь Блейк мог теперь быть и автором, и художником, и наборщиком, и печатником, и переплётчиком, и рекламщиком, и продавцом при создании своих стихов. Да, стихи он тоже писал — творчество в нём било ключом.
Его признавали в поэзии, а вот с живописью дела шли так себе. Работы Блейка не жаловали критики и зрители: называли «никудышными», «мешаниной бессмыслицы, непонятностей и вопиющей суетности», а автора — «неудачливым безумцем, чья личная безобидность защищает его от заключения».
Отчаялся ли Блейк?
Да ни разу. Продолжал идти по своему творческому пути, несмотря ни на что. А опорой для него были любовь и понимание жены Кэтрин и Библия.
Искусство и вера могут стать нашей поддержкой даже в самые тяжёлые времена. Поэтому я стремлюсь делиться с вами искусством в своих соцсетях. За его еженедельной порцией подписывайтесь на меня в Дзене.
И напоминаю: с вами на связи была Анастасия Постригай — искусствовед, ректор Академии OP-POP-ART, галеристка, арт-консультант. Уже более 20 лет я влюбляю людей в искусство. Подписывайтесь на меня, чтобы изучать его через яркие истории о жизни художников и их произведениях на простом языке, без сложных терминов.