В селе Степановском Раменского района находится Благовещенская церковь XVI века, а в 1732 году здесь же был возведен и второй храм в честь редкого святого Исаакия Далматского. В день памяти этого святого родился царь Петр I. Храм строился при известных деятелях петровской эпохи князе Матвее Гагарине и бароне Андрее Остермане. Оба окончили дни трагически: один на виселице, а другой в ссылке.
Необычную композицию церкви в Степановском отмечал писатель Николай Иванчин-Писарев:
Едва ли, думаю, найдется где в другом месте такое архитектурное расположение.
Исаакиевский храм-колокольня представляет собой пятиярусную пирамиду наподобие Боровицкой башни Московского кремля только не с шатровым, а восьмигранным завершением. В нижнем ярусе Исаакиевской церкви расположен алтарь, а в верхнем – звонница. В средних трех ярусах находятся галереи нижней церкви.
Степановское было куплено князем Матвеем Гагариным в 1706 году, когда он вступил в должность судьи в Сибирском приказе. Спустя 5 лет Гагарин был назначен губернатором Сибири. Взятки и злоупотребления Матвея Гагарина стали известны Петру I. Несмотря на заступничество ближайших соратников, царицы и даже соседних с Сибирью китайцев, Гагарин был заключен Петром под арест. Князя Гагарина вынуждали признать свои преступления, но сибирский губернатор все отрицал. Наконец, сам Петр убеждал Матвея Петровича сознаться, обещав свободу и возвращения всех имений. Матвей Гагарин не внял царю и в 1721 году был повешен в центре Санкт-Петербурга. Казнь была устроена в устрашение многим вельможам, которых царь специально собрал на площади.
Богатство Матвея Гагарина породило слухи, будто колеса его кареты были окованы серебром, а подковы лошадям делались из золота. Также говорили, будто в его московском доме на Тверской устроили зеркальные стены и стеклянные потолки, над которыми плавали рыбы в воде.
В подмосковной церкви святого Исаакия в Степановском до революции сохранялись бархатные ризы с вышитой надписью:
Сделана сия материя в Москве в 1713 года, в презент губернатору Сибири и князю Матвею Петровичу Гагарину.
В 1721 году, когда был казнен князь Гагарин, был подписан знаменитый Ништадтский мирный договор, завершивший двадцатилетнюю Северную войну. Он был составлен на выгодных для России условиях. Важнейшую роль в этом сыграл дипломат Андрей Остерман, который получил за это от Петра I титул барона, денежную награду и деревни. Петр писал:
Славное сие в свете дело ваше останется навсегда незабвенным; никогда наша Россия такого полезного мира не получала!
Остерман стал новым владельцем села Степановского. Он благополучно вел государственные дела при пяти монархах, но беда случилась при Елизавете Петровне. 18 января 1742 года дипломат был арестован. Из Петропавловской крепости на санях старца привезли на площадь, где его ожидала плаха и топор. Остермана вытолкали из саней, положили голову на плаху, расстегнули воротник рубашки, но перед самым замахом топора палача объявили о помиловании. Барон Остерман при этом жестоком спектакле "не показал ни малейшей перемены в лице". Старика затолкали в те же сани и немедленно выехали из столицы в Сибирь - в Березов. Там и закончил Остерман свои дни. Подмосковное село перешло его дочери Анне Остерман, вышедшей замуж за генерала Матвея Толстого.
Около Исаакиевского храма-пирамиды стоит более древний Благовещенский храм XVI века. До революции в нем хранились две редкие святыни: икона святителя Николая с медальоном-мощевиком и образ апостола Иоанна Богослова, высеченный из кости самим царем Петром I. Старинный образ Николая Чудотворца греческого письма представлял фамильную ценность семьи Толстых. На обратной стороне иконы была надпись:
Сей образ Петра Степановича Толстова, благословил он детей своих... Петр Степанович убит под Ригою во дни государя царя Алексея Михайловича... обложен 1751 года мая 20-го, правнуком его, генерал-майором Матвеем Андреевичем Толстым.
Эта икона могла быть привезена в Москву предком Толстых Андреем Харитоновичем еще в XV веке в правление великого князя Василия Темного. В те годы из гибнущей под натиском турок Византийской империи в Московское государство перевезли многие древние иконы и святыни. Толстые впоследствии выплачивали 500 рублей духовенству Благовещенской церкви села Степановского за молебны перед этой иконой, которые были по воскресеньям и в праздники.
Внучка упомянутого генерала Матвея Толстого Наталья Ивановна Толстая позднее повесила на фамильный образ медальон с мощами Николая Чудотворца, на котором была надпись на латинском языке. Эту святыню наследница Толстых и Остерманов получила через католического епископа из итальянского города Бари, где и по сей день хранятся мощи святителя Николая.
Благовещенская и Исаакиевская церкви в Степановском, по удачному определению писателя Иванчина-Писарева, является памятником не только церковным, но и историческим:
Здесь соединение двух святынь, духовной и отечественной
Пока же эти две уникальные подмосковные церкви находятся в аварийном состоянии, а службы совершаются в отдельном новом здании.