Найти в Дзене

Великобритания: «Престонская модель» ​– «держать свои расходы ближе к дому»

Малые города сталкиваются с рядом вызовов: отток населения, нехватка инвестиций, слабая экономика. Однако в мире есть успешные примеры того, как такие территории трансформируются и привлекают капитал. АСИ сделало подборку лучших практик из Великобритании, США, Германии, Японии и Европы. Престонская экономическая модель (по имени городского округа Престон с населением около 148 тыс. человек на северо-западе Англии) – это одна из моделей развития, опирающихся на сильные стороны каждой территории (Place-Based Approaches). В рамках сотрудничества с Центром местных экономических стратегий (CLES) Престон изучил и стал внедрять американскую модель «наращивания благосостояния сообщества» (CWB). Согласно данной модели, крупные учреждения, такие как больницы, аэропорты, университеты и колледжи, жилищные ассоциации и сами местные органы власти, рассматриваются как «якоря», вокруг которых могут стабилизироваться и расти региональные экономические экосистемы. Основа модели – опора на якорные органи
Оглавление
«Престонская модель» – инфографика. Источник фото: https://thenextsystem.org/learn/stories/infographic-preston-model
«Престонская модель» – инфографика. Источник фото: https://thenextsystem.org/learn/stories/infographic-preston-model

Малые города сталкиваются с рядом вызовов: отток населения, нехватка инвестиций, слабая экономика. Однако в мире есть успешные примеры того, как такие территории трансформируются и привлекают капитал. АСИ сделало подборку лучших практик из Великобритании, США, Германии, Японии и Европы.

Престонская экономическая модель (по имени городского округа Престон с населением около 148 тыс. человек на северо-западе Англии) – это одна из моделей развития, опирающихся на сильные стороны каждой территории (Place-Based Approaches).

В рамках сотрудничества с Центром местных экономических стратегий (CLES) Престон изучил и стал внедрять американскую модель «наращивания благосостояния сообщества» (CWB). Согласно данной модели, крупные учреждения, такие как больницы, аэропорты, университеты и колледжи, жилищные ассоциации и сами местные органы власти, рассматриваются как «якоря», вокруг которых могут стабилизироваться и расти региональные экономические экосистемы.

Основа модели – опора на якорные организации/предприятия в регионе и создание стимулов, чтобы они тратили генерируемые средства внутри региона, тем самым интенсивно поддерживая местный бизнес и трудоустройство местных жителей.

Другие ключевые компоненты «Престонской модели» включают содействие бизнесу, принадлежащему местным рабочим, развитие местных кредитных союзов и банков для обеспечения доступа к финансированию в бедных районах, а также инвестиции в местные проекты.

CLES определил 12 крупных учреждений в Престоне, включая городской и окружной советы, университет, отделение полиции и больницу, через которые начал реализовываться новый подход – «держать свои расходы ближе к дому». Объем перенаправления общей ежегодной покупательной способности этих якорей был оценён в размере 1,2 млрд фунтов стерлингов (включая тендерную систему закупок услуг и товаров у местных поставщиков).

«Престонская модель» показала многообещающие результаты​​: за первые четыре года ее работы расходы на местные закупки выросли с 5% до 18,2% в городе Престон и с 39% до 79,2% в целом в графстве Ланкашир, что привело к укреплению местных цепочек поставок.

Хронология внедрения «Престонской модели»

  • 2013 г.: Анализ расходов «якорных» учреждений показал, что из 750 млн фунтов стерлингов только 5% приходилось на город Престон и 39% — на графство Ланкашир, а «утечка» из экономики Ланкашира составляла 450 млн фунтов стерлингов.
  • 2013–2015 годы: Центр местных экономических стратегий (CLES) и «якорные» учреждения изучили потоки в размере 450 млн фунтов стерлингов, которые «утекали» из местной экономики, и начали внедрять новую модель. Была создана «Группа специалистов по закупкам в Престоне» для обмена результатами.
  • 2017 год: CLES повторил анализ расходов основных учреждений города, который показал, что расходы в экономике Престона увеличились с 38 млн фунтов стерлингов до 111 млн фунтов стерлингов.
  • 2017 год: Городской совет провел дальнейшую работу по повышению благосостояния населения, включая развитие кооперативного сектора и инвестирование пенсий в студенческое жилье, которое строилось местным девелопером.
  • После 2019 года: «Престонская модель» получила широкое признание в британской прессе​​ как пример возвращения городом контроля над управлением, что вдохновило волну других местных властей на действия.

Эффекты от реализации модели

  • 74 миллиона фунтов стерлингов были перенаправлены обратно в экономику Престона через местные закупки, а 200 миллионов фунтов стерлингов были инвестированы в региональную экономику Ланкашира.
  • Престон вышел из списка 20% самых неблагополучных районов Великобритании.
  • Уровень безработицы снизился с 6,5% в 2014 г. до 3,1% в 2017 г. (по сравнению со средним показателем по Великобритании в 4,6% в 2017 г.).
  • В 2018 году Престон был назван «Городом с самыми большими достижениями по улучшению качества городской среды в Соединённом Королевстве» в рейтинге «Good Growth for Cities».

Источники для дополнительного изучения:

https://pec.ac.uk/policy-briefings/stimulating-local-growth-through-procurement-lessons-from-the-preston-model

https://cles.org.uk/wp-content/uploads/2019/07/CLES_Preston-Document_WEB-AW.pdf

​​https://www.theguardian.com/books/2021/may/26/paint-your-town-red-by-matthew-brown-and-rhian-e-jones-review-the-preston-model

https://www.anewdirection.org.uk/asset/4117