Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Тайна золотого Будды" (Чехословакия, 1973): "за" и "против"

Тайна золотого Будды / Tajemství zlatého Buddhy. Чехословакия, 1973. Режиссёр Душан Клейн. Сценаристы: Ладислав Фукс, Душан Клейн (по роману Йозефа Несвадбы). Актеры: Эдуард Цупак, Бланка Валеска, Отакар Броусек и др. Прокат в СССР – с 5 января 1975: 11,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссёр Душан Клейн (1939-2022) не относился к режиссерам «высшей лиги» чехословацкого кино, но его фильмы нередко имели немалый успех у аудитории. В детективе «Тайна золотого Будды» пражский учитель оказывается вовлеченным в события загадочные и опасные… Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) справедливо отметила, что можно «назвать этот фильм стопроцентным классическим детективом. «Тайна золотого Будды», казалось бы, дает для этого все основания. Есть в нем (как вы уже и по заголовку заметили) тайна, хранимая в чреве маленькой золотой фигурки, есть внезапное исчезновение золотого Будды, есть весьма загадочная героиня — старая баронесса, которая то ли сошла с ума, то ли выдает себя за су

Тайна золотого Будды / Tajemství zlatého Buddhy. Чехословакия, 1973. Режиссёр Душан Клейн. Сценаристы: Ладислав Фукс, Душан Клейн (по роману Йозефа Несвадбы). Актеры: Эдуард Цупак, Бланка Валеска, Отакар Броусек и др. Прокат в СССР – с 5 января 1975: 11,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Душан Клейн (1939-2022) не относился к режиссерам «высшей лиги» чехословацкого кино, но его фильмы нередко имели немалый успех у аудитории.

В детективе «Тайна золотого Будды» пражский учитель оказывается вовлеченным в события загадочные и опасные…

Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) справедливо отметила, что можно «назвать этот фильм стопроцентным классическим детективом. «Тайна золотого Будды», казалось бы, дает для этого все основания. Есть в нем (как вы уже и по заголовку заметили) тайна, хранимая в чреве маленькой золотой фигурки, есть внезапное исчезновение золотого Будды, есть весьма загадочная героиня — старая баронесса, которая то ли сошла с ума, то ли выдает себя за сумасшедшую, то ли несправедливо объявлена сумасшедшей. Есть, наконец, и убийство, пуля, застрявшая в стене, пуговица, которая оставлена убийцей на месте происшествия и непременно наведет нас на след, крадущиеся, осторожные шаги в ночи, бегство подозреваемого через окно второго этажа, торопливый топот погони. Есть и главный герой, столь уместный в фильмах детективного жанра, — молодой учитель, самостоятельно напавший на след преступника и в конце концов изобличивший его.

Одним словом, в «Тайне золотого Будды» есть все, чтобы фильм можно было назвать детективом. И тем не менее приключенческая интрига сама по себе авторов не очень занимает. Они не стремятся специально запутать зрителя, оттянуть разгадку убийства под самый конец, как это обычно бывает в классических лентах этого жанра.

У чехословацкого режиссера Душана Клейна несколько иные цели. Дело в том, что выстрел, сразивший наповал уполномоченного рабочего кооператива Ямату, был не одинок, а прозвучал в хоре других выстрелов, которыми жандармы пытались разогнать толпу забастовщиков, требовавших от барона — владельца фабрики—увеличения заработной платы. Драма, происшедшая в доме Яматы, таким образом как бы накладывается на драму, разыгравшуюся в одном из фабричных поселков Северной Чехии…» (Хлоплянкина, 1975).

Зрители XXI века иногда вспоминают эту ленту:

«Классический чешский детектив, который черпает свои силы из наследия предыдущих десятилетий, хотя отличается временем действия. Обычно представители подобного жанра редко отправлялись в прошлое и рассказывали истории из современности, причем городской, но в этот раз было решено сделать экскурс в предыдущий век, подняв по дороге социальную и политическую проблематику капиталистического строя, жестокого и несправедливого.

Фильм снят по книге Йозефа Несвадбы, для которого этот роман был очень нехарактерен, так как известен он был в основном своими работами в жанре фантастики, многие из которых находили свое воплощение и в кино – «Я убил Эйнштейна, господа» или «Девушка Голем». А вот режиссер фильма Душан Клейн с детективном жанром был как раз на ты.

Впрочем, детективная составляющая фильма делит, как это было и в самом романе, внимание зрителя на равных условиях с историческим реализмом и социальным анализом, а темы забастовки и общественного неравноправия, столь удобные для властей того времени, жестко вплетены в историю. …

К Клейну как к таковому тут особо претензий нет. Драматургические недостатки и общий реализм, который отдает скукой, перекочевали в сценарий из оригинального литературного источника. Причем режиссеру удалось даже оживить не самый бодрый материал. А что касается политической ангажированности ожидать чего-то иного во времена начала «нормализации» чешского кинематографа сложно, да и эти элементы хоть и вплетены грубо, но являются частью истории, даже ее детективной стороны.

Как следствие, постановка разворачивается именно в этой эстетике пусть и не яркой, но стильной эстетики 60-х с черно-белой пленкой, сдержанным темпом и без особых ярких изысков» (Фудо).

Киновед Александр Федоров