Когда мне хочется красоты, ярких впечатлений и эстетического удовольствия, я отправляюсь в музей Фаберже. Считаю, что именно этот музей должен быть одним из первых в списке при посещении Санкт-Петербурга. Он не так разрекламирован, как Эрмитаж, но диковинной красоты и блеска в нем не меньше.
Данный музей это настоящая машина времени, которая перенесет вас и в сказку, и в эпоху семейных историй императорской семьи.
Что восхищает
Музей Фаберже это один из знаковых музеев страны, где собрана богатейшая коллекция русского ювелирного искусства. Сюда я прихожу для того, чтобы полюбоваться на прекрасные работы самых известных ювелиров дореволюционной России: К. Фаберже, М. Перхина, Ф. Рюкерта, Г. Вигстрёма, А. Хольмстрёма, А. Хольминга, П. Овчинникова, Г. Грачева и других. Их творения потрясают своей красотой и изяществом.
Особенно мне нравятся работы Михаила Перхина. Это главный мастер фирмы Карла Фаберже, автор многих императорских пасхальных яиц (яйцо герцогини Мальборо, «Коронационное», «Ландыши», «Ренессанс» яйцо-часы «Петушок» и другие).
Помимо ювелирных яиц, на счету Мастера очень много интересных работ. Например, усыпанный бриллиантами театральный бинокль в стиле рококо:
Или вот такая бонбоньерка в форме головы бульдога с бриллиантовыми глазами, ноздрями и зубами. Она в перевернутом виде превращается в безобидную емкость для хранения ваших любимых конфет:
Затем мне очень нравятся работы Федора Рюкерта, выдающегося московского мастера художественной эмали, сотрудничавшего с фирмой Фаберже.
Он прославился небольшими серебряными изделиями, украшенными эмалью по скани. В узорчатую ткань включались живописные эмалевые миниатюры на темы русской истории, боярского быта и фольклора. В музее представлено много его работ: портсигары, шкатулки, вазы, сервизы, пудреницы, флаконы духов.
Ниже выборочно покажу некоторые работы мастеров.
Портсигар, мастер Август Хольмстрём:
Цветы «Анютины глазки» в стаканчике из горного хрусталя, мастер Генрик Вигстрём. Они символизировали мысли дарителя о предмете своих дум и чувств:
Табакерка Презентационная с портретом императора Николая II, мастер Карл Бланк:
Что не понравилось
Предметы в музее просто восхищают своей роскошью. Ими можно бесконечно любоваться. Но хочется выразить музею свое недовольство.
Я все понимаю, сейчас век цифровизации и технологий. И это считается верхом прогрессивности, современности и удобства. Говорю за себя - это не так. Но уверена, что ко мне присоединится много людей, особенно в возрасте, у которых нет новомодных смартфонов и которые не имеют возможности загрузить музейные маршрутизаторы, чтобы узнавать из телефона, что же это за экспонат, выставленный в стеклянном боксе!
Дело в том, что в музее стоят великолепные витрины-боксы в которых располагаются экспонаты. Эти экспонаты помечены только цифрами, а это означает, что каждую цифру можно расшифровать только:
- Взяв в руки гид-путеводитель. Представляет он собой печатную книженцию в 185 страниц наимельчайшего шрифта. Выдают бесплатно. Мне, например, взять её не удалось из-за большого количества посетителей;
- Открыть электронную версию музея посредством своего гаджета. Войти в меню «путеводитель по музею», скачать большой PDF-файл. Это будет та же книга, только в электронном виде, из которой вы будете узнавать информацию про экспонаты;
- Купить аудиогид за 300 рублей.
Почему я, глядя на экспонат, должна тратить время на рысканье информации в печатной книге, где нужно сверить номер зала, название зала, номер витрины, номер экспоната? Я что, в библиотеке? Для кого этот мелкий шрифт? Собрание музея состоит из тысячи маленьких и не очень предметов. И вот их надо отыскать в книжке!
Или почему я, вместо того, чтобы любоваться шедеврами и считывать на ходу информацию с "устаревших" информационных табличек, должна параллельно ковыряться в своём смартфоне? А если ситуация, что я пришла в музей, а у меня телефон уже разряжается? Обычный человеческий фактор. Издевательство какое-то, честное слово.
Остается только покупать Аудиогид или полноценную экскурсию. Скорее всего, на это и весь расчёт у музея. Потому что администратор, которая на парадной лестнице проверяет билеты, сразу озвучивает «возьмите аудиогид!». Выглядит это как навязывание дополнительных платных услуг.
Если вы не аудиал, то вам придется пользоваться первыми двумя способами. Хотите вы того или нет.
В общем, я очень не довольна была в день посещения. И не я одна такая. Картина посетителей выглядела так: люди стояли с книгами из почти 200 страниц и листали. Пытались найти номер зала, номер куба, номер лота. Другие, кто понял, что это за экспонат ходили друг за другом хвостом, кооперировались особнячком и слушали друг друга.
Хорошо тем, кто приходит вдвоём. В этой ситуации один ищет в книге нужное описание и озвучивает собеседнику. Но я, например, по таким музеям люблю ходить в одиночестве. Так никто не отвлекает и не сбивает с мыслей.
Некрасивая презентация красивейших экспонатов
До пандемийных событий, около каждого стеклянного куба имелась доступная информация о каждом экспонируемом предмете, который располагался в нем. Можно было на ходу бросить взгляд, чтобы понять что это за предмет, кто мастер, из каких материалов сделан и какой датой датирован. Сейчас это настоящие танцы с бубнами! В итоге я даже психанула, просто наслаждалась красотой. Но настроение было подпорчено.
Считаю такую презентацию роскошных экспонатов не красивой. Так же расцениваю это как элементарное неуважение к посетителям.
Ведь помимо современной молодёжи, которую совершенно не интересуют мастера ювелирного искусства, есть люди старшего возраста, которым не удобен такой формат знакомства с шедеврами. О такой категории граждан совершенно не подумали. Получается, музей полностью заточен под владельцев смартфонов. На счет экспонатов вопросов нет. Они прекрасны. Испытываю огромное наслаждение разглядывать всю эту красоту.
В общем, моя статья будет полезной скорее тем, кто первый раз собирается в музей Фаберже. Помните, что:
- информационных табличек в музее нет
- об «учебном пособии» вы узнаете по факту уже в залах. Когда увидите посетителей усердно смотрящих в одинаковые книги
- о PDF-файле вы узнаете, только когда психанете и отправитесь спрашивать у смотрителя про экспонаты
Хочу чтобы вернули информационные таблички. Что это за изба-читальня такая? В таком разе я и дома эту книгу могу полистать.
😉 А как вы расцениваете такой современный подход подачи информации? Как вы считаете, мое брюзжание обосновано или это уже старческое?
📍 Где: СПб, Набережная реки Фонтанки, 21 (ближайшая станция метро Гостиный двор)
🫰Стоимость: 600 руб без экскурсии, 1300 с экскурсией, аудиогид - 300 руб.
Красоту пасхальных яиц Фаберже можно увидеть в этой статье: