Эрмитаж обладает одной из самых известных в мире коллекций костюмов и аксессуаров. В силу своей хрупкости многие экспонаты не могут быть представлены в музее постоянно, но периодически участвуют в выставках. Мы показываем эти потрясающие вещи в нашей рубрике. Также здесь вы можете найти интересные факты из истории мировой моды, проиллюстрированные с помощью эрмитажных экспонатов.
#ОбразЭпохи
На некоторых музейных портретах можно увидеть изображения людей в одеждах с разрезами. И мы говорим не о лохмотьях, а о роскошных платьях и камзолах с прорехами. Видели такие когда-нибудь? Почему это не просто дырки, для чего они нужны и как связаны с деньгами – рассказываем в новом выпуске рубрики «Образ Эпохи».
Подобные отверстия на одежде – не признак износа, а модный в XVI–XVII веках приём, так называемая иссечённая ткань. Это могли быть проколы или разрезы разной формы на мужских и женских нарядах. Такой декоративный элемент можно встретить на бархате, сукне, шёлке, коже и других материалах.
Многие тенденции в истории моды рождаются из функциональности. Так получилось и в этом случае. Сначала несколько больших разрезов на рукавах платьев появилось для того, чтобы было удобно сгибать руку в локте или поднимать её вверх. А уже после приём трансформировался в небольшие множественные отверстия на иссечённой ткани. Интересно почему?
Внутри разреза красиво просвечивала подкладка или в некоторых случаях – нижнее бельё. Чаще всего это была белоснежная ткань, и такой элемент являлся показателем богатства и статуса. Дело в том, что до конца XVIII века и до использования первых химических отбеливателей поддерживать ослепительную белизну было очень тяжело. Это могли себе позволить лишь самые привилегированные слои населения.
Таким образом дырка на ткани, в современности часто ассоциирующаяся с бедностью, в XVI–XVII веках являлась атрибутом богатства и роскоши.
А вы бы примерили на себя наряд с модными прорехами?