Ценители искусства имя Иеронима Босха ассоциируют с загадками, тайнами и, конечно же, символизмом. И неспроста! Нидерландский художник искусно на своих полотнах изображал символические образы, однако для Босха был важен не сам конкретный символ, а общий контекст работы. Содержание, идея и эмоциональность прослеживаются на всех полотнах великого мастера кисти.
Картины Иеронима Босха сразу сочетают в себе прекрасное и уродливое, духовное и земное! Большинство работ художника написаны на библейскую тематику: религиозные сюжеты, изображение Рая и Ада, сцены из Ветхого и Нового завета и библейские притчи – это основа вдохновения Босха.
Так, полотно «Блудный сын» 1510 г. – это авторская визуализация притчи о блудном сыне! Благодаря искусствоведу Максу Фридлендеру картину начали интерпретировать как иллюстрацию к притче, ведь именно он в XX веке увидел в страннике образ блудного сына... Притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки напоминает о Божьей благодати и милости, побуждает жить в покаянии, прощении и любви, ответственности и примирении!
Стоит отметить, что поздняя работа Босха долгое время носила другие названия - «Путник», «Странник» и «Пилигрим». Ранние названия полотна отсылают к теме странничества, поэтому сюжет не сразу отнесли к смыслу известной библейской притчи. Исследователи также утверждают, что нет прямой связи между притчей и картиной, ведь скорее всего художник просто изобразил бродячего торговца, решившего встать на путь истинный и отказаться от беспорядочной и бессмысленной жизни... Сам художник ни раз проецировал на полотнах убеждение, что человек – это просто гость и путник на земле, который обязан пройти земной путь и преодолеть тысячи соблазнов до своей смерти, после которой он сможет получить вечную жизнь в Раю!
Также специалисты уверены, что полотно «Блудный сын» является частью несохранившегося триптиха «Пилигримаж по земной жизни», а также сильно напоминает сюжет другой работы Иеронима Босха – триптиха «Воз сена». Главные герои этих полотен похожи между собой, одна и та же поза, аксессуары и собака, но детали и смысл картин разный...
Герой картины «Блудный сын» – тощий, раненый и изможденный мужчина, одетый в разодранное платье, на одной ноге обут старый ботинок, на другой – тапок. Ему тяжело идти, он опирается на палку, чтобы сделать тяжелый небольшой шаг. Его внешний вид так и кричит, что мужчина нищий, отвергнутый, жалкий, блудный сын, отправившийся в путь. Однако на поясе виден хороший нож, который символизирует желание мужчины защитить себя от нападок разбойников и других угроз судьбы. Путник не сдается на пути к лучшей жизни!
Интересный факт: картина написана в круг неспроста! Идея полотна – человек на пути раскаяния и возвращения в праведную жизнь. Путь героя подчеркивается формой работы. Также сама форма круга олицетворяет нимб и святость.
Полотна Босха всегда наполнены символами и пасхалками, картина «Блудный сын» не исключение:
1. Собака – символизирует клевету и злословие. Рыжая шерсть, ошейник с шипами и оскаленная пасть – все намекает на дьявольскую сущность животного. Странник прогоняет собаку от себя с помощью палки...
2. Поза путника так и кричит, что мужчина еще не выбрал путь между добром и злом, он переживает и борется с душевными терзаниями. Только сам путник сможет выбрать правильный путь для себя.
3. Сова на дереве – символ мудрости. Птица наблюдает за метаниями путника, который еще не определился с будущим.
4. Старое здание, дом или бордель, откуда выходит странник – это воплощениедьявольских соблазнов и людской греховности... Блуд (милование пары в дверном проеме), непотребство (пьяный мужчина справляет нужду за углом здания), лишение свободы (женщина с грустью и завистью провожает взглядом путника, ей не выбраться из этой грязи)...
5. Лебедь на вывеске таверны. В средние века лебедь олицетворял лицемерие и обманчивость образа: лебедь – красивая, чистая, статная птица, но мясо чёрное!
6. Пожитки за спиной странника. Мужчина не просто несет свои вещи, он взгромоздил свою прошлую жизнь, как ношу, и собирается взять остатки прошлого с собой... Ложка и шкура кошки, привязанные к корзине, символизируют пороки странника (во времена Босха было позорное наказание – избиение мертвой кошкой)...
7. Шапка в руке путника – символ свободы, но герой её ещё не надел на голову, потому что мужчина все еще мечется в поисках своей судьбы!
8. Корова – олицетворяет благополучие и зажиточность и символизирует плодородие и благоденствие. Если путник войдет через ворота, за которыми находится корова, то попадет в свою новую жизнь...
Картину «Блудный сын» Иеронима Босха можно разглядывать часами и каждый раз находить все новые и новые детали и аллегории. Великий художник и мастер ребусов не просто отражал время, в котором жил. Он смог написать картины, которые до сих пор актуальны, ведь во все времена у людей одни и те же проблемы, пороки и возможности в жизни!
Сейчас картина хранится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. Полотно было приобретено ещё в 1931 году голландским музеем Бойманса, который ранее носил другое название - «Торговец вразнос»! Также работа Босха «Блудный сын» участвовала в самой первой выставке, посвящённой нидерландскому художнику.
Сейчас же можно посетить выставку репродукций картин «Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи» в Москве!
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка 26
Торгово-офисный центр «Якиманка 26»
График работы до 20 апреля 2025 года:
График работы:
Будни: 12:00 - 21:00
Выходные: 11:00 - 20:00