Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г.
Дзен-канал репетитора Богуновой В.Г.
Продолжаем финиш-марафон подготовки к ЕГЭ по Химии 2025! Сегодня работаем по 8 заданию.
В 8 блоке заданий ЕГЭ по Химии 2025 представлены следующие разделы программы: "Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие способы получения металлов. Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений)"
В первичной публикации по освещаемой теме я помещаю собственно задание. Пробуйте выполнить его самостоятельно. Через день-два статья дополнится анализом (с ответами). Такая форма подачи учебного материала позволяет отлично мотивировать абитуриента на повторение перед экзаменом. Моим ученикам понравилось! Результат отличный!
Тренировочное задание 8 ЕГЭ по Химии 2025
Загляните на мои страницы ВК и Телеграмм. Там я размещаю другие варианты 8-х тренировочных заданий.
Тренировочное задание 8 ЕГЭ по Химии 2025 в ВК
Тренировочное задание 8 ЕГЭ по Химии 2025 в Телеграмм
Ответы на тренировочное задание 8 ЕГЭ по Химии 2025
Выскажу крамольную мысль: Химию в совершенстве выучить невозможно! Помните старую добрую поговорку: "На пять Химию знает Бог, на четыре - преподаватель, студенты знают предмет на слабенькую троечку".
Не нужно забрасывать меня тухлыми яйцами! Я - фанат именно такого видения химии, во главе угла которого стоит "Госпожа ЛОГИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА".
Не нужно все знать, нужно знать, как решать! (авт.)
Я миллион раз писала о том, что сдать ЕГЭ на 95+ абсолютно реально, даже если ты имеешь средний уровень знаний, полученный в обычной (не профильной) школе! Как же так?! Ведь даже я убеждаю начинать готовиться к государственному экзамену с 9-10 класса! Все правильно! Примерно 30-40% времени подготовки мы усваиваем фактический материал, а в остальной период - развиваем умение и приобретаем опыт ЛОГИКИ АНАЛИЗА!
Меня часто спрашивают ученики и родители - зачем будущему врачу нужна химия в таком объеме (формате)? Зачем учиться решать задачи, над которыми "даже кандидат наук плачет"?
Уважаемые дети, папы и мамы, бабушки и дедушки! Запомните, когда вы станете врачами, вы забудете теоретическую часть химии (из того, что выучили до ЕГЭ) примерно на 99%! Но что от вас никуда не денется, так это умение анализировать и строить логические умозаключения! Именно это отличает хорошего врача-диагноста от профана!
Когда вы станете дипломированными химиками (фармацевтами, биологами, биотехнологами и т.д.), благодаря умению логически анализировать, вы легко выйдете за горизонты науки, добьетесь успехов на выбранном поприще, изобретете новые материалы, лекарства, методы лечения!
Недаром мои ученики благодарят меня, в первую очередь, за то, что я "научила их учиться"! Многие из них уже давно закончили ВУЗы с красными дипломами, защитили кандидатские и докторские диссертации и стали известными специалистами.
Однако, вернемся к статье!
Секреты "хитрой модели алгоритма" выполнения задания
Напомню, по условию задания нужно установить соответствие между реагирующими веществами (слева) и продуктами их взаимодействия (справа).
Не торопить охватить сразу всю представленную информацию. Внимательно просмотрите реагенты (слева). Если вы абсолютно точно знаете результат реакции - выбирайте строчку справа. Затем в процессе общего анализа, можно будет еще раз все это проверить.
"Хитрая модель алгоритма" - строится на анализе, основанном на сравнении продуктов и реагентов.
Модель удобно использовать в том случае, если теоретические познания химии оставляют желать лучшего или абитуриент сомневается, волнуется и у него в голове "что-то похожее на кашу".
Что сравниваем?
1) Химические элементы слева и справа должны совпадать.
2) Если для элемента характерны многие степени окисления, определяем их изменение в соответствии с типом химической реакции.
3) Если нет соответствия по позиции 1) или 2) - ставим прочерк (-). Если "вроде как подходит", ставим точку (•). Если точек несколько, сравниваем результаты еще раз
Для удобства я выделила разным цветом каждую строку реагентов и столбик анализа продуктов (с прочерками (-) и точками (•)).
Не торопитесь говорить, что все это "чушь собачья" и вы ничего не поняли. Прочитайте анализ - во всем разберетесь. Уверена, вам понравится!
Выполнение и анализ задания
Для удобства понимания рекомендую сделать скрин экрана с таблицей решения и распечатать его. Легко понимаешь смысл текста, если смотришь на распечатанную таблицу решения
А) Ca3N2 + HCl(изб) →
1) → Ca(NO3)2 + H2O (-) справа отсутствует хлор
2) → Ca(NO3)2 + H2 (-) справа отсутствует хлор
3) → CaCl2 + NH3 + H2O (-) слева отсутствует кислород
4) → CaCl2 + NH4Cl (•) степень окисления norm, элементы const
5) → Ca(NO3)2 + NO + H2O (-) справа отсутствует хлор
6) → CaCl2 + N2 + H2O (-) слева отсутствует кислород
У меня ушло 10 секунд на анализ (я уже в том возрасте, когда думают медленно, но верно).
Возвращаемся к строке 4), где была поставлена (•) и еще раз просматриваем реакцию. Очевидно, что это А) Ca3N2 + HCl(изб) - это кислотный гидролиз бинарных соединений. И хотя никакого уравнения реакции писать не нужно, при обучении желторотиков, я предпочитаю уделять большое внимание "химизму процесса" (не анализом единым строится обучение), поэтому обязательно все довожу до конца.
Итак, строчка А) Ca3N2 + HCl(изб) → ответ 4) → CaCl2 + NH4Cl
Б) Ca(NO2)2 + NH4Cl →
1) → Ca(NO3)2 + H2O (-) справа отсутствует хлор
2) → Ca(NO3)2 + H2 (-) справа отсутствует хлор
3) → CaCl2 + NH3 + H2O (-) справа только низшая степень окисления N
4) → CaCl2 + NH4Cl (-) слева и справа NH4Cl
5) → Ca(NO3)2 + NO + H2O (-) справа отсутствует хлор
6) → CaCl2 + N2 + H2O (•) элементы const, степень окисления N(+3)→(0)←(-3)
У меня ушло 10 секунд на анализ.
Возвращаемся к строке 6), где была поставлена (•) и еще раз просматриваем реакцию. Очевидно, что Б) Ca(NO2)2 + NH4Cl - окислительно восстановительная реакция, которая соответствует "второй рекомендации" в авторской технологии написания уравнений ОВР: если окислитель и восстановитель - один и тот же элемент, но в разных соединениях (с разными степенями окисления), то продуктами обеих полуреакций будет одно и тоже вещество с промежуточной степенью окисления.
Не стала прописывать полноценное уравнение ОВР с анализом по градационной шкале степеней окисления, чтобы не сбиваться с "логической тропинки" выполнения теста. Написала сразу готовое уравнение реакции (для общего ознакомления с химизмом).
Итак, строчка Б) Ca(NO2)2 + NH4Cl → ответ 6) → CaCl2 + N2 + H2O
В) Ca(OH)2 + NH4Cl →
1) → Ca(NO3)2 + H2O (-) справа отсутствует хлор
2) → Ca(NO3)2 + H2 (-) справа отсутствует хлор
3) → CaCl2 + NH3 + H2O (•) степень окисления norm, элементы const
4) → CaCl2 + NH4Cl (-) слева и справа NH4Cl
5) → Ca(NO3)2 + NO + H2O (-) справа отсутствует хлор
6) → CaCl2 + N2 + H2O (-) степень окисления N слева и справа разная
У меня ушло 10 секунд на анализ.
Возвращаемся к строке 3), где была поставлена (•) и еще раз просматриваем реакцию. Очевидно, что это В) Ca(OH)2 + NH4Cl → - это реакция обмена между сильным основанием и солью слабого основания и сильной кислоты. Работает "принцип сильного". В данной реакции - сильное основание вытесняет слабое (и летучее) из растворов солей. Кстати, это - качественная реакция на соли аммония. Обязательно прописываю уравнение реакции - ребята не должны далеко уходить от химизма процесса.
Реакция легкая. Можно было бы и не "городить огород" с анализом. Но это для кого как. На экзамене желторотик может растеряться. Анализ здесь выступает в качестве "спасательного круга".
Итак, строчка В) Ca(OH)2 + NH4Cl → ответ 3) → CaCl2 + NH3 + H2O
Г) Ca(OH)2 + HNO3 →
1) → Ca(NO3)2 + H2O (•) степень окисления norm, элементы const
2) → Ca(NO3)2 + H2 (-) степень окисления Н слева и справа разная
3) → CaCl2 + NH3 + H2O (-) справа появляется хлор
4) → CaCl2 + NH4Cl (-) справа появляется хлор
5) → Ca(NO3)2 + NO + H2O (-) степень окисления меняется только у N
6) → CaCl2 + N2 + H2O (-) справа появляется хлор
У меня ушло 10 секунд на анализ.
Возвращаемся к строке 1), где была поставлена (•) и еще раз просматриваем реакцию. Очевидно, что это Г) Ca(OH)2 + HNO3 → - это реакция нейтрализации (между основанием и кислотой) с образованием соли и воды.
Реакция очень легкая. Уверена, что даже слабые абитуриенты дадут правильный ответ без всякого анализа.
Итак, строчка Г) Ca(OH)2 + HNO3 → ответ 1) → Ca(NO3)2 + H2O
Вот и все! Задание выполнено! Итого у меня на анализ ушло 40 секунд.
Загляните на мои страницы ВК и Телеграмм. Там я размещаю другие варианты 8-х тренировочных заданий и ответы на них. Вы можете потренироваться, применяя "хитрый анализ" для выполнения аналогичных заданий
Ответы на тренировочное задание 8 ЕГЭ по Химии 2025 в ВК
Ответы на тренировочное задание 8 ЕГЭ по Химии 2025 в Телеграмм
Оглянувшись на выполненное задание, диву даешься - столько объяснения при таком легком тесте! Да-да, все кажется легким, когда разложишь по полочкам. А ведь в начале для многих задание казалось достаточно серьезным. Не даром огромное число моих читателей неоднократно возвращались к публикации в ожидании увидеть ответы и познакомиться с тайнами "хитрого анализа". Откуда я это знаю? У меня подключена Метрика, которая мониторит всех посетителей страницы - кто, что, откуда, сколько раз читал и как долго изучал статью.
Не торопитесь писать мне саркастические комментарии - типа "какую ерунду я объясняю детям, вместо того, чтобы заставлять их учить на память все химические процессы вместе с таблицей Менделеева впридачу" (не удивляйтесь, такое тоже встречается).
Особо рьяным злопыхателем отвечу. Я не воспитываю попугаев, которые запоминают уравнения реакций, обладая, "энциклопедическими знаниями". Фраза красивая, но энциклопедизм - это, извините, тупо. Энциклопедию можно и нужно носить больше в смартфоне, чем в голове. Если уже знания есть, их открывать по-новому не нужно. Мы пользуемся готовыми знаниями, как инструментами для работы. Новые открытия приходят только к тем, кто умеет мыслить, владея логикой системного анализа!
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова