До 6 месяцев вода НЕ нужна малышам – это связано с тем, что ребенок получает достаточно жидкости из питания, грудного молока или его заменителей (адаптированной молочной смеси).
Вот тут можно посмотреть современные рекомендации по употреблению напитков для детей с рождения и до пяти лет
Почему так много споров на тему допаивания?
- Современные рекомендации отличаются от того, что предлагали раньше. Но люди учатся друг у друга и получается, что опыт мам и бабушек не подходит. Это вызывает удивление, негодование, испуг. Получается, что раньше делали неправильно? У старшего поколения появляется аргумент «Ну вы же как-то выросли». «Как-то» вовсе не значит хорошо и если сейчас мы знаем больше, лучше не делать то, что не подходит.
- Допаивание рекомендовали из-за того, что предлагали кормить по режиму, а дети не могут выдерживать большие интервалы между кормлениями и нуждаются в сосании не только для того, чтобы поесть. И тогда решили, что можно давать воду, чтобы снизить дискомфорт ребенка.
- Кажется, что если взрослые не только едят, но и пьют, то и детям надо так же. Но пока ребенок не ест твердую пищу, вода ему не нужна, ее достаточно в жидком питании.
- Урежение стула у младенцев не всегда связано с нехваткой жидкости. После 4-6 месяцев жидкое питание настолько хорошо усваивается в кишечнике, что стул может быть не ежедневным – и это нормально до введения прикорма. Отсутствие стула у младенца – чаще всего не запор, а нормальное физиологическое явление, о котором хорошо знают врачи, работающие по принципам доказательной медицины. Но даже если у ребенка действительно запор, его не лечат водой.
С введением прикорма наступает время и для воды - пора приучать ребенка к питью. Оптимальный вариант детского питья – вода. Маленьким детям не дают цельное молоко животных, сладкие напитки, сок, травяные и обычные чаи, так как эти напитки могут усложнять работу кишечника и ухудшать усвоение железа.
Лучше всего сразу поить малышей из небольшой чашечки или стаканчика. Как вариант – использование поильника с жестким носиком, который не надо сосать. Некоторым родителям нравится давать жидкость с ложки и их малыши охотно соглашаются так пить.
Важно, чтобы дети видели, как пьют окружающие их взрослые и другие дети – так будет формироваться интерес к питью, потому что, как мы обсуждали, люди учатся друг у друга.
Предлагайте питье в разное время – после прикорма, между снами, когда пьете сами.
Если ребенок ни в какую не соглашается пить воду, можно предложить ему несладкий компот или настой сухофруктов.
Итак, для того, что ребенок заинтересовался водой и научился пить, нужно, чтобы другие люди вокруг него тоже пили!