Всем привет!
Данная информация является ознакомительной и не является руководством к действию.
Возвращаемся к теме переборки коленвала мотоциклов Harley-Davidson с мотором Evolution.
После моего случая в мае 2024 года, пара Адептов – Моцарт и Qverde решили на всякий случай разобрать свои моторы и заодно добраться до коленвалов. У Андрея Qverde пробег около 85000 миль, у Моцарта - 45000-50000 км. У меня на момент критичного износа пробег был в 107792 миль.
Пробеги, судя по всему, честные.
Палец HD Road King MrChening оказался самым изношенным среди всех предоставивших информацию добровольцев.
На HD Softail Моцарта при пробеге 45000-50000 км всё в порядке, хотя некоторые следы трения присутствуют
У Андрея на HD Electra Glide ситуация интереснее, но там и пробег больше – 80000 миль и на пальце уже начал рассыпаться верхний слой.Процесс разрушения начался в том же самом месте, что и у MrChening!Совпадение? Вряд ли...
Я не могу точно сказать, с чем может быть связан данный износ, но есть предположения, что это всё-таки ресурс. Еще один миф о надёжности и неубиваемости Эволюшена, можно сказать, разрушен. И по-моему мнению, ресурс стокового коленвала равен 100000 миль или 160000 километров. Но это всё индивидуально и зависит от множества факторов.
Возможно, это следствие недостатка смазки, хотя следов посинения шатунов или пальца ни у кого не замечено. Но могу сказать, что на оригинальном пальце только одно отверстие для смазки подшипника и оно расположено ближе к правой щеке коленвала если смотреть по ходу движения:
На пальце шатунной сборки S&S 347013 два отверстия, На пальце Jims – три отверстия.
По количеству отверстий на пальце шатунной сборки ( DS 0923-0692), которые поставили себе я и Моцарт, информации не нашел. Могу предположить, что там также пара отверстий.
Опять же, к теме недостатка смазки, можно предположить, что смазки не хватает из-за износа бронзовой втулки в правой крышке двигателя. В эту втулку входит хвостовик правой цапфы коленвала, через который поступает смазка нижних подшипников шатунов. Путь следования смазки – хвостовик – правая щека коленвала – палец-подшипник.
Но на самом деле, подшипники не так требовательны к количеству и качеству смазки, как вкладыши. Производительность стокового исправного маслонасоса достаточна, чтобы создавать и поддерживать необходимое давление масла даже при довольно большом зазоре в паре «Бронзовая втулка правой крышки-хвостовик»
Многие писали про мой «пенсионерский» стиль езды, который мог повлиять на износ, но Андрей Qverde ездит активнее меня и мы видим на пальце коленвала его мотоцикла уже начавшиеся процессы разрушения верхнего слоя цементации.. Поэтому, считаю, что стиль езды наверное, влияет не так сильно.
Далее. Следы критического износа нижней шатунной шейки видны только у меня. Поскольку в паре « Шатун-палец» есть промежуточное звено – подшипник, нельзя однозначно сказать, где износ появился раньше.Про сами подшипники шатунов, фактически, они оказались живы у всей троицы, т.е. у тех, кто ремонтировал коленвал.
Кстати, на ТвинКамах система смазки коленвала устроена почти таким же образом, только смазка поступает не с торца цапфы, а через отверстие сбоку. Также на стоковом пальце коленвала Твинкама сделано уже три отверстия, а сам маслонасос более производительный. Но суть та же – смазка поступает с маслоплиты, где в качестве уплотнения между цапфой и маслоплитой служит бронзовое кольцо.
Возможно поэтому мы до сих пор не слышали про подобные случаи на более современных моторах Harley-Davidson.
Как избежать такой ситуации на двигателях Evolution? Точного ответа у меня нет, но можно произвести целый комплекс предупредительных мер – заменить палец коленвала на афтермаркет с большим количеством отверстий, установить более производительный маслонасос, заменить бронзовую втулку в правой крышке мотора. Но меняется она не так просто, т.к. требует правильной установки относительно коленвала и картера.В качестве профилактических мер можно посоветовать при разборке правой части двигателя – кам гира, измерить биение коленвала. Именно биение коленвала вызвало подозрение у Андрея Qverde, которое подтвердилось при разборке мотора и коленвала.
Но не забывайте, что десятки тысяч мотоциклов с моторами Evolution продолжают колесить по всему миру и их владельцы даже не задумываются над вопросом износа пальца коленвала, что свидетельствует о том, что проблема явно не массовая.
Всем удачи!