Ровность дорожного покрытия является одним из показателей эксплуатационного состояния автомобильных магистралей и дорог. Данная характеристика относится к перечню потребительских свойств полотна, определяющих его технический уровень. Она оказывает непосредственное влияние на безопасность движения транспортных средств.
Как должно быть ?
Для получения ровного дорожного полотна необходимо строгое соблюдение строительных технологий, с контролем качества работ, в том числе – с проверкой ровности, на каждом этапе: при подготовке подстилающего и технологического слоя, устройстве основания и дорожных одежд, укладке и укатке покрытия. Для этого разбитые поперечники проверяются контрольным шаблоном, 3-метровой рейкой и нивелированием относительно пунктов ГРО.
С целью повышения скорости выполнения дорожных работ, с одновременным обеспечением требуемого качества выравнивания, широко используется техника, работающая по принципу профилирования. Вдоль будущего дорожного полотна натягивается на выбранном уровне направляющая струна. Относительно нее в процессе работы перемещается асфальтоукладчик, точно нормируя толщину укладываемого слоя дорожного покрытия за один проход.
Применение для автоматизации процессов дорожного строительства техники на основе лазерных технологий повышает производительность. При этом полный цикл операций выполняется за меньшее количество проходов и можно отказаться от целого ряда трудоемких процессов, таких как выставка и натяжение копирной струны. Бульдозеры, грейдеры, скреперы, фрезы, асфальтоукладчики, снабженные приемниками-детекторами, способны самостоятельно отслеживать положение опорной плоскости, проецируемой ротационным лазерным нивелиром. Это позволяет точнее задавать положение рабочего органа машины для высокоточного профилирования, обеспечивая ровность каждого слоя подложки, основания и покрытия дорог, с соблюдением проектных уклонов.
Чем проверить ровность покрытия
Типовыми критериями ровности дорог по ГОСТ 33101 являются:
- Международный показатель IRI, указывающий на соотношение разности перемещений неподрессоренной и подрессоренной массы в транспортном средстве при проезде по участку дороги к длине пройденного пути
- СПД ОМ – спектральная плотность дисперсии ординат микропрофиля поверхности на тестовых участках, измеренная профилографом
- Количество просветов под дорожной рейкой с рабочей длиной 3 м
- Рассчитанная разность между вертикальными отметками, измеренными методом нивелирования в 40-сантиметровом измерительном коридоре с шагом 0,25 или 0,125 м
Регламентирует выполнение дорожно-строительных работ, включая порядок сооружения дорог разных категорий и контроля качества, свод правил СП 78.13330.2012. Документ предписывает первично оценивать ровность поверхности по величине IRI или по показаниям измерительных установок типа ПКРС из комплекта дорожных лабораторий. После выбора наихудших участков дороги на них детально контролируется ровность и поперечные уклоны другими методами.
Соответственно для определения ровности поверхностей проезжей части можно использовать 3-метровую рейку, с задействованием клинового промерника для замера зазоров в соответствии с требованиями ГОСТ 30412, либо нивелир с комплектной нивелирной рейкой. Также для решения таких задач допускается применение высокоскоростных профилометрических установок. Следует помнить, что измерения при проведении приемо-сдаточных работ или при официальной оценке качества покрытий необходимо выполнять только поверенными инструментами и оборудованием.
Исходя из стоимости средств измерений, наименее затратным методом определения ровности дорог является использование дорожной рейки. Но такие работы одновременно являются наиболее трудоемкими и продолжительными. Профилометры относятся к дорогостоящему специализированному лабораторному оборудованию. Работа с ними требует привлечения соответствующего подготовленного персонала. Поэтому оптимальным решением, с наилучшим соотношением «производительность-стоимость», является определение ровности дорог методом геометрического нивелирования относительно пунктов геодезической разбивочной основы. И наиболее подходящим инструментом для этого является ротационный лазер.
Преимущества лазерных измерений
- Высокая производительность – за счет большого радиуса действия ротационных нивелиров и возможности одновременного выполнения замеров с помощью нескольких детекторов. Так, рабочая зона модели RGK SP-800 составляет 800 м в диаметре.
- Надежность – благодаря прочной противоударной конструкции приборов и наличию эффективной системы автогоризонтирования, позволяющей производить измерения, не прерывая работы тяжелой строительной техники.
- Простота и наглядность – нивелирование относительно опорной плоскости, со считыванием показаний с миллиметровой шкалы нивелирной рейки, не требует специальных знаний и большого опыта работы. Для повышения скорости и точности измерений профессионалы используют специальную рейку для ротационных нивелиров.
От чего разрушаются дороги
Геометрические параметры дорожного покрытия изменяются в процессе эксплуатации дорог вследствие воздействия нагрузок, возникающих при перемещении автомобилей в полосе движения. Деформации тем существеннее, чем интенсивнее транспортный поток и больше масса автомобилей. Для дорог категорий I - IV установлены пределы допустимой осевой нагрузки в 100 кН, а для V категории – 60 кН. Если ее фактическое значение превышает норматив, то локальное разрушение дорожных одежд является неизбежным. Также способствует деградации дорожного покрытия несоответствие фактических продольных уклонов проектным показателям, что ухудшает естественный сток воды, некачественно выполненные работы по обеспечению водоотвода и подготовки земляного полотна. Это может привести к вспучиванию или провалам подстилающих грунтовых масс.
Ремонт дорожного полотна
В перечень работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик дорог входит устройство новых слоев дорожных одежд с целью возмещения износа, устранение деформаций и дефектов вследствие повреждений покрытия, земляного полотна, элементов обустройства и обстановки, а также дорожных сооружений. К ровности и сцепным качествам новых и восстановленных дорог предъявляются одинаковые требования.
Одним из проявлений ухудшения ровности дорожного полотна являет образование колеи. У грунтовых дорог на суглинистых почвах при отсутствии стока в углублениях дорожного покрытия, подвергающихся большему доуплотнению при движении транспорта, после осадков скапливается вода. Она превращается в месиво, способствуя пробуксовке транспортных средств, и приводит к размоканию нижних слоев, что еще более разрушает дорогу. Поэтому необходимо своевременно принимать меры для устранения колейности.
Довольно часто весь процесс выравнивания при обустройстве грунтовых второстепенных дорог сводится к обычному грейдерованию в один проход или снятию верхнего слоя полотна при помощи каких-либо приспособлений, например, поставленной на торец тракторной гусеницей, буксируемой каким-либо тягачом. Результатом такой «работы» является появление новой колеи и выбоин на дороге после нескольких дождей.
Для качественного ремонта предварительно следует избавиться от луж и выполнить осушение грунта. После того, как он перестанет липнуть к отвалу грейдера, можно приступать к планировочным работам. При их проведении выполняется выравнивание и придание уклона в поперечном направлении дорожному полотну для естественного водоотвода, и его обязательное последующее доуплотнение методом укатывания в пределах проезжей части от краев к середине. По окончании работ производится поверка достижения нормативной плотности и контролируется ровность. В случае выявления неровностей, выполняется дополнительная подсыпка и укатка.
На дорогах с асфальтовым покрытием колейность может устраняться методом фрезерования. После чего производится наложение выравнивающего слоя исправляющего неровности, с соблюдением поперечных уклонов. Он также выполняет функции усиления дорожного полотна, улучшая прочностные характеристики и несущие качества нестабильных подстилающих слоев. Высокую эффективность показал метод горячей регенерации покрытия, известный как термопрофилирование. При этом производится разогрев и разрыхление верхнего покрытия с помощью специализированной техники, с наложением, планировкой и уплотнением новой асфальтобетонной смеси «по горячему».
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
- Телеграм: https://t.me/rusgeocom