Найти в Дзене
Турист педальный

80км на велосипеде вдоль Иркута. Красивый грунтовый маршрут в Прибайкалье.

Всем мир! Меня зовут Сергей и я люблю велосипеды и все, что с ними связано. Этой статьей я продолжаю свой цикл о байкальских веломаршрутах и это третья его часть. Сегодня мы Байкала не увидим, но проведем приятные 80 километров вдоль реки Иркут через красивые и известные места Иркутской области. Маршрут довольно простой и часто используется местными велосипедистами в качестве раскатки перед активным сезоном. Набор высоты составит всего 400-500 метров на 80км, что довольно мало для данной местности. Старт - станция Подкаменная, финиш - город Иркутск. Маршрут можно инвертировать, но тогда готовьтесь к серьезному набору - почти 1000м. Да, классический вариант предполагает больше спусков, чем подъемов. Весьма приятный бонус :) Ссылка на Strava как всегда будет в конце статьи. По покрытию - 40% асфальта (начало и конец) 60% грунты различного качества. Лучше всего ехать летом в сухую погоду, но не после обильных дождей, иначе огребете в грязи и выбираться будете долго :) Маршрут я этот езди

Всем мир! Меня зовут Сергей и я люблю велосипеды и все, что с ними связано. Этой статьей я продолжаю свой цикл о байкальских веломаршрутах и это третья его часть.

Сегодня мы Байкала не увидим, но проведем приятные 80 километров вдоль реки Иркут через красивые и известные места Иркутской области. Маршрут довольно простой и часто используется местными велосипедистами в качестве раскатки перед активным сезоном. Набор высоты составит всего 400-500 метров на 80км, что довольно мало для данной местности. Старт - станция Подкаменная, финиш - город Иркутск. Маршрут можно инвертировать, но тогда готовьтесь к серьезному набору - почти 1000м. Да, классический вариант предполагает больше спусков, чем подъемов. Весьма приятный бонус :)

Ссылка на Strava как всегда будет в конце статьи.

Нитка маршрута
Нитка маршрута
Вертикальный профиль маршрута
Вертикальный профиль маршрута

По покрытию - 40% асфальта (начало и конец) 60% грунты различного качества. Лучше всего ехать летом в сухую погоду, но не после обильных дождей, иначе огребете в грязи и выбираться будете долго :) Маршрут я этот ездил трижды, фото будут как мои так и других участников клуба Катальня за разные годы. Приятного чтения :)

Старт

Итак, снова станция Иркутск-Сортировочный, электричка в 9:05 в сторону Слюдянки, третий вагон. Классика уже :) На этот раз выходим на станции Подкаменная примерно через полтора часа. Маршрут встречает приятной ровной грунтовкой, но буквально через километр начинается затяжной подъем - единственный на маршруте. Меньше чем за 10км мы наберем больше 200 метров высоты - это половина всего суммарного набора за весь маршрут. Дальше будет сильно легче, правда :)

Подъем заканчивается, а вместе с ним заканчивается и грунтовка - попадаем на асфальт. Теперь есть выбор - свернуть налево и ехать по хорошему асфальту вниз со сбросом более 500 метров высоты, либо свернуть направо, на старый Култукский тракт, тоже вниз, но по убитой и частично рекультивированной дороге, кое-где заросшей, спуститься по тещиному языку. Я выбираю первый вариант и предпочитаю быстро скатиться по асфальту, чем трястись по убитой дороге. Но до 2020 года выбора небыло - был только путь направо :) Но и там был асфальт, конечно. Теперь же построили объезд, что сократило время в пути и теперь не нужно проезжать тещин язык - весьма опасный разворот на трассе.

Так или иначе, через километров 5 классного спуска мы попадаем на федеральную трассу Байкал. Продолжаем движение по ней вниз - к поселку Моты. Здесь уже видно утес 33 Богатыря, у подножья которого расположился поселок Шаманка. Нам туда и надо. Сворачиваем с трассы в сторону Шаманки, как раз закончился спуск. Дальше весь маршрут будет ровный, даже немного вниз - двигаться мы будем вниз по течению Иркута.

Утёс 33 богатыря, вид с трассы. Фото из открытых источников.
Утёс 33 богатыря, вид с трассы. Фото из открытых источников.

Еще через примерно 3-4 километра въезжаем в поселок Шаманка и попадаем на подвесной пешеходный мост через Иркут. Красивый мост, весьма впечатляет. А еще шатается, так что людям с плохой вестибуляркой будет несладко. А как вы на велосипеде тогда катаетесь? :)

Пересекаем мост и сразу заходим в магазин за перекусом и водой. Пополните запасы обязательно - следующие километров 40-45 не будет ничего кроме красивых видов на Иркут, поля и утесы.

Продолжаем двигаться через поселок (кстати, именно здесь расположен дом известных блогеров с Youtube канала Деревенька под утесом) и попадаем в небольшой лесок. Через пару километров он закончится и мы окажемся на широкой поляне прямо у подножья утеса. Здесь можно сделать привал и съесть что-нибудь вкусное, ведь вы же купили пирожков в магазине пару километров назад, так? :)

Здесь хорошая дорога заканчивается и начинается дорога интересная. Нужно перейти по узкому мосту две протоки, после чего двигаться по тропинке вдоль утеса дальше. В 2022 году меня тут развернули назад - в лесах сохранялся противопожарный режим. Тогда пришлось вернуться на трассу и возвращаться в город по трассе через Еловую гору - такое себе удовольствие...

Если есть силы и время - можете подняться на сам утес. Виды просто великолепные. Я предпочитаю съездить сюда специально без велосипеда, чтобы прогуляться по утесу и вернуться в поселок. Весь маршрут километров 10-12. Вот несколько фотографий с него, особо сильные туда даже велики подняли:

Вид с утеса на поселок Шаманка. Фото Катальня Иркутск.
Вид с утеса на поселок Шаманка. Фото Катальня Иркутск.

Когда я сюда приехал первый раз и забрался на утес, то после привала потерял свой рюкзак с ключами и документами... Просто встал и пошел, а рюкзак остался на поляне. Бегал по утесу туда-сюда, пока не нашел: его нашли добрые люди и вернули его мне. По трекеру потом смотрел - 40000 шагов намотал в тот день на панике. Приключения! :)

После привала снова попадаем в лес и едем еще километров 5 через него. Утес 33 богатыря уже останется позади. Через 5 километров выезжаем из леса в поля. Тут очень красиво: справа течет Иркут, слева живописные поля, через которые петляет наша грунтовка. Осенью тут особенно красиво.

Кстати, о грунтовке. Даже не думайте ехать здесь весной и после обильных дождей. Застрянете надолго :) Даже в сухую погоду здесь есть несколько вечных луж, а после дождей так вообще мало проходимо:

Дорога весной. Не повторяйте чужих ошибок :) Фото Катальня Иркутск.
Дорога весной. Не повторяйте чужих ошибок :) Фото Катальня Иркутск.

Еще через километров 30 будем проезжать напротив Марьиного утеса - это на противоположном берегу Иркута. Летом 2022 года напротив него я ставил свою палатку - это был мой первый опыт выезда с ночевкой на велосипеде. Байкпакинг курильщика :)

Еще через 10 километров попадаем в поселок Пионерск. Здесь можно еще раз отдохнуть, пополнить запасы воды и перекусов - есть магазин.

После того, как выберетесь из поселка вы попадаете на объездную трассу вокруг Иркутска. Можете повернуть налево и попадете в район Ново-Ленино примерно через 30км скучной трассы. Мне в Ново-Ленино не нужно, поэтому я сворачиваю направо, а через 2км будет перекресток: направо дорога на Марьин утес через Введенщину - если есть время, обязательно заверните. Ну или специально туда скатайтесь. А налево будет второстепенная дорога через Баклаши и Смоленщину до самого Иркутска. Я еду налево. Через примерно 20км на въезде в город у вас на одометре будет почти ровно 80км, остальное - уже ваши районы :) Первый раз у меня еще оставались силы и я решил сделать кружок по городу и вышло 102км. Моя первая в жизни сотка :)

На этом всё! В планах выпустить еще 1-2 статьи по прибайкальским веломаршрутам. Буду рад подписке и вашим комментариям :) Всем мир!

Ссылка на Strava

______________________________________

Ссылки на другие интересные статьи: