Найти в Дзене
Валерия Тумилевич

Ювелирные украшения Византии. Часть 1. Ожерелья и браслеты.

В этой статье рассмотрим два вида ювелирных украшении Византии – ожерелья и браслеты, их художественные особенности и влияния на них других культур. Все это подкрепим примерами, собранными мной в основном в онлайн-коллекции Метрополитен-музей. Статья опирается на научную статью Г. Н. Габриэль «Античные и христианские мотивы в Византийском ювелирном искусстве». Византийское искусство представляет собой смешение многих влияний. Основанная римлянами Византия, особенно в ранний период своей истории, выступила наследницей античных традиций. В то же время признание христианства официальной религией вызвало к жизни новое по темам и художественным принципам искусство, впервые сформированное именно в Византии. Не избежала она и сильнейших влияний культуры восточных окраин империи, с которыми имела самые разнообразные контакты. Речь пойдет, в основном, об украшениях раннего периода – IV-VII вв., так называемом «византийском антике» – отличительной особенностью его является античный стиль изде
Оглавление
Илл. 1. Браслет, Византия, 5-7 вв.Золото, стекло, ляпис-лазурь, жемчуг.
Илл. 1. Браслет, Византия, 5-7 вв. Золото, стекло, ляпис-лазурь, жемчуг.

В этой статье рассмотрим два вида ювелирных украшении Византии – ожерелья и браслеты, их художественные особенности и влияния на них других культур. Все это подкрепим примерами, собранными мной в основном в онлайн-коллекции Метрополитен-музей. Статья опирается на научную статью Г. Н. Габриэль «Античные и христианские мотивы в Византийском ювелирном искусстве».

Влияния на ювелирное искусство Византии

Византийское искусство представляет собой смешение многих влияний. Основанная римлянами Византия, особенно в ранний период своей истории, выступила наследницей античных традиций. В то же время признание христианства официальной религией вызвало к жизни новое по темам и художественным принципам искусство, впервые сформированное именно в Византии. Не избежала она и сильнейших влияний культуры восточных окраин империи, с которыми имела самые разнообразные контакты.

Речь пойдет, в основном, об украшениях раннего периода – IV-VII вв., так называемом «византийском антике» – отличительной особенностью его является античный стиль изделия, где сюжеты берутся из античной мифологии или передаются жанровые сцены. Термин «Византийский антик» в научный оборот впервые был введен в 1929 году Л. А. Мацулевичем – крупнейшим исследователем искусства Византии. Кроме этого, будут представлены и более поздние примеры ювелирных украшений Византии для более подробного рассмотрения темы.

«Донна милитария»

Ожерелья

«Характерным примером трансформации античных традиций и форм в византийских украшениях могут служить так называемые «донна милитария» – дары византийских императоров варварским правителям…». Особое место занимают среди них шейные украшения. Один из самых популярных типов таких украшений – массивные цепи. В Византии на золотую ажурную цепь стали крепиться различные подвески. Пример: золотое ожерелье с подвесками, Византия, 7 век (Илл. 2). Здесь сложно обработанные подвески разделены гексагональными вставками.

Могли использовать подвесы с крестами – золотое ожерелье с крестом в подвесном медальоне, Византия, 6-7 века (Илл. 3) и золотое ожерелье с крестом и листьями, Византия, 6 век (Илл. 4). Крест, фланкируемый листьями вечнозеленого кипариса – как в античности, так и в христианстве – символ бессмертия.

Но при этом рядом с крестом могли размещаться подвесы в форме амфор (ваз) – символа бога виноделия Диониса или изображения других богов античности. Пример: золотое ожерелье с крестом, листьями и амфорами различной формы, Византия, 6 век (Илл. 5).

В этом ожерелье с подвеской «Амфора» головы объемных баранов образуют застежки плетеного ожерелья (Илл. 6).

Илл. 6. Золотое ожерелье с подвеской «Амфора» (Ваза), Византия, 4 век.
Илл. 6. Золотое ожерелье с подвеской «Амфора» (Ваза), Византия, 4 век.

«Ожерелья с крестом (Илл. 7-8), согласно описанию церемоний византийского двора Константина Багрянородного, были особенно популярны в эпоху Юстиниана. Крест же согласно тому же источнику, может рассматриваться не только как символ веры, но и знак определенного титула, и такие украшения преподносились в дар варварам, принявшим христианство»[1].

Илл. 7. Золотое ожерелье с подвесными крестами, Византия, 6-7 века. Маленькие крестики, выполненные из жемчуга, сапфира и дымчатого кварца.
Илл. 7. Золотое ожерелье с подвесными крестами, Византия, 6-7 века. Маленькие крестики, выполненные из жемчуга, сапфира и дымчатого кварца.
Илл. 8. Ожерелье с крестом и драгоценными камнями, Византия, 6-7 века. Золото, бусины, сапфиры, изумруды, аметисты, стеклянная паста.
Илл. 8. Ожерелье с крестом и драгоценными камнями, Византия, 6-7 века. Золото, бусины, сапфиры, изумруды, аметисты, стеклянная паста.

«Распространенным типом «донна милитария» были и византийские шейные украшения в виде пекторали. Они родились из римского обычая подвешивать на золоченые кожаные шнуры кольца с портретами императоров во время церемонии коронации или чествования героя. В Византии оно трансформировалось в золотое шейное украшение, напоминающее по форме большое кольцо, к которому крепился медальон с изображением царствующего императора. В собрании музея Метрополитен хранится, найденная в Египте, массивная золотая пектораль такого типа (Илл. 9), декорированная монетами византийских императоров и центральным медальоном с изображением Феодосия I»[1].

Это грудное ожерелье состоит из простого полого кольца с шейкой, прикрепленного к оправе с большим центральным медальоном в окружении. На лицевой стороне медальона и меньших монет изображены византийские императоры.

Также существовали ожерелья, украшенные различными драгоценными камнями. Пример: золотое ожерелье с аметистами, горным хрусталем и изумрудом, Византия, 6-7 века (Илл. 10).

Браслеты

«К византийским «донна милитария» могли относиться и браслеты – «armillae». Как пример можно привести дарственные браслеты императора Ираклия хану Великой Булгарии Куврату, найденные в Перещепинском кладе и хранящиеся в Эрмитаже»[1]. Декорированные узорами из пластин, они носились парами, как это было и в античности. Инкрустация изумрудом – традиция варварской культуры, активно присутствовала уже в украшениях позднего Рима, а затем и Византии (Илл. 13).

Илл. 13. Парные браслеты со вставками на щитке, Византия , середина 7 в. Перещепинский комплекс, с. Малая Перещепина, близ Полтавы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Илл. 13. Парные браслеты со вставками на щитке, Византия , середина 7 в. Перещепинский комплекс, с. Малая Перещепина, близ Полтавы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

От ранневизантийского периода сохранились несколько типов браслетов, например, витые браслеты в виде змеи, имеющие давние традиции в античности и варварском мире. Примеры: золотые браслеты в виде змеи, из Египта, 1-4 вв (Илл. 14-15).

Но самые типичные византийские браслеты – это широкие обручи из золота, с центральным круглым диском. Пример: золотой браслет, Византия, 400 г (Илл. 16).

Традиция таких браслетов-наручей существовала в Иране, в эллинистической Греции и в Риме. В Византии эти браслеты чаще всего включали христианские сюжеты и символы – изображения виноградной лозы (Илл. 17-18), ягоды-жемчужины, символизирующие Христа, образ Богоматери. Дужка таких браслетов традиционно декорировалась изображениями павлина и лебедя, развернутых друг к другу, между ними могла быть помещена ваза с побегами винограда – мотив, ассоциирующийся у византийцев с символом жизни после смерти. Часто животные даются рядами или заключены в медальоны.

Еще один пример - браслет с монограммой, Византия, 5-6 век (Илл. 19). В коробке браслета находилась реликвия, предназначенная для защиты владельца, имя которого, вероятно, Мирас, изображено на монограмме.

И примеры браслетов с портретами важных особ (Илл. 20-21).

Еще есть различные широкие браслеты (Илл. 22) и браслеты, декорированные драгоценными камнями (илл. 23-25).

Илл. 22. Золотой браслет, Византия, 650 г.Техника - Opus interrasile. Браслет из сокровищ Панталики. Украшен большими межразрывными отверстиями.
Илл. 22. Золотой браслет, Византия, 650 г. Техника - Opus interrasile. Браслет из сокровищ Панталики. Украшен большими межразрывными отверстиями.

Ниже представлена пара браслетов (Илл. 24), пробуем их описать. Оба браслета выполнены с центральным четырехлистным элементом с большим жемчугом в золотом обрамлении, который по бокам пронзен золотой проволокой и таким образом закреплен. Жемчуг окружен четырьмя полукругами, инкрустированными белым и зеленым стеклом. В середине полукругов расположены маленькие жемчужины в золотой оправе. Петли по бокам оканчиваются шариками. Браслет состоит из двух полукруглых дужек, соединенных сзади петлей с замком. Верх и низ дужек сделаны из золотых трубчатых элементов, к которому прикреплен орнамент. Каждый полукруг состоит из четырех золотых розеток с посеребренными вставками из белого золота в середине. Розетки чередуются с тремя круглыми элементами, украшенными лазуритом или синим стеклом и золотой звездой с жемчужиной посередине. Спинки четырехлепесткового центрального элемента украшены резной листвой.

И еще один пример с изображением пары голубей, стоящих по бокам от листвы (Илл. 25). Центр - более поздний квадратный щиток с прокрученной проволочной заливкой, изображение креста и пяти ячеек с кабошоном из гранатов и центральным изумрудом.

Илл. 25. Золотой браслет с изумрудом и гранатом, Византия, 5-8 вв.
Илл. 25. Золотой браслет с изумрудом и гранатом, Византия, 5-8 вв.

А также более поздние браслеты из стекла с птицами и геометрическими узорами (Илл. 26).

Таким образом, мы познакомились с ювелирным искусством Византии, увидели большое многообразие браслетов и ожерелий, проанализировали влияние других культур на эти ювелирные изделия. В следующей статье продолжим рассматривать серьги и кольца Византии.

Как вам статья? Нравится ли ювелирное искусство, как и мне? В искусствоведении я как раз специализируюсь в ювелирном и декоративно-прикладном искусствах разных эпох, поэтому у меня есть очень много полезных материалов, которыми я буду с вами делиться в дальнейшем :)

Литература.

1. Габриэль Г. Н. Античные и христианские мотивы в византийском ювелирном искусстве //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2009. – Т. 185.

Источники.

1. https://www.metmuseum.org/art/collection/search#!?q=Byzantine%20jewellery&perPage=20&offset=0&pageSize=0&sortBy=Relevance&sortOrder=asc&searchField=All