ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
Темп жизни с каждым годом ускоряется и общество становится все более заинтересовано в оперативном решении вопросов: записаться на прием ко врачу, осуществить моментальные денежные переводы, оформить туристическую поездку по комфортной стоимости, купить квартиру в другом регионе. Полвека назад данные передавались по аналоговым каналам связи с ограничениями по скорости, трафику, срокам. А сейчас информация доступна каждому пользователю интернета в любое время, любом месте и в любом объеме.
Цифровизация становится ключевым параметром современной жизни и тянет за собой цифровую трансформацию. Это влияет на современного человека – меняет приоритеты, высвобождая новое время для личных интересов. Развитие бизнес-процессов также происходит за счет цифровизации.
Однако у всего есть как положительные, так и отрицательные стороны. Повсеместное распространение информации требует соблюдения особых условий безопасности, а снижение негативного влияния возможно при использовании технологий с высокой степенью защиты персональных данных. Одним из таких инструментов является электронная подпись. Иметь электронную подпись удобно и руководителям предприятий, и частным лицам. В статье рассмотрим виды электронной подписи и способы ее применения.
Порядок использования электронной подписи регламентируется Федеральным законом №63 «Об электронной подписи». Согласно законодательства в России утверждены два вида электронной подписи: простая и усиленная. При этом усиленная электронная подпись подразделяется ещё на две: квалифицированная и неквалифицированная. Таким образом, различают три категории электронной подписи: простая (ПЭП), неквалифицированная (НЭП) и квалифицированная (КЭП). Каждая из видов электронной подписи генерируется с помощью специализированных кодов и имеет соответствующую степень защиты информации. Сложно представить, как выглядит прототип или образец электронной подписи. Она отличается от собственноручной подписи на бумаге и более похожа на эквивалент формулы или аналог математической функции.
ЧТО ТАКОЕ ПРОСТАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ (ПЭП)
Простая электронная подпись (ПЭП) – это совокупность зашифрованных данных (кодов, паролей, смс) для оперативного подтверждения действий определенного лица в выбранной им информационной системе.
Распространенность ПЭП среди пользователей интернета довольно широкая. Чаще всего ее оформляют физические лица для быстрых регистраций. Сочетание логина и пароля плюс подтверждающее смс определяются, как электронная подпись и позволяют системам идентифицировать пользователя и его действия.
Для придания юридической силы при использовании ПЭП стороны должны заключить дополнительные соглашения: соглашение об использовании ПЭП, согласие на обработку персональных данных. Допускается расширить перечень необходимых для подписания документов на усмотрение оператора информационной системы по выбранной услуге. Таким образом использованная ПЭП фиксирует достоверную информацию о лице, подписавшем документ, и возможность определить факт и дату подписания.
С юридической точки зрения согласно статье 9 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронный документ считается подписанным простой ЭП при выполнении следующих условий:
- простая ЭП содержится в самом электронном документе
- в соглашении между участниками электронного обмена предусмотрены правила определения лица, подписавшего электронный документ
- обязательное соблюдение конфиденциальности владельцем ЭП.
ПЭП: ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, КАК ОФОРМИТЬ
Намерения и действия пользователя с использованием простой электронной подписи по степени юридической значимости могут быть разными. Например, регистрация в интернет-магазине, оплата штрафа Госавтоинспекции или получение посылки у почтового оператора считаются простыми и не требуют дополнительных соглашений сторон.
Одним из примеров использования простой ЭП с идентификацией личности и подписанием соглашений является оформление обязательных публикаций при существенном изменении статуса юридических лиц. Компания «Коммерсантъ. КАРТОТЕКА» в этом случае применяет, так называемую, целевую ПЭП для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» на представителя организации в лице директора или ликвидатора. Процедура оформления проста и состоит из нескольких этапов:
- регистрация в личном кабинете на сайте kartoteka.ru
- заполнение анкеты и отправление пакета документов онлайн через личный кабинет.
В этом случае услуга с применением электронной подписи (ПЭП) оказывается оперативно.
Существуют и другие сценарии использования простой электронной подписи бизнесом и физическими лицами. Так, пакет документов при оформлении туристической поездки, как правило, содержит договор на туристические и страховые услуги, на услуги по размещению в гостинице и трансфер. Электронная подпись в этом случае зафиксирует подлинность, обеспечит безопасность сделки при работе с персональными данными и информацией о платежах. Преимущества использования ПЭП аналогичным образом можно применить в автосервисах, агентствах недвижимости и других сферах бизнеса.
Дополнительным плюсом простой электронной подписи является уменьшение затрат бизнеса на бумагу и логистику по доставке документов. А также значительное сокращение времени для сторон сделки на подписание документов на бумажном носителе.
Существуют разные варианты получения ПЭП. Оформить простую электронную подпись также можно через регистрацию в информационной системе, где она будет применяться. К примеру, при оформлении через сервис «Госуслуги» будет запрошен код подтверждения для идентификации личности. Есть три варианта его получения:
- личная явка в центр обслуживания с документами
- получение заказного письма с кодом через «Почту России» с паспортом, который подтвердит личность
- с помощью ранее оформленной электронной подписи через удостоверяющий центр (УЦ).
У каждого оператора информационной системы свои условия. Это зависит от вида услуги и способа подтверждения личности. Срок действия ПЭП также регулирует оператор информационной системы, где регистрируется пользователь. Чаще всего ПЭП используют единоразово, под конкретную услугу.
ЧТО ТАКОЕ УСИЛЕННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ (НЭП И КЭП)
Следующий уровень в классификации действующих ЭП занимает усиленная электронная подпись. В самом названии отображен механизм дополнительной защиты данных в отличие от простой электронной подписи за счет использования средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Технология усиленной электронной подписи базируется на основе открытых - закрытых ключей и выпуска сертификата с подробной информацией о владельце и выдаче данной ЭП.
Принято разделять два вида усиленной подписи:
- усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
- усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП).
НЭП: ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, КАК ОФОРМИТЬ
Неквалифицированная электронная подпись – это один из видов усиленной электронной подписи с криптографической защитой в виде ключа на USB-носителе. НЭП имеет ограниченную сферу применения. Она эффективна в крупных компаниях при интенсивном электронном документообороте: внешнем с клиентами и внутреннем при подписании приказов, инструкций, заявлений, справок. Важно понимать, что при использовании НЭП с контрагентами, необходимо заключить специальное соглашение на обоюдное использование такой подписи сторонами. Неквалифицированная ЭП активно применяется при проведении торгов на электронных площадках, где поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения об использовании НЭП. ФНС России использует неквалифицированную электронную подпись для взаимодействия с физлицом-налогоплательщиком в личном кабинете.
Оформить данный вид электронной подписи (НЭП) можно через удостоверяющий центр или специальные сервисы. УЦ самостоятельно устанавливает стоимость ЭП, согласно статье 13 №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это вид усиленной электронной подписи, которая имеет самую высокую степень защиты и подходит для подписания юридически значимых документов. Квалифицированная ЭП включает в себя открытые и закрытые ключи, то есть средства криптографической защиты информации(СКЗИ) плюс сертификат ЭП, который в обязательном порядке заверяет ФСБ России. Это ключевое отличие КЭП от НЭП. Такой уровень защиты делает КЭП универсальной и дает возможность обладателю использовать ее во всех сферах установления правоотношений. Например, при сдаче отчетности в налоговую инспекцию и другие госорганы, при взаимодействии с партнерами и клиентами, при участии в электронных торгах. С помощью КЭП можно зарегистрировать онлайн кассу, подать в суд или заключить трудовой договор с удаленным сотрудником без личной встречи. Исключением могут быть ситуации, где намерения и действия компании фиксируются исключительно на бумажных носителях.
В качестве носителя электронной подписи (КЭП) выступает USB – токен. Также для использования обязательна установка лицензированной специальной программы на компьютер. Только при наличии одновременно двух этих факторов допустимо использование квалифицированной ЭП.
С 1 сентября 2023 года руководители компаний и ИП смогут использовать только сертификаты электронной подписи, выданные удостоверяющим центром ФНС России (УЦ ФНС) либо доверенными лицами УЦ ФНС. При получении КЭП напрямую через ФНС России необходимо купить сертифицированный USB – токен, а УЦ бесплатно предоставит (запишет) на него записанный ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Таким образом, принято считать, что получение ЭП через Федеральную налоговую службу является бесплатной. Срок действия квалифицированной ЭП (КЭП) лимитирован, ее можно сделать на период от 12-15 месяцев.
Вопрос о необходимости использования электронной подписи и выбора ее вида зависит от контекста и специфики деятельности бизнеса. Какие бы преимущества и недостатки ни были у этого инструмента, неоспоримым является то, что электронная подпись становится надежным союзником в оптимизации бизнес-процессов.
Если статья была для Вас полезной ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал.
Реклама
ООО "Коммерсантъ КАРТОТЕКА"
ИНН: 7713038962
erid: 3apb1QrvkfDMufvygj6t7Rg1uvZFPVE4iz9QEAnRoZ7SK