СОДЕРЖАНИЕ
1.Борисов вчерашний
2.Борисов христианский
3.Когда разводят мосты?
4.Прогулка по Борисову
5.Календарь знаменитых дат борисовщины
6.Старые улицы Борисова
7.Символика
8.Борисов сегодня
9Литература
1.Борисов вчерашний.
СОДЕРЖАНИЕ
"Стоит на реке Березине, что впадает в Днепр, город."
- Борисов впервые упоминается в Лаврентьевской летописи как основанный (как Борисов) в 1102 году полоцким князем Рогволодом Всеславичем, при крещении носившим имя Борис. В течение следующих двух столетий он был сожжен, а затем отстроен заново к югу от того места, где был раньше.
- Борисв не самый большой,но и не маленький город. Достаточно известный, с солидной биографией и возраст у него внушительный - девять столетий.
Судьбою назначено было городу испокон веку стоять на перекрёстке сухопутных и водных путей, на бойком тракте, соединяющем Москву с западными державами. Поэтому исстари нёс он важную службу - дозор. Это его предназначение отразилось и в старинном городском гербе: в чистом поле - ворота с двумя сторожевыми башнями. Не раз прикрывал Борисов самый короткий путь к Москве. Однако велико его значение и в мирное время - он связывал торговыми путями северо-восточную Прибалтику с Киевской Русью, Минск с Полоцком.
Основан город в 1102 г. В тот год князь «...Борис Всеславич полоцкий ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град Борисов во свое имя и людьми населил» читаем у В.Н. Татищева в «Истории Российской с самых древнейших времен».
Археологи считают, что город возник на том, месте, где сейчас находится посёлок Старо-Борисов. Поселение погибло в XII веке в большом пожаре, и люди переселились ниже по Березине к излучине её притока - реки Схи. Ныне здесь левобережный Борисов.
Около двух веков с момента основания Борисов был в составе Полоцкой земли, а затем в конце XIII в. вместе с западными русскими княжествами вошёл в состав Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой.
Жители Борисова упорно боролись за самостоятельность города, и наконец в 1563 г. эта борьба увенчалась успехом. Ему даруется Магдебургское право, т.е. право на самоуправление. Борисов стал центром староства, долгое время принадлежал известному княжескому роду Огинских, а с 1798 г.— не менее известному роду Радзивиллов.
В 1792 г. король Станислав Август выдал городу новую грамоту на «вольность» и утвердил герб — в чистом поле ворота с двумя сторожевыми башнями, над которыми изображен покровитель города святой Петр с ключами в правой руке.
В 1793 г. по второму разделу Речи Посполитой Борисов отошел к Российской империи, стал центром Борисовского уезда Минской губернии.
С древних времен судьба у Борисова была переменчивой и неспокойной. Город опустошали чужеземные захватчики (чего стоил, например, завоевательный поход шведского короля Карла XII, который в 1709 году разорил город), он становился полем битв и погибал в огне сражений. Так было и в 1812 г., когда Борисов оккупировали французские войска, разграбили его, а затем сожгли. Горожане и крестьяне из близлежащих деревень поднялись на борьбу с врагом. В окрестностях города действовало несколько партизанских отрядов. В этих местах, у д. Студенка 26-28 (14-16) ноября 1812 года, произошел и окончательный разгром армии Наполеона, отступавшей из Москвы.
Не только войны разоряли город. Не раз погибал в пламени деревянный Борисов и в мирное время. После одного из самых сильных бытовых пожаров 10 мая 1858 года уездный начальник обмолвился в рапорте минскому губернатору: "город Борисов был ..." Но вновь и вновь возрождался город, рос, постепенно расширял свою территорию.
Большой экономический толчок развитию Борисова в начале XIX в. дало строительство Березинской водной системы, связавшей через Березину реки Днепр и Западную Двину в единую транспортную линию. С ее открытием в 1806 г. город превратился в главный порт и центр судостроения на Березине, стал играть важную роль в торговых связях, борисовская корабельная сосна сплавлялась на Черное и Балтийское моря и использовалась для строительства морских судов.В 1871 г возле Борисова была проложена железная дорога Москва — Брест. Вокруг железнодорожной станции быстро вырос торгово-промышленный поселок Новоборисов. В1900 г. он вошел в черту города.
С развитием промышленности центр города стал смещаться с левого берега Березины на правый. В 1910 г в городе проживало 19тыс. жителей, действовало 32 промышленных предприятия на 1500 рабочих мест и более сотни магазинов и мелких лавок.
В ноябре 1917 г в городе была установлена советская власть. В1918 — 1920 гг. Борисов оккупирован сначала войсками кайзеровской Германии, потом Польши. После освобождения и восстановления советской власти — город в составе Белорусской ССР. В 1924 г. он становится центром Борисовского района. В 1939 г. в Борисове было 49 тыс. жителей.
В годы 2-й мировой войны со 2.7.1941 г. до 1.7.1944 г. город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. В Борисове действовало патриотическое подполье, а в окрестностях города — мощное партизанское движение. Вклад жителей города в общую победу над врагом высоко оценен — в 1985 г. Борисов награжден орденом Отечественной войны I степени.
2.Борисов христианский.
Говорят, что белорусские города, которые появлялись в XI и XII вв., основывались не только как административные и военные центры, но и как очаги распространения христианства. К таким городам, по утверждению историков, относится и Борисов, окрестности которого долгое время были средоточием язычества. Самое старое сохранившееся здание сакральной архитектуры начинает свою историю в XVII в.: староста Адам Казанович в 1692 г. построил на Минской улице деревянный костел Девы Марии. Храм просуществовал 150 лет, пока его не разрушил огонь в 1806 г. Строительство каменного здания длилось 17 лет, но внешний вид костела не удовлетворил парафию, и через 30 лет строительные работы возобновились. Вскоре он уже являл собой четырехъярусную каскадную башню-колокольню с конусоподобной крышей, над которой возвышался привычный лучистый крест. Драматично складывалась его судьба после 1917 г. Правда, службы в нем продолжались до 1937 г., когда настоятель храма, а также многие его служители были арестованы или расстреляны. Имущество костела исчезло, а здание стало использоваться как хранилище для разного казенного хлама. За последние столетия город пережил немало военных потрясений — войны 1812 г., Первая и Вторая мировые, но самое примечательное то, что во время даже самых ожесточенных в этих местах сражений с костела не упал ни один кирпич. Его изуродовали не войны и не захватчики…
После войны костел приспособили под кинотеатр. Власти решили стереть с лица здания все приметы культового сооружения: разрушили башню, уменьшили высоту центрального нефа, мощные межнефовые колонны соединили фанерными перегородками. Там размещался спортивный зал медучилища, а позже помещение и вовсе пустовало. Группа католиков-энтузиастов стала добиваться возвращения здания верующим, и в 1988 г. старания их увенчались успехом. Огромные силы и средства понадобились на его восстановление, на оформление интерьера, приобретение органа. Но костел воскрес и живет теперь полнокровной жизнью в унисон с жизнью города.
…1865 год. Пять пожаров уничтожили более 300 домов в городе. Среди них — деревянная церквушка, что размещалась рядом с рынком. Тогда в Борисове осталась одна маленькая церковь Андрея Юродивого, располагавшаяся около кладбища. Православные жители сразу же заговорили о строительстве нового храма — не деревянного, а каменного, который бы ни в чем не уступал недавно построенному костелу…
Среди нескольких архитектурных проектов выбрали вариант собора с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром и достаточным внутренним объемом архитектора П. Меркулова. В сентябре 1874 г. храм был освящен во имя Воскресения Христа Спасителя. Строительство длилось три года… Великолепие храма привлекло внимание, и в 1877 г. гравюра с его изображением появилась в петербургском еженедельнике “Нива”. Собор стал неотъемлемой частью городской жизни, являясь не только архитектурной доминантой, но и центром религиозной жизни. С приходом советской власти все изменилось. В 1937 г. спилили кресты с куполов, внутреннее убранство разграбили, собор был превращен в зернохранилище, а колокольня переоборудована в парашютную вышку. Во время войны в храме снова начали проводить богослужения. Хотя впоследствии настоятель был арестован советскими властями, закрывать собор не стали. И сегодня он является одним из символов города, свидетелем его истории и драматических событий.
3.Когда разводили мосты.
Неотъемлемым атрибутом Борисова всегда были мосты: ведь здесь пересекался речной путь по Березине с севера на юг с сухопутным путем с запада на восток. Помимо Березины в городе протекают реки Сха и Плиса. Существовали и более мелкие речки, протекавшие в границах современного Борисова, и каналы. И нет ничего удивительного в том, что путям через них уделялось особое внимание. Первый деревянный мост появился в городе около 1582 г. С тех пор в архивных источниках постоянно встречаются сведения о городских мостах — разрушенных и восстановленных. Но мало кто сегодня знает, что когда-то Борисов был еще и городом разводных мостов. Первый мост, который имел подъемную часть, здесь построили перед войной 1812 г. Во время войны он был сожжен, отстроили его только в 1818 г., но уже неразводным, и тогда большие суда временно прекратили движение.
Новый разводной мост в Борисове все же появился, что позволило возобновить судоходство. А перед 1864 г. город смог похвастаться еще одним разводным мостом. Его строительство стоило государству 15 000 рублей серебром. Он состоял из трех отдельных частей, к которым подходили дамбы. Основная, проходившая над руслом Березины, содержала подъемную на цепях часть. Ее протяженность составляла 234 сажени. Вторая часть длиной 28 саженей была проложена над старыми руслами, а третья длиной 59 саженей — над Схой. Этот мост в дальнейшем неоднократно перестраивался.
В 1908 г. начинается возведение еще одного, а затем и второго разводных мостов. Автором проектов был Матвей Фадеевич Бычковский, он же стал и руководителем строительных работ. Эти сооружения простояли чуть больше десяти лет, позже были сожжены во время военных действий. Сегодня в Борисове и на его окраинах через Березину, Сху и Плису проложено девять мостов, но разводного не сохранилось ни одного. А жаль…
4.Прогулка по Борисову.
Начнём прогулку по Борисову от железнодорожного вокзала – именно его старинное здание первым встречает гостей и именно от сюда начинается знакомство с городом. Вокзал был построен в 1903 году и был свидетелем революционных событий. На стенах здания несколько мемориальных досок. На одном из них – УКАЗ Президиума Верхового Совета СССР о награждении в 1971 году Белорусской железной дороги орденам Ленина в связи с ее 100-летием, вторая сообщает о том, что на железнодорожной станции в годы фашистской оккупации активно действовала подпольная группа.
Небольшую привокзальную площадь пересекает улица Труда. Она опоясывает правобережный Борисов, переходя на юго-западе в улицу Строителей, а на северо-востоке – в улицу 30-летия ВЛКСМ. В южном промышленным район, где располагаются известные по всей стране заводы: “Автогидроусилитель”, который выпускает рулевые управления для большегрузных автомашин типа КАМАЗ, КРАЗ, БЕЛАЗ; автотракторного электрооборудования, выпускающий свыше 50 видов продукции, в том числе стартеры, реле, катушки; заводы ремонто-механический, авторемонтный, химико-фармацевтический.
Улица Гагарина. Вдоль неё разместился микрорайон, главным хозяином является молодёжь. При въезде на улицу со страны Минска находится универмаг "Веста", кинотеатр "Октябрь", напротив - торговый комплекс и ресторан "Спатканне", а дальше - городок учащихся – техникум, учебные и жилые здания трёх профессионально-технических училищ, новые строения старейшего в республике медучилища. Здесь же общежития заводов автотракторного электрооборудования, хрустального завода имени Ф.Э.Джержинского.
Рядом – комплекс бытового обслуживания, молодёжное кафе. Слева по ходу движения – городской стадион, магазин. Улица Гагарина продолжается застраиваться.
Вернемся к железнодорожному вокзалу и от улицы Труда направо – на улицу 30-летия ВЛКСМ, вдоль которой тянется староберезинский промышленный район. На стыке этих улиц на высоком берегу Березины стоит дом, построенный в конце прошлого века. В нём 1917-1918 годах работал первый уездный исполком. Спичечная фабрика “Березина” в Борисове начала работать ещё 1901году. В 1929 году на её основе была организована и вступила в строй новая фабрика “Пролетарская победа”, с 1934 года – комбинат имени С. М. Кирова. Фашисты сожгли корпуса предприятия, после войны его пришлось вновь восстанавливать. Теперь комбинат полностью реконструирован.
Там, где улица 30-летия ВЛКСМ переходит в улицу Орджоникидзе, раскинула свои корпуса фабрика пианино. Борисовчане гордятся тем, что каждое шестое пианино, выпущенное в стране, называется “Беларусь” и сделано в Борисове.
И опять мы на привокзальной площади. Отсюда берёт начало главная улица Борисова – проспект Революции. Его протяжность около 3 км, и тянется он прямой стрелой через весь правобережный город. Застроен проспект в основном зданиями архитектуры 40-50-х годов, но есть и более поздние постройки.
Пройдёмся по проспекту. В самом начале его, справа, находится гостиница “Березина”. Она построена на месте сожженного в 1944 году здания роддома, в котором борисовские патриоты в годы оккупации создали подпольный госпиталь. Несколько десятков раненых советских военнослужащих поставили здесь на ноги советские медики. А затем переправили в партизанские отряды. Об этом напоминает мемориальная доска, укреплённая на стене гостиницы.
Слева за улицей Почтовой начинается городской парк имени Горького.
У пересечения проспекта с улицей Ленина стоит кинотеатр “Родина” , за ним ресторан и кофе “Березина”, несколько магазинов, в том числе художественный салон – магазин, где часто выставляют свои работы местные умельцы.
Между улицами Пролетарской и Карла Маркса справа в небольшом сквере высится памятник партизанке Люсе Чаловской. Метров через 100 от него на проспект выходит улица 1 Июля, на которой находится два крупных предприятия - комбинат прикладного искусства и завод “Эльмаль-посуда”. А на другой стороне проспекта стоит здание, построенное в конце прошлого века. Примечательно оно тем, что в ноябре 1917 года состоялось объединенное заседания Совета рабочих и солдатских депутатов и Совета крестьянских и бедняцких депутатов, на котором была провозглошина Совецкая власть в городе и уезде.
В самом центре проспект переходит в площадь. На её месте до воины был ипподром, а после – стадион. Теперь это Центральная площадь города, и на ней находятся: здание, в котором работают советские и партийные органы Борисова, центральный узел связи, центральная библиотека, Дом торговли, дом быта.
От площади берет начало из красивейших улиц города – улица Чапаева с односторонним движением транспорта и разделительным газоном. Она выходит в южный промышленный район. В микрорайоне проживает около 14 тысяч жителей.
За Домом торговли по проспекту расположился комплекс зданий социально культурно назначения: загс, Дом спорта с бассейном, музыкальная школа, райисполком, поликлиника. Здесь проспект поворачивает на право, открывая вид на просторную площадь здание городского Дворца культуры. А на пересечении проспекта революции со следующей улицей стоит памятник соратнику В.И. Ленина Григорию Константиновичу Орджоникидзе. Его имени названа эта улица.
Дальше проспект идёт по виадуку, спускается, минуя краеведческий музей, к реке Березине. Остановимся у старой дамбы. Отсюда открывается вид на Березину и старую часть города. Может быть, здесь, на этом высоком берегу, стоял полоцкий князь Борис Всеславович, оглядывая лесные берега, и перед его мысленным взором возникал город-крепость. Слева от дамбы находится городской пляж. В XVIII – XIX веках тут стояла пристань- в то время Борисов считался крупным портом. А на противоположном берегу, где ныне раскинулись корпуса завода Агрегатов, судоверфь. Построенные на ней пароходы, баржи, лодки спускались по специально проведённому каналу на реку.
В первой десятилетии нашего века по проекту и под руководством Борисовского техника-строителя М.Г.Бычковского над Березиной были построены красивые деревянные мосты. Один из них мог раздвигаться, а у другого надводной части при помощи специального устройства поднималась, когда под ним проходил пароход.
От дамбы и расположенный рядом с ней санэпидимстанции начинаются улицы Розы Люксембург. Слева вдоль этой улицы тянутся “Батареи” – высокие песчаныя холмы. Они насыпаны в начале 1812 года и сыграли немалую роль в сражении на Березине у деревни Студёнка, в котором русские войска разбили 50-тысячный отряд отступавшей наполионской армии.
В те далёкие времена город располагался только на левом берегу реки, а на правобережье был лес. Теперь картина изменилась: там, где в 1812 рос лес, построен новый лес, построенный новый город, а песчаные холмы, насыпанные на лесной вырубке, заросли 170летними соснами.
На западном склоне “Батарей” находится кинотеатр “Мир”. Улицы Розы Люксембург вывод нас на шумное, загруженное транспортном шоссе Минск - Москва.
Проехав под виадуком мимо памятника танковому экипажу Павла Рака, покинем правобережную часть города. Проедем по мосту Березину и свернём у светофора налево. Сейчас мы в старой левобережной части. Оставив справа завод агрегатов, выпускающий узлы и запчасти к тракторам "Беларусь", по бывшему Минскому тракту, а ныне улице III Интернационала подъезжаем к Борисовскому костёлу, а затем попадаем в самый центр старого города, где ещё в древние времена шумела пёстрыми толпами рыночная площадь. И сейчас она окружена торговыми рядами постройки конца XIX века, представляющими собой единый ансамбль. Справа на площади сохранился одноэтажный кирпичный дом с ажурным козырьком над входом. Это дом бывшего казначея – самое старое кирпичное здания в городе , построенное в первой половине прошлого века. Недалеко от него, на улице Дзержинского, стоит здание из красного кирпича с большими полукруглыми окнами. В 1919 году здесь находится Борисовский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Много видала на своём веку рыночной площадь, ныне площадь 900-летия Борисова. Когда-то на ней дважды в году – зимой и летом проводится большие ярмарки. Теперь ярмарки проводятся чаще и торгуют в эти дни товарами промышленного изготовления. Помнит рыночная площадь и горькие дни фашисткой оккупации. Гитлеровцы устраивали на ней публичные расправы над советскими людьми. Здесь были казнены руководители одного из первых партизанских отрядов Иван Попов и Николай Мядель, комсомолка – подпольщица Кима Кламбоцкая, сюда, имитируя для устрашения патриотов приготовления к казни, привозили коммунистов Ольгу Васильевну Корнюшко и Лину Григорьевну Филиппович.
За бывшим казначейством находится Воскресенский собор - памятник архитектуры XIX века с чертами псевдорусского стиля. Он построен в 1874 году взамен сгоревшей на этом месте деревянной церкви. Колокольня возведена гораздо позднее - в 1907 году.
Напротив собора на углу улиц Комсомольской и III Интернационала находится здание почты — строение первого десятилетия нынешнего века.
Как на самой площади, так и вокруг неё располагаются в основном торговые предприятия и предприятия бытовых услуг.
Мы просмотрели лишь основные магистрали города а всего улиц в Борисове более двухсот пятидесяти. Все они – и большие, и маленькие – благоустроены и опрятны.
5.Календарь знаменательных дат Борисовщины
880 лет (1128) со времени повторного упоминания Борисова в древнерусском летописном своде в связи с походом дружин киевского великого князя Мстислава в Полоцкую землю «на кривичей». Как сказано в Ипатьевской летописи великий князь «Всеволоду Ольговичю повеле ити с своею братьею на Стрежев к Борисову». Был ли взят город – неизвестно.
595 лет (1413) прошло с момента образования Виленского воеводства, в которое вошли правобережные земли Борисовской волости с центром в Борисове.
575 лет назад (1433) во время междоусобной войны в ВКЛ в Борисове некоторое время провел великий князь Свидригайло.
500 лет прошло с тех пор (06.1508) как во время войны ВКЛ с Московской державой в Борисове некоторое время провел «мятежный» князь Михаил Глинский, преследуемый гетманом ВКЛ Константином Острожским.
500 лет (1508) со времени первого упоминания в письменных источниках д. Гливин.
450 лет (1558) со времени издания географической карты Польши и ВКЛ автора Вацлава Гродзецкого, на которой имеется обозначение Борисова.
445 лет назад (1563) вместо Борисовской волости было создано Борисовское староство – государственное имение, которое великий князь литовский предоставлял во временное пользование вельможам за службу.
445 лет (1563) как в письменных источниках впервые упоминается д. Лошница.
445 лет (10. 08. 1563) прошло с тех пор, как великий князь литовский Сигизмунд II Август предоставил Борисову грамоту на Магдебургское право.
6.Старые улицы Борисова.
Улицы города, словно артерии, без улиц город не может существовать. Городские улицы формируют внешний вид, по которым судят и о самом городе. Названия переулков, улиц и проспектов рассказывают и об истории города, о том, каким он был раньше, отображают основные перемены и события в жизни города. Иногда названия улиц изменяются, что обычно связано с какими-нибудь важными историческими событиями, либо старые названия теряют свою актуальность и привлекательность для жителей города. Для Борисова, как и для многих других городов, основным событием, которое коренным образом изменило названия улиц, стал приход советской власти. В стремлении построить «новый мир» советская власть переименовала старые названия городских улиц. В результате улицы города потеряли свои изначальные названия, которые наиболее точно передавали характер города, его внешний вид, историю. Город потерял свою индивидуальность, ведь каждая улица имела своё уникальное название, происхождение которой пряталось в самой истории Борисова. Город сам формировал свои улицы, свой внешний вид, свою историю, свой характер, свою неповторимость и индивидуальность. Названия некоторых улиц сохранялись в течение нескольких сотен лет, и в один момент они перестали существовать. Вместо них появились стандартные, безликие, зачастую не имеющие отношения к истории города новые названия: Ленина, Комсомольская, Советская.…Да, город потерял свою индивидуальность и слился в океане одинаковых названий советских городов. Вторая волна переименований появилась после Великой Отечественной войны. Улицы города стали называть в честь советских полководцев (ул. Черняховского – командующий 3-м Белорусским фронтом, чьи войска освобождали Борисов – и др.), партизан и подпольщиков (ул. Яроша и др.), а также воинских подразделений (ул. Авиаполка «Нормандия-Нёман», воевавшего на Борисовщине). В этих новых названиях хоть появился смысл: они всё-таки относились к истории города.
Хотелось бы рассказать о старых борисовских улицах и их названиях, вместе с которыми всплывут и некоторые события из истории города. Ведь становится обидно, когда жители города не знают истории своего города и истории своей родной улицы. Было бы прекрасно вернуть некоторые названия улиц, что, безусловно, вернуло бы городу историческую память и подчеркнуло бы его неповторимый вид.
В инвентаре (опись имуществ) 1680 г. описывающий город Борисов есть и сведения о том, как выглядел город во времена Великого княжества Литовского (в составе Речи Посполитой) в конце XVII века (сейчас это территория Старого города). Рынок существует на одном и том же месте с XVII века. В инвентаре сказано, что рынок был большой, вокруг которого находились казённые здания, а посредине церковь святого Спаса. В этом же инвентаре есть упоминание и о борисовских улицах в последних десятилетиях XVII века. Известны улицы: Соская, Замковая, Мостовая, Полоцкая, Полыньская или Березинская, Ониськовая, Млыновая, Оршанская и Заболоцкая. Всего же домов в Борисове насчитывалось 382.
В 1800 г. был разработан проект планировки Борисова, по которому город разделили на прямоугольные кварталы. В центре была рыночная площадь, известная с XVII века, на которой находились культовые здания и торговые ряды. От площади расходились главные улицы – Минская, Полоцкая, Лепельская, Московская. В 1834 г. был разработан генеральный план Борисова, который заключал в себе основные принципы градостроительства.
В середине XIX века город посетил Павел Михайлович Шпилевский, который оставил записки о своих путешествиях. Из этих записок нам становится известным вид города в середине XIX века, а также упоминания об основных улицах и объяснения их названий. В то время в Борисове насчитывалось 610 домов, при этом они все были деревянными и принадлежали частным лицам, государству же принадлежали только три. В состав домов входили и две еврейские божницы, и две пригородные мельницы. Большую часть жителей города составляли евреи, которые в значительном количестве появились на территории Беларуси после включения её в состав Российской империи и издания закона о черте еврейской оседлости в 1794 г. В руках евреев сосредоточилась почти вся торговля города. Торговые лавки располагались вокруг площади. Главным украшением площади была соборная православная Воскресенская церковь – деревянная, построенная в 1834 г. После того как она сгорела, был построен в 1871-1874 гг. новый девятикупольный Воскресенский собор; архитектор П. Меркулов. А в 1907 г. перед входом в храм была построена кирпичные врата-колокольня; архитектор В. Струев. Ещё в 1806 – 1823 гг. был построен каменный костёл, к которому в 1837 г. пристроили колокольню. В этом костёле каждую пятницу проходили богослужения в честь короля Владислава IV и старосты Адама Казановского, которые в 1642 г. основали первый костёл в городе.
П. М. Шпилевский отмечал, что Борисов мог похвалиться довольно широкими и прямолинейными улицами, которые почти все сходились у рыночной площади. Наиболее известными улицами в середине XIX века были: Минская, получившая название от столбовой дороги из Минска в Борисов; Московская, начинавшаяся от дороги московской и петербургской; Лепельская – от лепельского тракта; Полоцкая – вела к дороге в Полоцк (по словам Шпилевского, во время его пребывания этой дороги уже не было, но сохранились только следы глухого просёлка); Полынская – названа от того, что на этом месте был глубокий пруд с полынью; Виленская, названная так из-за того, что на ней останавливались виленские извозчики; Хоругвья (Хоругвенная) – от существовавшего в это месте казённого дома с выставленной хоругвью, принадлежавшей замку; Шведская, получившая своё название видимо из-за того, что в этом месте в 1708 г. располагались обозом шведы (во время Северной войны 1700 – 1721 гг.); Юридическая – по словам Шпилевского, ссылавшийся на местных жителей, улица названа из располагавшегося здесь иезуитского коллегиума; Савтина (Савутинская) – от фамилии Савта, поселившегося здесь с незапамятных времён; Млынарская, ведущая к городским мельницам; Слободская или Солдатская (Солдатская слобода), заселённая отставными солдатами-инвалидами. Улицы Минская, Московская и Лепельская были вымощены камнем; остальные во время дождя бывали грязными. Летними вечерами горожане, за неимением публичного сада, гуляли по более чистым и широким улицам. Также излюбленными местами гуляний был Мост через Березину (на нём очень часто любили заводить разговоры о войне 1812 г.), многие пробирались за Московскую улицу к кальварии (польское кладбище), также популярным местом гуляний был островок возле дачи Энгельфельта, рядом с бывшим Борисовским замком, местом прогулок стали и батареи (укрепления 1812 г.).
В начале XX в. город насчитывал 38 улиц с 1105 дворами в старой части и 24 улицы с 418 дворами в его новой части. На базарной площади находилась водокачка. В 1908 г. на рыночной площади вместо сгоревших деревянных торговых лавок были построены каменные торговые ряды, которые располагались вдоль улиц Минской и Савутинской.
В последующее время появлялись вновь построенные улицы в новой части, расширялась и старая часть города. В связи с этим появились и новые уличные названия. После установления советской власти началась и широкая кампания по переименованию городских улиц, о чём упоминалось в самом начале. Стоит лишь отметить, что в Старом городе были переименованы все улицы, а в Новом своё первоначальное название сохранили до наших дней лишь четыре: Гончарная, Пушкинская, Почтовая, Стекольная; все эти улицы располагаются в Новой части города. Ниже приведём таблицу, в которой отображены названия наиболее старых улиц Борисова, их современные и первоначальные варианты.
Улицы Старого города (левобережная часть)
Современное название
Старое название
Авиаполка «Нормандия-Нёман»
Андреевская
Гоголя
Замковая
Дзержинского от рынка в сторону Березины
Полынская
Дзержинского от рынка в сторону СШ №1
Московская
Переулок Советский
Ново-Николаевская
Ибаррури
Загородная
Комсомольская от почты в сторону Березины
Виленская
Комсомольская от рынка в противоположную сторону от реки
Савутинская
Каминского
Вижинская
Лопатина от рынка в сторону улицы Яроша
Полоцкая, Свободы
Лопатина от рынка в сторону улицы Гоголя
Хоругвенная
Морозова
Михайловская, Студенческая
Минская
Юридическая, Банная
Советская
Николаевская
3-го Интернационала от завода агрегатов до почты
Минская
3-го Интернационала от почты до улицы Яроша
Базарная, Лепельская
Урицкого
Алексеевская
Хацкевича
Лащевского, Колхозная
Красноармейская
Солдатская слобода
Улицы Нового города (Правобережная часть)
Современное название
Старое название
Адамовича
Переулок Андреевский
Орджоникидзе
Крайняя, Рабочая
Батарейная
Первая, Спортивная
Батурина
Вторая, 3-я Батарейная
Блюхера
Иркутская
8 Марта от проспекта Революции в сторону спичечной фабрики
Лучавского, Троцкого
8 Марта от проспекта Революции в сторону улицы Горького
Миллионная
Витебская
Зарембовская
Гагарина от улицы Даумана до проспекта Революции
Средняя, Магистральная
Гагарина от улицы Даумана в сторону стадиона
Екатерининский тракт
Гончарная
Название не изменилось
Горького
Кривая
Даумана
Третья
Карла Маркса
Проспект генерала Рихтера
Розы Люксембурга
Екатерининская
Ленинградская
Павловская
Ленинская
Монопольная
Пушкинская
Название не изменилось
1 Июля
Березинская
Правобережная
Набережная
1 Мая (до улицы Энгельса)
Богдановская
Почтовая
Название не изменилось
Пролетарская
Фельдфебельская
Труда от улицы 30-летия ВЛКСМ до привокзальной площади
Вокзальный проспект
Труда от привокзальной площади в сторону мелькомбината
Гливинская
Проспект Революции
Проспект Трубецкого
Стахановская
Пограничная
Толстикова
Первая, Спортивная
30-летия ВЛКСМ
Товарная
1812 года
Переулок 2-ой Батарейный
Чапаева
Хитровская, Зиновьева
Краснознамённая
Всесвятская
Черняховского
Гливинская
Стекольная
Название не изменилось
Энгельса
Александровская
7.Символика города Борисова.
Герб Борисова
Свой герб г. Борисов получил еще под властью Речи Посполитой. Его пожаловал король Станислав Август в 1792 году. Изображение герба отражало стратегическое положение города и представляло собой две замковые башни, соединенные воротами, над которыми возвышался апостол Петр со связкой ключей. После второго раздела Речи Посполитой (1793) Борисов вошел в состав Российской империи, но герб, утвержденный 22 января 1796 года законом № 17435, почти не претерпел изменений (сверху - герб Минского наместничества, куда входил Борисов).
В советское время историческая геральдика не почиталась и вообще далее герба Государства, как правило, официально не применялась. Положение стало меняться лишь в 80-х годах ХХ столетия. В Борисове предпринималась попытка восстановить исторический герб города, но без изображения святого Петра. Однако ветер перемен привел к тому, что в 1989-м и последующего уточнения в 1991 году герб Борисова приобрел официальный статус, сохранив свой исторический облик, но в более красочном исполнении. И это при том, что государственный герб Республики Беларусь связан лишь с советской историей.
Флаг Борисова
"Официальный флаг города Борисова представляет прямоугольное полотнище с соотношением ширины и длины 2:1, состоящее из трех горизонтальных полос - средней стального цвета (0,5 ширины), верхней - красного (0,25 ширины), нижней - зеленого (0,25 ширины); посередине полосы стального цвета на лицевой стороне флага помещается изображение герба города" /из Положения о флаге, утвержденного решением Борисовского городского Совета депутатов от 15 января 2001 года № 65/.
Гимн Борисова
Слова и музыка - Сергей Можаровский.
Расцвiтае, нiбы ў казцы,
Над спакойнаю ракой.
Горад Славы,горад Працы
Дарагi Барысаў мой!!!
Прыпеў:
Многа соцен год бачыш ты ўсход,
Над сваёй ракою,
Любiмы горад мой.
Лiха хай міне, радасць абаўе
Над ракой Бярэзiной
Цябе Барысаў мой!!!
Цягам часу помнi вечна
Сваiх дочак і сыноў.
Тых, хто з мужнасцю адвечнай
За цябе на смерць iшоў.
Прыпеў.
Дык квiтней у добрай згодзе
Старажытны горад мой.
Слаўся доўгiя стагоддзi
Над ракой Бярэзіной!!!
Прыпеў.
8.Борисов сегодня.
В послевоенные годы город рос быстрыми темпами, превращаясь в крупный индустриальный центр. С развитием промышленности увеличивалось городское население. Сегодня по количеству жителей Борисов занимает девятое место среди городов Беларуси.
В городе работает 41 крупное промышленное предприятие. Среди них хорошо известные в стране и за ее пределами заводы «Автогидроусилитель», автотракторного электрооборудования (БАТЭ), агрегатов, пластмассовых изделий, приборостроительный завод «Экран» и другие.
Стеклодув, мебельщик, гончар, металлист, литейщик, швейник, обувщик—традиционные профессии борисовчан.
Более 100 лет переходят они от старших поколений к младшим. Но есть и такие специальности, которыми город овладел в последние 30—40 лет.
Это профессии машиностроителей, изготавливающих детали автотракторного электрооборудования, а также особо сложные механизмы рулевого управления; профессии химиков, выпускающих разнообразные изделия из пластмасс, упаковку для пищевой промышленности, трубы для подземных водо и газопроводов, синтетические моющие средства, краски, резинотехнические товары. Борисовчане научились делать первоклассные изделия для авиационной промышленности, домостроительные панели, сборный железобетон и многое другое. На заводе медицинских препаратов выпускаются лекарства более 150 наименований. Совместное белорусско-германское предприятие «Фребор» производит аппараты так называемой искусственной почки и др.
Далеко за пределами республики известны борисовские пианино, мебель, строительные материалы, лесопожарные, аварийно-транспортные машины и тягачи, хрусталь и высокохудожественная керамика, гобелены и трикотажные изделия. По всему миру разлетаются конверты, выпускаемые бумажной фабрикой Гознака.
В последнее десятилетие XX в. в Борисове были открыты 4 иностранных, 16 совместных предприятий, 23 филиала и 10 представительств субъектов хозяйствования, расположенных вне города, зарегистрировано и работает около 500 юридических лиц малого предпринимательства, около 4 тысяч индивидуальных предпринимателей.
В городе действуют 5 крупных автотранспортных грузовых предприятий и одно пассажирское.
В Борисове 360 магазинов, 153 предприятия общественного питания, 93 — службы быта, 4 рынка.
Медицинское обслуживание населения обеспечивают 3 больницы, 3 диспансера, 7 поликлиник, десятки здравпунктов, другие медучреждения.
В городе 18 средних школ, 2 гимназии, политехнический лицей, средняя политехническая школа, 38 дошкольных и 4 внешкольных учреждений, школа-сад, 5 профессионально-технических училищ, педагогический и политехнический колледжи, медицинское училище, филиал негосударственного Белорусского института управления и предпринимательства.
К услугам борисовчан Дворец культуры, 3 дома культуры, 2 дома офицеров, 10 профсоюзных и ведомственных клубов, краеведческий музей и 15 музеев на общественных началах, народный театр, выставочный зал, 4 кинотеатра, централизованная библиотечная система, состоящая из 5 подразделений и курирующая 20 ведомственных библиотеке.
Но это лишь цифры, сухая статистика, которую можно прочесть в любом справочнике. Она, конечно, достаточно объективна и вполне отражает реальность, но вряд ли дает представление о характере города, его душе, атмосфере борисовских улиц и площадей. В оформлении фасадов здесь часто применяется желтый и красный цвет, и создается ощущение, что город даже в пасмурный день наполнен солнцем.
Конечно, совсем по-разному смотрят на город его жители или гости и профессионалы, люди, которые решают насущные градостроительные, архитектурные проблемы. И может, точка зрения последних более прагматичная и материальная, но проникнута она не меньшей любовью к родному городу, заботой о его настоящем и будущем. О трудностях и надеждах говорит главный архитектор Борисова Сергей Викторович Лорин:
– Прежде всего, хотелось бы, чтобы наш город наконец обрел полноценный генеральный план. В свое время произошла корректировка старого генплана, и по решению облисполкома нас включили в программу по разработке нового генплана 2004–2006 гг. БелНИИПградостроительства уже приступил к его проектированию. С градостроительной точки зрения наш город интересен прежде всего тем, что развивался он как промышленная зона, но впоследствии она (а это более 40 больших предприятий) стала поглощаться частной застройкой. Чтобы этого избежать, мы стали выделять отдельные территории для проектирования и расширения частной застройки и многоэтажного жилья. Осваиваем новые микрорайоны (например, микрорайон 6, рассчитанный на 15 тысяч жителей). Правда, отсутствие нормального путепровода через железную дорогу несколько осложняет жилищное строительство: не все районы города мы можем использовать для этого. Да и многоэтажного жилья строим, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
Отреконструированная к 900-летию Борисова Воскресенская площадь в историческом центре, установленный на ней памятник князю Борису стали своего рода визитной карточкой города. Есть планы по обустройству пешеходной зоны в районе улицы III Интернационала. Хотя эти планы существуют пока только на бумаге, надеюсь, что они все же осуществятся.
Несмотря на трудности и проблемы, нам есть чем гордиться. Трасса Минск — Москва по ул. Гагарина, которая после строительства объездной дороги превратилась просто в городскую улицу, отойдя на второй план, снова стала использоваться в напряженном режиме. На ней мы сделали хорошую развязку с проспектом Революции.
Мне всегда было обидно за город в том отношении, что приезжим гостям здесь, собственно, и показать нечего, кроме центральной площади и нескольких улиц вокруг нее. Ведь всегда хочется чего-то нового. И к счастью, в последнее время ситуация стала меняться: появляются новые объекты с элементами ландшафтной архитектуры, интересного благоустройства. Например, магазин цветов “Эдем”, ставший поистине достопримечательностью города. Сам магазин как бы вынесен за пределы помещения, на улицу: прохаживаясь среди растений, деревьев и цветов, покупатели могут выбрать понравившиеся экземпляры, увидев и оценив их не в замкнутом пространстве, а под солнцем и при дневном свете. Вокруг магазина разбит английский газон, и теперь здесь часто можно увидеть людей с фотоаппаратами, желающих запечатлеть эту красоту. Мне как главному архитектору города, конечно, хочется, чтобы таких мест было у нас побольше.
Особенностью архитектурной политики нашего города является доверие к людям и их инициативе, т.е. городские власти всегда дают возможность проявить себя и предпринимателям, которые выступают заказчиками объектов, и архитекторам — авторам проектов. А результат затем радует весь город.
Самый грандиозный наш замысел — это, пожалуй, дендропарк. Слева и справа от Березины мы планируем разбить большой парк элитных растений площадью более 55 га, где борисовчане смогли бы полюбоваться редкими видами деревьев и растений, посидеть в уютных кофейнях, посетить аттракционы. Уже начаты работы, с левой стороны реки сделана отсыпка, скоро начнем завозить плодородный грунт и осваивать территорию…
Как видите, и задумок, и планов у нас много. Сил и настойчивости для их реализации тоже хватит.
В общем, жизнь города продолжается…
ЛИТЕРАТУРА
1.Гилевич Ж.В. Борисов и окрестности: справочник-путеводитель., Минск,1986
2. Ерусалимчик Л., Гилевич Ж.Борисов: историко-экономический очерк., Минск,1976
3. Гилевич Ж.В., Штыков Г.В., Носевич В. Л., Белая Л. Ф. Девять столетий Борисова.,Минск,2002
4. «Пралеска» Май №5 ,2005