Если говорить об альбомах, которые поражают воображение, то третья работа британской кентерберийской прог-группы Caravan по праву займёт одно из ведущих мест. На обложечной иллюстрации изображён ландшафт серо-розовой страны. Визуал в стиле фэнтези воплощён в музыкальном сплаве джазовых элементов с прогрессивным роком и поп-музыкой, приправленным изрядной долей юмора и покрытым толстым-толстым слоем благостной психоделии.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
На очередном этапе своей карьеры группа Caravan заключила контракт с фирмой Decca, но музыканты всегда тяготели к прогрессивному звучанию. В 1971 году лейбл, ориентированный на классику, решил, что третий альбом коллектива будет более уместно выпустить на его новом ответвлении — Deram.
В те времена работали быстро: всего через несколько месяцев после выхода второй пластинки «If I Could Do It All Over Again, I'd Do It All Over You» музыканты Caravan уже были готовы к новой записи.
В то время группа из четырёх молодых музыкантов репетировала в зале для свадеб и семейных торжеств в городе Фавершем, что в графстве Кент. Они жили скромно, деля на четверых семь фунтов в неделю, которые получали от своего лейбла. В летние месяцы они спали в палатках за пределами зала, а при наступлении осенних холодов возвращались в зал. В сентябре 1970 года группа отправилась в студию, чтобы записать третий альбом.
В качестве продюсера впервые выступил Дэвид Хичкок, в остальном же состав оставался прежним: Ричард Синклер со своей бас-гитарой, клавишник Дэвид Синклер, гитарист Пай Хастингс и барабанщик Ричард Кофлан. Джазмен Джимми Хастингс — старший брат Пая — взял на себя партии саксофона, флейты и пикколо.
Ключевыми фигурами Caravan в тот период были двоюродные братья Синклеры. Ричард Синклер входил в оригинальный состав The Wilde Flowers — полулегендарной группы начала 1960-х, которая так и не выпустила ни одной записи, но дала жизнь целому Кентерберийскому движению в английском роке, поскольку из её недр вышли Kevin Ayers and the Whole World, Soft Machine, Gong и сами Caravan.
Кентербери мало чем отличается от других провинциальных городов Британии, но музыка, оттуда вышедшая, обрела особый характер, который Caravan, пожалуй, воплощали лучше других. Лёгкий, слегка не от мира сего вокал. Причудливые тексты. Продолжительные, отчасти джазовые соло, звучащие на фоне энергичной рок-пульсации. Плюс неопределимое ощущение чего-то таинственного, балансирующего где-то между залитым солнцем английским лугом и необъятным космическим пространством...
Голос Ричарда Синклера и блуждающие соло Дейва Синклера на органе и фортепиано доминируют на пластинке, которую большинство поклонников Caravan до сих пор считают их звёздным часом.
Открывающая песня «Golf Girl», украшенная тромбоном, — воплощение добродушной британской рок-музыки в её чистейшем виде. На первой стороне вообще собраны песни-конфетки, простые, но причудливые и остроумные, ни на что не похожие: «Стоя на поле для гольфа / В костюме из полиэтилена, / Я случайно встретил девушку с поля для гольфа, / Продающую чай в стаканчиках...»
Заглавная песня «In the Land of Grey and Pink» вдохновила великолепный рисунок на обложке, навеянный ещё и романами Толкина. Иллюстратор Энн Мари Андерсон работала в художественном отделе Decca и, к сожалению, она создала не так уж много альбомных обложек. Ричард Синклер о названии пластинки: «Оно появилось, когда мы жили в сельской местности в Грейвни и каждый вечер видели розово-серое небо, потому что мы жили там в палатке. Я всегда любил придумывать фантастические миры и места, в которых хотелось бы побывать».
Песня «Winter Wine» носила рабочее название «К следующей неделе у неё, скорее всего, будет имя». Интересная мелодия идеально сочетается со сказочным текстом:
«Воплотись в полуночном сне, где древний замок стоит в темноте,
Пока странствующие менестрели играют мелодии прошлого.
Когда по земле бродили драконы, а рыцари в холодных доспехах
Отважно бросались в бой,
Девы были спасены, а драконы побеждены...»
Однако центром альбома является композиция «Nine Feet Underground», которая длится почти 22 минуты и занимает всю вторую сторону винила. Меланхоличная сюита бесшовно соединяет целую череду тем из кусочков фолка, джаза и рока, претендуя на статус шедевра музыкального наследия Кентербери.
Запись длинного музыкального произведения была непростой задачей с учётом технологий звукозаписи 1970 года. Роджер Синклер вспоминал: «В те времена, чтобы исправить ошибку, требовалась серьёзная хирургическая операция. Сама попытка сыграть 22-минутную композицию за один раз была… Скажем так, очень напряжённой. Поэтому мы записывали её по частям, а затем Дэвид Хичкок сводил всё воедино. Это был единственный способ, которым мы могли это сделать. Весь альбом был записан практически вживую, за исключением редких наложений и соло, которые были добавлены позже».
«In the Land of Grey and Pink» оказался самым продаваемым альбомом Caravan. Речь, конечно, не о миллионах экземплярах. Тем не менее розово-серая пластинка стала для команды важным достижением в истории.
Со временем, как с сожалением вспоминал Ричард Синклер, Caravan всё реже музицировали в состоянии изменённого сознания. Состав медленно, но верно превращался в обычную гастролирующую группу, выпускавшую приятные, но ничем особенным не примечательные записи.
А ведь когда-то журнал «Rolling Stone» писал, что их пластинка напоминает закат в Средиземье под музыку где-то между средневековыми народными мелодиями и джазом… Пожалуй, лучше всех этот альбом охарактеризовал Дэйв Синклер: «Некоторые вещи просто складываются, просто следуют друг за другом, не так ли? Можно сказать, что это связано с планетами, с астрологией. Музыка, которую мы сочиняли в то время, была хороша. В каком-то смысле мы достигли зенита. Все группы стремятся к такому положению дел. Мы его достигли».
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!