Ремесло — ручное производство бытовых предметов, материалов для дальнейшей переработки или же инструментов. При этом применяются ручные орудия труда, производительность труда незначительна, а качество сильно зависит от личного мастерства работника. Ремёсла возникли в давние времена, еще в каменном веке. Рассмотрим те из них, которые связаны с темой тканей.
Как это ни странно, но первым возникло шитьё...
Шитьё - создание на исходном материале (ткани, коже или другом) стежков и швов при помощи иглы и ниток или других волокон, заменяющих нитки. В первую очередь научиться шитью одежды потребовалось первобытным людям, обитающим в менее тёплых районах для создания тёплой одежды. Самыми первыми историю иголки начали рыбьи кости, которыми прокалывали соединяемые детали с помощью нитеподобных волокон. Позже шитьё производилось с помощью костяной иглы с ушком, создание которой означало возникновение иголки, похожей на современную по принципу строения.
У древних игл из слоновой (точнее, мамонтовой) кости, найденных археологами возраст 30000 лет, то есть первые иглы создали в период палеолита в 28000 году до н.э. С помощью таких игл с ушком и жил животных древние люди сшивали куски шкур для изготовления одежды, одеял и других бытовых вещей.
Одним из главных достижений человечества, наравне с созданием орудий труда, является изобретение одежды. Благодаря ей наши далекие предки смогли покинуть теплую Африку и освоить более суровые территории Земли. Ученые регулярно находят кости древних людей и созданные ими инструменты. Но вот об одежде первобытных людей науке известно очень мало — шерсть, мех и другие материалы быстро разлагаются и не сохраняются до наших дней. Но ученые не отчаиваются и пытаются узнать подробности об одежде древних людей ориентируясь на косвенных доказательствах их существования. Недавно группа ученых во главе с Эмили Халлетт (Emily Hallett) нашла в одной из пещер Марокко инструменты, при помощи которых наши предки обрабатывали кожу и шерсть животных для изготовления одежды. На основе результатов других исследований можно предположить, как древняя одежда выглядела.
Как древние люди шили одежду?
Орудия труда, при помощи которых древние люди обрабатывали материалы для создания одежды, были найдены в марокканской «пещере контрабандистов». Из 12 тысяч фрагментов костей около 60 оказались костяными инструментами для работы с кожей животных. В основном жители пещеры использовали кости диких кошек, песчанок и шакалов. Их нижние челюсти имеют форму лопатки, при помощи которых можно было чистить изнаночную сторону кожи от всего лишнего. Кости небольших животных были наиболее предпочтительными также потому, что не прокалывали кожу.
Помимо костяных инструментов, в пещере было найдено много обычных костей животных. На многих из них есть следы снятия с них шкур, что является еще одним доказательством того, что древние люди умели делать одежду. Судя по возрасту останков, они освоили этот навык примерно 120 тысяч лет назад. Наши предки обзавелись новым умением весьма вовремя, потому что именно в это время климат на Земле стал очень холодным. Благодаря одежде люди могли не бояться морозов, охотиться и путешествовать как раньше. Само собой разумеется, первобытная одежда не могла обеспечить полноценное тепло. Выживанию людей также способствовало то, что они умели добывать огонь.
К сожалению, как именно выглядела одежда древних людей, ученые ответить не могут. Она была сделана из шкур животных и растительных материалов, так что попросту не могла сохраниться до наших дней. Однако, ученые могут сложить представление о внешнем виде древней одежды исходя из изображений на стенах пещер. Также можно взглянуть на внешний вид живущих даже сегодня диких племен, представители которых будто бы остались в каменном веке. Особенно это касается племен Африки, Австралии и Сибири.
Основными материалами для пошива одежды издревле были лён и шерсть. В меньшей мере использовали уступавшую по прочности конопляную и крапивную ткань. Со временем в обиход вошли шёлк и хлопок.
Снятое со станка полотно ждала последующая обработка, иногда и многоэтапная. Крашение существовало с зари человечества и помогало предметам одежды долгие годы сохранять пристойный вид, скрывая особенно стойкие пятна, ведь отстирать их вручную очень трудно, а древний беспощадный быт не обходился без жира, крови и сажи.
Если шёлк и шерсть можно с успехом красить в яркие и стойкие цвета, то ткани из растительного волокна куда хуже принимают пигмент, их лучше всего было белить при помощи щёлока на ярком солнце и использовать для производства рубашек.
Кубовая набойка, появившаяся в XVII веке, произвела настоящий переворот на полотняном рынке, ведь окрашивалась она в цвет индиго, который без помощи заморского сырья повторить невозможно.
Есть один важный нюанс: до рождения великих кутюрье никого особенно не заботил вопрос сочетаемости цветов. Особенно это заметно по костюмным комплексам эпохи анилиновых красителей, появившихся в конце XIX века.
Если предмет одежды предполагал наличие вышивки, то делалась она ещё до раскроя, чтобы было удобно натянуть полотно на раму. Часто вышитые элементы были съёмными или аккуратно срезались со старых вещей, чтобы ещё послужить на новых.
Техника кроя крестьянского костюма порадует любого, кто не любит разбираться со сложными изгибами, прибавками и вытачками. Кроме того, процесс был почти безотходным, ведь все детали имели простые геометрические формы, что даже позволяло пользоваться ножом вместо ножниц. Исключением была верхняя одежда, которая частенько приталивалась и имела сборки.
Несмотря на то, что даже косоклинный сарафан легко было раскроить за пару часов, последующие операции уже были сложными. Клинья, подклинки и ластовицы могли быть довольно мелкими, кроме того, соединялись они в разных предметах одежды по-разному.
Существовали свои швы для особенно толстых или тонких тканей. Причём сами стежки были достаточно мелкими, не достигали половины сантиметра.
Часто в музеях рядом с прялками стоят похожие на них инструменты, но состоят они только из донца и столбика без лопасти. Это швейки, выполнявшие не менее важную в крестьянском быту роль. На столбике располагали шарик из ткани и пакли, к нему прикалывали один конец сшиваемого полотна, это позволяло свободной рукой натягивать работу, а в другой держать иголку.
Казалось бы, на этом можно и закончить. Однако, правильное хранение одежды решало, как она будет сидеть, несмотря на все усилия портнихи. Нередко сарафаны имели жёсткие складки, для этого их формировали, скрепляли и запаривали перед тем, как отправить дожидаться праздника.
Каждая рубашка и каждый платок тщательно складывались перед упаковкой в сундук, где тоже должен был царить порядок, иначе разгладить заломы на рукавах и подолах потом было бы крайне сложно.
За всю жизнь человек менял множество костюмов. Малышам шили одежду из старой, ношеной ткани, которая истёрлась и стала мягкой, затем подросток получал свои первые взрослые вещи, девушки к тому времени уже накапливали приданое и даже собирали себе похоронный комплекс в случае своей внезапной гибели.
Под венец шли в особом платье, которое потом хранилось как реликвия, яркие наряды первых лет замужества сменялись более сдержанными, и наконец, старческими. Своя одежда была и для траура, и для праздника, часто перешивалась и дарилась.
Прядение
Со временем первобытные люди совершенствовали процесс сшивания, а требовались для этого длинные нитки. Для решения такой задачи и появилось прядение. Значение слова "прядение" - переработка относительно коротких и тонких волокон в значительно более длинные и толстые нити, которые по-другому еще называют пряжа. Что значит прядение волокон? Это когда пучок растительных волокон для получения длинных ниток скатывались между ладонями, затем к ним постепенно добавлялись новые и новые пучки и так же закатывались. То есть цель прядения - максимальное увеличение длины нити. Да, для шитья не требуется волокно длиннее метра, но постепенное совершенствование такого ручного ремесла как прядение, позволило первобытному человеку перейти к другому сырью для пряжи, к росту прочности изделий и качества материалов.
Следующей ступенью в прядении древних людей стало прядение катая пряжу ладонью по бедру. Далее начали придавливать нить камнем и скручивать, после чего наматывать на камень и скручивать дальше, для получения более длинной нитки. Сырьём для пряжи стала трава (например, крапива), шерсть животных (например, прирученных собак, овец, коз), с развитием сельского хозяйства для нитей стали использовать специально выращиваемый лён.
Плетение
После изобретения прядения древние люди начали развивать плетение.
Плетение - способ изготовления различных изделий из гибких материалов растительного и животного происхождения: прутьев, стеблей, корней, волос, полос кожи. Так производят корзины, коврики, шляпы, лапти, украшения, другие бытовые изделия. История плетения не сообщает точной даты его возникновения, т.к. плетут из плохо сохраняющихся в веках растений. Учёные считают, что первая плетёная из лозы корзина датируется серединой 6‐го тысячелетия до н.э. Для древнейшего плетения циновок применялся тростник, лотос. Циновки были распространены в Древнем Египте, история которого исчисляется с середины 4‐го тысячелетия до н.э.
Плетение заложило основу истории возникновения ручного ткачества. Для циновок стебли, траву, пальмовые листья или же другие материалы делили на части необходимой длины. Затем эти куски переплетали между собой под прямым углом. Для корзины делали крепкий каркас и оплетали лозой или другим материалом. Для появления ткачества первобытным племенам пришлось сначала освоить полутканьё, которое отличается от плетения тем, что выделяется две системы ниток: нити основы - неподвижные и нити утка, подвижные, скрепляющие основу.
Благодарю за просмотр. Друзья мои, а Вы умеете плести хотя бы корзинки? Сами шили себе одежду? Ну в лаптях наверно никто не ходил. А знаете какие они удобные и легкие. С уважением Валентина.