ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.
ВВС КБФ имели богатый боевой опыт. В отличие от Североморцев, эти части принимали участие в Финской кампании. И в Войне, уже начиная с 41 года, действовали очень активно. Основным противником их всю Войну были пилоты JG54 и финские ВВС. Их соотношение менялось: если в 41 и первой половине 42 года большей частью приходилось иметь дело с немцами, то летом и осенью 42 года и весь 43 год основным противником были финны. В 44 году ВВС КБФ вели бои и с теми, и с другими.
Если ВВС СФ в 41 году имели на вооружении всего один истребительный полк, то у КБФ была целая 61 иабр, которая позже переформирована в 3 иад, в затем и в 1 гиад. Но, как и на Севере, полки здесь были крайне неравнозначны. Было два элитных полка и все остальные. Только к 43 году уровень полков ВВС КБФ подравнялся.
Если на Севере все полки отличались железной дисциплиной, то про КБФ это сказать трудно. Они и формировались отчасти по остаточному принципу, и у некоторых пилотов были, скажем так, проблемы с дисциплиной и иногда даже с законом (Шилков, Костылев, например). В отличие от ВВС СФ и ЧФ, здесь долгое время практиковались групповые воздушные победы.
Начальство таким образом старалось наладить групповое взаимодействие в полках КБФ. Пилоты КБФ летали в основном на отечественных машинах, недостатком которых долгое время были плохие рации либо их полное отсутствие, поэтому ведение осмысленного группового боя было делом трудным. С финнами, которые, хотя и были очень въедливыми и упорными противниками, вели групповые бои иногда по часу времени, однако при этом не отличались ни высоким тактическим мастерством, ни меткостью, ни умением проводить внезапные атаки, пилоты КБФ в целом справлялись. Бои эти были долгие, утомительные, но как правило для пилотов КБФ успешные. Но с немцами, которые делали ставки на сильные, резкие удары, целью которых было нарушить взаимодействие в группах советских пилотов, было всё значительно труднее.
Познакомимся с полками ВВС КБФ поближе. Начнём с двух лучших полков.
5-й иап, он же 3-й гиап к началу Войны имел опыт боев с Финской авиацией, а некоторые пилоты полка участвовали в боях на Халхин-Голе. Полк начал Войну на и-16 и и-15, а потом начались эксперименты с перевооружением. Как и у многих других флотских полков, на вооружении полка было сразу несколько самолётов. Причём даже в одной эскадрильи могли быть разные истребители. Полк в 41 году освоил сразу три типа новейших советских истребителей – МиГи, Яки и ЛаГГи. Уже зимой 42 года он получил Гвардейский статус, поскольку действия полка в 41 году были достаточно успешные. А дальше была совершена явная ошибка – полк решили частично вооружить «Харрикейнами». Летом полк, в составе которого были самые разные машины, снова вступил в бои. Стоит отметить, что против Финской авиации «Харрикейны» себя показали неплохо, но все же решено было от них избавиться после того, как полк понес большие потери в боях с немцами. В основном выбор делался в пользу ЛаГГов, Яков было меньше. В 43 году полк определился наконец с основным самолётом, им стал Ла-5, который постепенно вытеснил Яки.
Частенько менялся и командный состав полка. Список командиров мы приводить не будем, все они были довольно неплохие теоретики воздушного боя, но среди них не было выдающихся асов.
Второй знаменитый полк – 13 иап, он же 4 гиап. Он считался статусом пониже, чем 3 гиап. Однако тоже зимой 42 года стал Гвардейским. При этом весь 42 год воевал на и-16, а в 43 был вооружён Ла-5, на которых и воевал до конца Войны. С лета 43 года полком командовал Василий Федорович Голубев, знаменитый Балтийский ас, и, конечно же, в плане командования 4-му гиап повезло больше, чем 3-му гиап. Эти полки часто между собою сравнивают, что попытаемся сделать и мы, проанализировав их победы и поражения.
Ещё пять полков, которые мы упомянем в своих исследованиях – 71 иап, в будущем – 10 гиап, 21 иап, а также созданные на основе отдельных эскадрилий 11, 12 и 13 иап. Про них известно мало, в составе этих полков асов можно пересчитать по пальцам, при этом в 3 и 4 гиап асов было с избытком. Вооружение тоже оставляло желать лучшего: так, в 71 иап ещё в 43 году были и-153, причём они вели полноценные бои, а не только совершали штурмовку, также были на вооружении этих полков ЛаГГи вплоть до 44 года, когда уже нигде их не осталось. Как и на СФ, разрыв между элитными полками и полками чернорабочих был велик, но, если на Севере работа ВВС была организована таким образом, что полки на «Харрикейнах» и Р-40 самостоятельно на задания не ходили, то здесь подобные полки работали наравне с другими. Благо противостояли им финны, далеко не самые опасные воздушные бойцы, и с ними пилоты КБФ указанных полков вели бои вполне на равных. Стоит отметить, что пилоты разных полков КБФ довольно часто переходили из одного полка в другой. Это ещё одна особенность флотских ВВС.
Отметим ещё одну особенность ВВС КБФ: здесь долгое время была весьма устаревшей и неудобной организация, несколько отдельных эскадрилий, специальные авиагруппы (Эзельская, Ханко) вместо полков. Это тоже негативно сказывалось на организации управления.
Закончив преамбулу, мы перейдём к рассмотрению собственно боев в небе Балтики.
В 41 году погибли оба самых на тот момент лучших и опытных аса КБФ – Антоненко Алексей Касьянович и Бринько Пётр Антонович, оба – не в бою с истребителями, сбиты огнём с земли. Стоит заметить, что с Бринько в 41 году случилась трагическая история, когда он во время вылета атаковал свой же самолёт, сбил его и расстрелял сбитого лётчика в воздухе. Установлено было, что вылет от совершал, будучи нетрезвым. Поскольку ему только недавно дали Звание Героя, история эта была замята. Однако она неплохо показывает, насколько сильно хромала дисциплина в КБФ. Вспомним, что и у Каберова с Костылевым была похожая история, когда они сбили майора Бискупа.
В 41 году потери КБФ были крайне велики, но успехи тоже имели место быть, и достаточно серьёзные.
Так, 15 июля Бондаренко Семён Григорьевич в сложнейшем бою в районе аэродрома недалеко от Старой Руссы сбил Ханса-Эккехарда Боба, видного аса JG54, который смог дотянуть до своих на горящем самолете. Перед этим немцы, изначально имевшие инициативу, сбили два Советских самолёта. Стоит заметить, что пилотов КБФ периодически дёргали на разные проблемные участки фронта, именно так Бондаренко оказался в указанном районе. А 20 августа пилоты КБФ сбили того же Боба в районе Эзеля. Здесь из пилотов КБФ была сформирована специальная авиагруппа. Боб, хоть и был одним из лучших асов JG54, но самолёт частенько терял, при этом умудряясь сам избежать ранений. Он в составе пары атаковал группу «чаек» КБФ, сразу же он и его ведомый сбили по одной «чайке», а потом решили вести дальнейший бой на виражах, что было неразумно, учитывая отличные маневренные качества «чайки». В итоге пилот Ильичев Алексей Алексеевич сбил сильного немецкого аса. Служил он в 13 иаэ.
Очередная яркая победа была одержана 11 сентября, когда яркий ас КБФ Костылев из 5 иап сбил Штефана Литьенса, ведущего аса JG53 на тот момент, имевшего 23 победы на счету. Во время спуска на парашюте его обстреляли Каберов и Костылев, Литьенс выжил, но был тяжело ранен, тем не менее смог избежать плена и, хотя потерял глаз, даже вернулся в авиацию. Отметим, что в 41 году в ВВС КБФ выделилась целая плеяда ярких асов. Бои шли почти постоянно, и выжившие в них советские пилоты становились настоящими экспертами. Отметим, что в 41 году не вызывало нареканий взаимодействие в бою пилотов КБФ, дрались весьма слаженно.
1 ноября сбили и первого финского аса, притом одного из лучших – Пааво Берга. Отличился на и-16 знаменитый ас Голубев. Тогда он служил в авиагруппе Ханко. Как и другие наскоро сколоченные в 41 году подразделения КБФ, она была плохо организована и плохо вооружена. Мы тот бой описывали, но отметим ещё раз, с чего всё началось. «В 14:43 с аэродрома Ханко (Ханковская авиагруппа, 61-я иабр, КБФ) на перехват вражеских истребителей взлетели два И-16 (Г.Д.Цоколаев и И.Л.Творогов). Несколько позже взлетел В.Ф.Голубев на И-16 и А.Х.Овчинников и Г.П.Семенов на И-153». То есть в хаотичном порядке вылетели две пары, ещё и на устаревших истребителях, не оснащённых раций, и Голубев вообще без ведомого. Ничего удивительного в том, что финны атаковали первыми и одержали победу, нет. Однако сказался фактор личного мастерства: Голубев атаковал ведущего вражеской группы со стороны солнца и сбил. Погибший Берг имел 10.5 или 9.5 побед на счету.
18 декабря пилоты КБФ сбили последнего сильного аса в 41 году – Вальдемара Вюбке из JG54, он чуть не попал в плен. Отличились пилоты 13 иап на и-16 Плахута Дмитрий Васильевич и Бакиров Валерьян Фёдорович. В бою пилоты КБФ продемонстрировали отличную групповую слаженность.
Собственно, 13 иап и 5 иап показали себя в 41 году весьма сильными коллективами, и именно на эти полки начальство в будущем делало ставку. Остальные полки, прямо скажем, рассматривались чисто утилитарно, для черновой работы. Увы, время было очень суровое, и осуждать кого-то за это невозможно.
В 42 году пилоты КБФ имели работы очень много, и бои шли с успехом переменным, успехи чередовались с тяжелыми неудачами. Кроме того, было две активных фазы боев – весной и осенью, летом здесь было относительное затишье, лишь время от времени здесь вспыхивали активные схватки. Причём весной бои были гораздо менее ожесточёнными, чем осенью, большей частью представляя собой локальные схватки, где на первый план выходило личное искусство пилотов.
В первой половине 42 года пилоты КБФ вели бои как с финнами, так и с JG54. 5 февраля пара асов JG54 Эккерле-Проске одержала убедительную победу над парой Костылев-Чепелкин, атаковав первыми. Проске подбил Чепелкина, а Эккерле умело одолел Костылева, к счастью один из лучших асов КБФ спасся с парашютом, отделавшись ранением средней тяжести в руку. Это был единственный случай, когда Костылев был сбит. Но уже 14 февраля Франц Эккерле был и сам сбит в бою с тройкой и-15 71 иап. Мы этот бой описывали подробно, напомним лишь, что Эккерле слишком переоценил свои силы, рискнув на бой на малой высоте и на виражах, где и-15 выглядели достойно, к тому же тройка работала очень слаженно. Напомним имена тех, кто сбил аса: Петрухин Дмитрий Фёдорович, Марков Василий Сергеевич и Савосин Илья Ильич. Эккерле имел 59 побед на счету, и его потеря была болезненным ударом для JG54.
18 февраля победу над асом КБФ праздновали уже немцы. Сбит был и погиб на и-16 Бадаев Ефим Павлович, имевший на счету 15 побед, в основном в составе группы или звена, опытный пилот 4 гиап, участник Финской. Это был первый ас КБФ, погибший в бою с истребителями противника. В том бою ярко сказалось отсутствие раций на и-16. На задание ушла четверка и-16, ведущий Бадаев. Пары шли разреженно. Ведомая пара, заметив два бф-109, развернулась, чтобы встретить их в лоб, однако те не стали предпринимать атак и ушли в облака. В это время пара Бадаева продолжала идти по прямой, предупредить её не было технической возможности. Немцы атаковали вновь, теперь уже пару Бадаева, и один из немцев, совершив ловкий маневр, с близкой дистанции атаковал Советского аса. Бадаев пытался выровнять и-16, который заштопорил (ещё одна беда Поликарповского детища), но это сделать не удалось…
Если бы на и-16 были рации, исход боя мог быть иным. А так немцы одержали несложную в целом победу. Отличился Хорст Адемайт, начинающий ас.
17 марта бой пошёл по иному сценарию. Вели его снова пилоты 4 гиап. На сей раз немцы не смогли использовать фактор неожиданности, и завязался маневренный бой. Пилоты JG54 частенько такими боями злоупотребляли, и их частенько за это наказывали. Пилоты 4 гиап грамотно использовали преимущество своих самолётов, каждый раз встречая врага в лоб, и наконец добились успеха. Пилот Щеголев Николай Михайлович подбил Херберта Броэннле, ещё одного видного аса JG54, который с трудом дотянул до своей территории, где на вынужденной разбил самолет.
28 марта довольно успешный бой провели финские пилоты LeLv 32 на «Хоуках». Они сражались против 9 «чаек» 71 иап, часть из которых совершала штурмовой удар, другие их прикрывали. Это было в районе острова Гогланд. Финны, не особо утруждая себя, сразу пошли на группу прикрытия в лобовую, и на лобовой смогли сбить ведущего всей советской группы и командира 71 иап – Коронца Алексея Васильевича. Этот пилот был отличный практик, часто летал на задания, но побед на счету ещё не имел. После гибели командира группа полностью распалась, и в последующем бою погиб ещё один пилот полка. Финны довольно скромно заявили четыре победы, две из них парные, и, похоже, эти-то победы и были реально одержаны. Коронца сбили в паре Ааро Кильюнен и Ниило Эркинхеймо.
27 апреля 4 гиап, который весной 42 года действовал активнее всего, потерял заместителя командира – Агуреева Александра Ивановича, аса, имевшего 10 побед на счету. Две группы и-16 отравились на задание по сопровождению и штурмовке. Любопытно, что в КБФ потихоньку применялась своеобразная тактика: сопровождение двумя «волнами», и таким же образом отражали налеты врага. Смысл тут был таков: пока одна группа ведёт бой, вторая приходит в район боя на помощь и атакует врага, имея преимущество. Тактика «наращивания сил», которую в то время использовали и немцы, и финны, благо самолётов у них хватало. К сожалению, эту тактику крайне затрудняло отсутствие раций. На этот раз вообще никто не заметил, как был сбит Агуреев, поскольку вражеские истребители не появлялись. По немецким данным, совершенно незаметную точную атаку произвёл знаменитый ас Остерманн. Полк лишился одного из ведущих асов…
Последнее слово в боях Весны осталось за пилотами КБФ. 16 мая был сбит Герхард Лаутеншлегер, имевший 33 победы на счету, и погиб. Мы описывали тот бой подробно. Сбили его на лобовой атаке Васильев Михаил Яковлевич и Кириллов Дмитрий Александрович. Причём гибель аса вновь была следствием его ошибки: он слишком откровенно шёл в лобовую на и-16, чего делать не стоило. В том бою пилоты полка показали хорошее взаимодействие звеньев, последовательно вступавших в бой, друг с другом. Можно сказать, тактика сработала. Возможно, кстати, что Лаутеншлегер и Новотны вовсе не заметили атакующих их и-16, поскольку атака шла с большой дистанции, и решили, что их сбила ЗА.
В целом мы видим, что весной 42 года пилоты КБФ не уступали врагу, сбили трех сильных немецких асов, двое из них погибли. Проблемой было то, что навязать врагу бой на своих условиях было практически невозможно, и-16 и тем более и-153 были слишком медленные. Все эти потери были для немцев все же необязательными, они сами рискнули, переоценив свои силы, вступив в групповой бой. Другой проблемой было отсутствие раций. Впрочем, был и косвенный плюс: пилоты КБФ, и не только 4 и 3 гиап, добились прекрасного взаимодействия как в рамках звеньев, так и во взаимодействиях звеньев между собой. Конечно, над последним ещё предстояло работать, но в целом групповой бой пилоты КБФ вели хорошо. Гибель Бадаева была эпизодом, не совсем типичным для полков КБФ, скорее исключением. Как и гибель Коронца, который в целом действовал правильно, но тут сработал «случайный фактор», когда враг дал исключительно меткую очередь в лоб хорошо спереди защищённому и-153. Что до поражений Костылева и Агуреева, то тут дело решили внезапные атаки и искусство врага.
Летом и 3 гиап на «Харрикейнах», и 4 гиап на и-16, и другие части КБФ сражались с финнами и, в целом, в масштабных групповых боях конца лета держались молодцами. Финские массовые заявки на уничтоженные и-16 и харрикейны оснований особых не имеют. Впрочем, и сами финны особых потерь не понесли. Но осенью здесь снова появились немцы, и пилотам КБФ пришлось испить горькую чашу. Осень 42 года была наиболее тяжёлым временем для пилотов КБФ.
5 сентября началась череда трагических боев для 3 гиап. Группа Александра Фёдоровича Мясникова, сильного аса полка, на «Харрикейнах» атаковала группу ю-88 и бф-110. В ходе атаки группа разделилась, чем мгновенно воспользовались немцы. Сначала сбит был Теплов Евгений Христофорович, опытный ас полка, имевший 7 побед, а по другим данным ещё больше. Позже был подбит оставшийся в одиночестве не особо опытный пилот Косоруков и при попытке посадить самолет разбился. Обе победы одержал начинающий ас JG54 Фриц Тегтмайер.
11 сентября был днем тяжких потерь для КБФ. Был тяжело ранен лучший ас 21 иап Зосимов Дмитрий Иванович, имевший 9 побед на счету, более он не воевал. Но основные потери вновь понес 3 гиап. Группа Мясникова сопровождала Пе-2, причём вроде бы грамотно: одна её часть сопровождала непосредственно пе-2, другая страховала сверху. Немцы предприняли удары синхронные: одна группа атаковала идущее сверху звено Мясникова, другая атаковала группу Бондаренко, которая шла внизу, а ещё одна пара самых матерых немцев находилась сверху, ожидая удобный момент. Пе-2 тем временем оторвались от бьющихся «Харрикейнов» и были атакованы. Один из них получил тяжёлые повреждения.
Прийти им на помощь «Харрикейны», крепко связанные боем, не могли. Бой, в принципе, складывался неплохо, обе группы слаженно отбивали атаки врага. Но затем, когда враг уже начал отступать, Мясников слишком увлёкся преследованием и далеко оторвался от остальных, чем немцы и воспользовались. 3 гиап лишился выдающегося аса, имевшего 18 побед на счету, опытного командира групп…
В другом бою 3 гиап потерял ещё одного сильного аса. На задание вылетела группа Никитина, командира полка, ведомым его был Сухов Сергей Иванович, ас с 16 победами. Были встречены ю-88 и бф-109, балтийцы атаковали первыми и добились успеха, но затем потеря была понесена в схожих с гибелью Мясникова условиях. Преследуя бф-109, Сухов, вместо того чтобы держаться в хвосте ведущего, решил самостоятельно атаковать – очевидно, сыграл азарт аса. Увы, в итоге он оказался один и был сбит.
С немецкой стороны и Зосимов, и Мясников были жертвами Вильгельма Шиллинга, а Сухова сбил ещё один сильный ас JG54 Гюнтер Финк.
После некоторого перерыва 26 числа 3 гиап снова понес тяжкую и обидную потерю. В ходе боя при резком вираже сорвался в штопор «Харрикейн» Алексея Фёдоровича Руденко, имевшего 22 победы на счету, ас погиб. В том же бою Костылев фатально повредил самолёт аса Ханса-Ульриха Диппгена, который разбился на вынужденной. Ко всем недостаткам «Харрикейна» добавлялась высокая аварийном т при резких маневрах. Немцы, кстати, не заявили эту победу. В другом бою был фатально повреждён самолет Буряка Дмитрия Прокофьевича, имевшего 11 побед на счету, сам он ранен, но смог посадить самолёт, который тут же списали.
28 числа большая группа полка под руководством Костылева атаковала вражеские бомбардировщики. В ходе боя группа не смогла сохранить плотный строй, чем немцы и воспользовались, был сбит тот самый Буряк, который, несмотря на ранение, остался два дня назад в строю. Увы, на сей раз спастись не удалось… В ходе боя Костылев атаковал ведущего немецкой группы, но был и сам атакован, самолет его сильно повреждён. Немцы заявлять его сбитым не стали, а Буряка сбил Людвиг-Ойген Цвайгарт. Постоянно пилотам КБФ приходилось иметь дело с лучшими асами JG54.
30 сентября тяжёлый месяц закончился ещё двумя потерями. Только теперь уже 3 гиап большей частью отдыхал, в бой вступил 4 гиап на и-16. Конечно же, старенькие медленные самолёты были слабым противником для матерых асов JG54. Просто процитируем книгу «Гвардейцы Балтики Крылатой».
«30.09.1942 г. В период 11:04-15:16 16 самолетов И-16 из 4 гиап (61 иабр, КБФ) совершили 26 самолетовылетов, прикрывая в районе Марьино — Арбузово переправу войск.
11:12-11:48. Четыре И-16 из 4 гиап совместно с тремя «харрикейнами» из 3 гиап в районе Арбузово на высоте 2500 м вели бой с двенадцатью Bf-109. Сбито пять «мессершмиттов», из них два Bf-109 сбиты двумя И-16 и двумя «харрикейнами». По одному Bf-109 сбили лично Седов и Кравцов, еще один они сбили в паре. Три И-16 повреждены, у двух разбито хвостовое оперение. Летчики Шварев и Бедукадзе ранены.
Три И-16 из 4 гиап совместно с тремя И-16 из 71 иап и тремя И-16 из 21 иап с 11:30 в районе Анненское на высоте 1200-400 м вели бой с двумя группами Bf-109 общим числом до 20 самолетов. В 11:45 Парфенов из 71 иап сбил Bf-109. На аэродромы не возвратились два И-16 из 4 гиап: ст. политрук Семенов погиб, сержант Емельяненко ранен, имеет восемь пулевых ранений, отправлен в госпиталь.
11:25-11:50. Девять И-16 из 4 гиап в районе 2-й Городок на высоте 2500 м вели бой с восемью Bf-109 и повредили один из них. Самолет капитана Петрова сбит на высоте 1700 м в 11:30 в районе аэродрома Манушкино. В ходе боя Куликов, спасая командира полка, прикрыл его своим самолетом. Куликов был тяжело ранен. Посадку произвел без шасси.
14:30-15:05. Восемь И-16 из 4 гиап в районе Марьино на высоте 2300-200 м вели бой с восемью Bf-109. В ходе боя подошла вторая группа до двенадцати Bf-109. В 14:32 на высоте 2000 м самолет майора Ильина был атакован и сбит в пяти км южнее аэродрома Манушкино. Летчик выбросился на парашюте. Летчик легко ранен, отправлен в госпиталь. В то же время на высоте 2000 м в районе Невской Дубровки самолет В.Дмитриева атакован Bf-109 в хвост, сверху с дистанции 100 м и подбит. Летчик произвел посадку на своем аэродроме с выключенным мотором.
14:40-15:05. Два И-16 из 21 иап совместно с двумя И-16 из 4 гиап и двумя И-16 из 71 иап в районе Московская Дубровка на высоте 3100 м вели бой с 16 Bf-109. Один «мессершмитт» в ходе боя сбит, а один поврежден летчиками 4 гиап. Из-за неисправности матчасти два И-16 из 21 иап из боя вышли, сели на свой аэродром. В 15:03 самолеты И-16 Вик. Голубева и Цыганова в 10 км южнее аэродрома Приютино были атакованы четырьмя Bf-109. Самолет Голубева был подбит, а летчик ранен в ногу, руку и в верхнюю челюсть. Самолет с находившимся в нем летчиком упал вблизи аэродрома на волейбольное поле. К перевернувшемуся самолету подбежала женщина (продавец сельского магазина), с трудом вытащила находившегося без сознания летчика и отправила его в госпиталь.
В бою был поврежден И-16 летчика 71 иап Семиряко. При вынужденной посадке на аэродроме Манушкино он задел за дом. Самолет упал, разбит, летчик от полученных ранений скончался в госпитале»
Комментировать тут что-то, увы, сложно. Пилоты КБФ всё делали правильно. Зачастую они атаковали первыми, но немцы на гораздо более высотных и быстрых бф-109, к тому же имеющие здесь в составе ряд мощных асов, могли строить бои, как им удобно, занимая выгодное положение и проводя в нужный момент молниеносные атаки. К сожалению, JG54 не зафиксировала потери в боях. Из погибших Петров Владимир Иванович имел 10 побед на счету. У немцев рекордсменом дня стал Зигфрид Мюллер, сбивший 4 и-16, именно он сбил Петрова и Куликова, а также Георгия Голубева и Семиряко.
К счастью, бои здесь пошли на убыль, и вскоре JG54 переместилась южнее, в район Демянска. Против пилотов КБФ остались финны, которые были в целом намного более слабым противником, чем немцы. Однако они нанесли последнее тяжкое поражение 3 гиап. 25 октября при сопровождении ДБ-3 на обратном пути группа подверглась атаке, как отмечено, бф-109 и «ФД-21», однако на самом деле тут были только финские «Буффало» из LeLv24. Атака была успешной, погибло два пилота, в том числе командир Советского звена (вылет осуществлялся «четверкой») знаменитый ас Бондаренко Семён Григорьевич, имевший 18 побед на счету. Финны как-то скромно заявили всего четыре победы, причём отличились не очень известные пилоты: две заявки оформил Вайнё Сухонен, по одной – Йоэль Савонен и Тауно Хейнонен.
Итак, время подвести грустные итоги. Если весной пилоты КБФ бились с немцами практически на равных, то осенью немцы, скажем честно, имели полный перевес и нанесли ряд тяжелых потерь, особенно пострадал лучший полк КБФ - 3 гиап. И, что обиднее всего, толком ответить им не смогли, из побед над немецкими асами мы нашли лишь вымученную победу над Диппгеном, да и то этот далеко не ведущий ас врага избежал ранений. Почему же это произошло?
Конечно же, основная причина – техника. Кто принял решение о вооружении полка «Харрикейнами» и почему нельзя было его вооружить, скажем, Р-40, мне лично непонятно. Но это было решение фатальное. «Харрикейн» имел массу недостатков. Он вообще строился как отражение концепции «одномоторный истребитель-бомбардировщик», в таком качестве его и н, например, в СФ. Но для самостоятельного воздушного боя он не годился. Он был одновременно медлителен и неманеврен. Обзор из кабины был скверным, самолёт был не прост в управлении, склонен при резких маневрах к штопору. Вдобавок он страдал общей особенностью лед-лизовской техники в виде разнесенного по крыльям вооружения. Англичане это не считали недостатком, но Советские пилоты не любили. Что до и-16, то этот самолет устарел уже полностью, на нем невозможно было вести бой на своих условиях, только отбиваться.
Но эта причина была не единственной. Мы видим, что, несмотря на все эти недостатки, пилоты КБФ вели бои старательно и слаженно. Но периодически в ходе боя кто-то увлекался атакой, чем немцы пользовались. Так они сбили ряд сильных пилотов. Тут, конечно, следует сказать и о не идеальной летной дисциплине 3 гиап. Кажется, в этом смысле 4 гиап был лучше.
Отметим и врага. III группа JG54, которая тут работала, считалась лучшей в составе JG54. Это, кстати, сослужило ей плохую службу, как лучшую группу её перебросили на Запад, где она себя проявила очень плохо. Но здесь пилоты группы работали очень грамотно, используя свое преимущество и умело разбивая советские группы чёткими ударами, а также притворным отступлением выманивая сильных пилотов. Как мы уже отмечали, не были ничтожными противниками и финны.
Эти бои имели итогом то, что полки КБФ были сильно обескровлены, причём было сбито много опытных асов. В конце 42 и начале 43 года полки КБФ пополнялись пилотами, которые большого опыта не имели и, как вспоминал Каберов, теперь основной сложностью был не недостаток техники, а большое количество не опытных пилотов.