Найти в Дзене
РИА Новости

Телефонные мошенники придумали изощренный способ обмана: это обязаны знать все

Оглавление
   Мужчина держит в руках мобильный телефон© РИА Новости / Владимир Астапкович
Мужчина держит в руках мобильный телефон© РИА Новости / Владимир Астапкович

Телефонные мошенники придумали новую схему с прерыванием звонка: они действуют в несколько этапов и пытаются вызвать доверие у жертвы, рассказал РИА Новости директор продукта "Защитник" МТС Андрей Бийчук.

"Теперь мошенники действуют в несколько этапов и создают максимально доверительный контакт, чтобы у жертвы не осталось сомнений в том, что разговор действительно ведется с представителем авторитетной организации", - сказал он.

Так, жертве звонит мошенник. Звонок может поступить с подменного номера, например, якобы из банка, полиции, ФНС и так далее.

"Разговор строится в классическом стиле - "вы пострадали от мошенников", "по вашему паспорту оформлен кредит", "мы расследуем преступление". В разгаре разговора – резкое прерывание связи. Это может быть искусственно", - пояснил эксперт.

Во время прерывания звонка заранее настроенный мошенником автоответчик предупреждает жертву: "Внимание! Этот звонок был прерван полицией. Обнаружена попытка мошенничества. Во избежание потери ваших средств, пожалуйста, немедленно перезвоните по номеру, который отправлен вам в SMS". Также угрожают блокировкой банковских карт или номера, в случае бездействия, отметил Бийчук.

После жертве приходит смс-уведомление с коротким текстом, содержащее номер, по которому нужно перезвонить.

Вторым этапом мошеннической схемы является звонок на указанный номер. Так, жертва звонит на номер из смс, а там уже ждут мошенники, которые продолжают обман: подтверждают, что первый звонок был от мошенников и убеждают, что они спасли жертву, просят передать личные данные якобы для проверки, уговаривают перевести деньги на "безопасный счет", с которого далее они поступают мошенникам.

Таким образом, создается иллюзия официального присутствия доверенной службы. Жертва теряет контроль, сбивается с толку и думает, что ее действительно спасли.

Еще хитрее

Мошенники усовершенствовали схемы обмана и теперь заверяют жертв, что никаких кодов из СМС называть не надо, предупредили в ВТБ.

"Специалисты ВТБ выявили усовершенствованную схему работы мошенников — на нее стали чаще жаловаться в марте. Во время разговора с клиентом злоумышленники стремятся создать у него ложное чувство безопасности, убеждая, что "никаких кодов из СМС называть не надо". Использовав главную рекомендацию всех банков, госсервисов, операторов, они входят в доверие и затем обманывают россиян", — говорится в релизе.

В банке пояснили, что во время первого звонка мошенники стараются напугать клиента или же действуют намеренно демонстративно, чтобы у человека не возникло сомнений в их умысле. Например, просят клиента подождать на линии и, якобы выключив звук, обсуждают, что через две минуты к разговору можно подключать "генерала ФСБ". Затем звонок обрывается или клиент кладет трубку сам.

Во второй части схемы жертва получает СМС или письмо, в котором сообщается о попытке войти с незнакомого устройства в его аккаунт на госсервисе или банке и предлагается позвонить по номеру 8800 или сменить пароль по ссылке. Номер телефона и адрес ссылки очень похожи на официальные номера госсервисов, банков или операторов связи, но по ссылкам открываются фишинговые сайты.

В результате обманутый клиент сам звонит мошенникам или переводит им деньги. В беседе паникующую жертву снова пугают и для защиты денег предлагают перевести их на безопасный счет. Кроме того, жертву уговаривают установить приложение Центробанка, чтобы защитить деньги, и отправляют к банкомату. Там клиент прикладывает телефон к считывателю NFC и проводит зачисление денег на карту, которой управляют преступники.

Первого апреля президент Владимир Путин подписал закон о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству. В частности, он позволяет установить самозапрет на дистанционное оформление сим-карт, а также на международные звонки, спам-обзвоны и СМС-рассылки. Вызовы теперь начнут маркировать — у пользователя будет отображаться наименование организации. Банки обяжут проверять, не было ли признаков выдачи денег в банкомате без добровольного согласия клиента, и если они были — ограничивать выдачу наличных на 48 часов.

Простые рекомендации

Парламентарий подчеркнула, что существуют несколько простых рекомендаций о том, как защититься: во-первых, не принимать предложения об установке приложений от неизвестных лиц, даже если они представляются официальными организациями, во-вторых, всегда перепроверять информацию, позвонив самостоятельно в организацию, от имени которой поступил звонок, в-третьих, отключаться от интернета при малейших подозрениях на несанкционированное вмешательство в работу вашего устройства. А также, по мнению Лантратовой, стоит немедленно обратиться в правоохранительные органы, если вы стали жертвой мошенников, "и чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов на возврат украденных средств".

"Если вы уже стали жертвой мошенников, незамедлительно примите следующие меры: сразу же заблокируйте свою SIM-карту и банковские карты, чтобы предотвратить дальнейшее использование злоумышленниками. Свяжитесь с банком и сообщите о произошедшем, попросите отменить последние сомнительные транзакции. Обратитесь в правоохранительные органы, предоставив всю имеющуюся информацию о мошенниках, включая записи разговоров и номера телефонов. Чем быстрее вы предпримете эти шаги, тем выше шансы на возврат украденных средств и привлечение преступников к ответственности", - рассказала она.

Кроме того, депутат Госдумы напомнила, что с 25 июля вступили в силу важные изменения в законодательстве, направленные на усиление защиты граждан от мошенничества, и теперь банки обязаны значительно повысить уровень контроля за операциями своих клиентов, в частности, они должны тщательно анализировать подозрительные транзакции, информировать клиентов о возможных угрозах и даже возмещать ущерб, причинённый мошенниками, за свой счёт, сделать это банк должен будет в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего.

"Банки при переводах будут проверять операции по новому списку критериев мошенничества от Центробанка. Проверки проводятся дважды – со стороны отправителя и получателя. Подозрительные переводы блокируются, а клиенты предупреждаются о возможных рисках. Для некоторых сомнительных операций введен двухдневный период "охлаждения", в течение которого банк связывается с клиентом для подтверждения легитимности транзакции. Если клиент подтверждает операцию, она выполняется, кроме случаев, когда счет получателя признан мошенническим. Банк обязан компенсировать убытки клиенту, если деньги были переведены на счет мошенника, если клиент не получил предупреждение о подозрительном переводе или если карта была использована без ведома владельца. Новые критерии включают переводы на счета, связанные с мошенниками, уголовными делами или информацией от третьих лиц", - отметила Лантратова.

«Неуязвимы для русских ракет». США скрывают подо льдами Гренландии «Лагерь века»: правда о нем вскрылась лишь сейчас

Война всех против всех началась официально. Победителем будет Россия

Фон дер Ляйен одной фразой повергла США в шок. Как Украина окончательно уничтожит ЕС