Тюбетейка тюбетейке рознь, какое разнообразие этих головных уборов. Сегодня все намного проще, эти творения узбекских мастериц сегодня делают машины. Тюбетейка - это не просто головной убор, она и оберег и статус человека. Самое интересное, порою хозяева не знают что и как. Попробую сегодня рассказать об этом интересном головном уборе востока.
Тюбетейка представляет собой круглую или островерхую шапочку, украшенную тканым узором. Название её происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина». Подобная форма очень распространена в Средней Азии – её повторения можно увидеть в куполах мечетей и в форме юрт.
Символически, тюбетейка делится на 4 части, что соответствует четырём возрастам человека – детству, юношеству, молодости и старости. Первую тюбетейку на малыша надевает самый старший аксакал в знак благословления и пожелания здоровья. Узоры, изображаемые на мужских тюбетейках, чаще всего представляют собой стилизованные бараньи рога – символ мужества. Женщины предпочитают изображение рыбы – символа плодородия или же «след змеи» – традиционный оберег от сглаза. Самые популярные тюбетейки называются «чусти» – по названию города Чуст. На этих чёрных тюбетейках вышиваются белые стручковые перцы – «Калампур». Эти перцы должны уберечь хозяина тюбетейки от сглаза и злых духов. Ещё одно популярное изображение – это стилизованный миндаль, который очень любят в Средней Азии.
Узбекская тюбетейка, наравне с узбекским пловом или узбекской юртой — один из символов Узбекистана. Это не просто красивый головной убор, это еще и своего рода "паспорт" ее обладателя. По форме тюбетейки, по ее цветовому оформлению можно определить, из какого региона страны ее хозяин, сколько ему лет и какой статус в обществе он имеет. Особого внимания заслуживают орнаменты. Многие из этих символов служат оберегом от злых духов или от сглаза, другие — приносят богатство, удачу и благополучие.
История узбекской тюбетейки корнями уходит в глубокую древность.
Убор, напоминающий тюбетейку, украшает головы каменных скульптур правителей на древних медалях и монетах, встречается в настенных росписях
древних городищ, на керамических изделиях, найденных во время археологических раскопок на территории Узбекистана. Она стала традиционным атрибутом средневекового искусства, книжной графики и миниатюры XV – XVI вв.
Начнем с вами с интересной легенды, ходящей на востоке, повествующей о любви ...
Легенда об иголке и напёрстке
Однажды один принц выехал на охоту и оказался в пустыне. Его мучила жажда, он метался в поисках дороги и оказался перед хижиной. Войдя, он
увидел старика, старушку и их красавицу-дочь, которая вышивала тюбетейку.
Принц попросил у них воды. Очарованный красотой девушки, принц вдруг заметил, что пальцы девушки окровавлены. Удивившись, он спросил о причине
этих ран. Вместо ответа девушка указала на красиво вышитые тюбетейки. Деревянной иглой в своих чудных узорах она сумела передать всю красоту природы. Принц отдал должное тонкому вкусу девушки, был очарован вышитыми
узорами и в прекрасном настроении возвратился домой. Прибыв во дворец,
он тут же приказал своему кузнецу сделать металлическую тонкую иголку и
приспособление для защиты нежных пальцев при шитье. Так появились иголка
и напёрсток.
Девушка в знак любви и благодарности, отразив в узорах, вышитых на
тюбетейке, все свои чувства, подарила ее принцу. Ремесленники страны были
благодарны принцу за создание чудесных инструментов для шитья.
В уютном дворе, на деревянном помосте, собрались девочки-подростки: брови накрашены усьмой, ногти – хной, а руки размеренными движениями
вышивают узор на тюбетейке. Их доверительные беседы вплетаются в узор
вышивки, самые сокровенные чувства сельских девушек, картины первозданной
природы, ощущение полноты счастья узбекского народа, живущего на этой
благодатной земле, его врожденная любовь к искусству, наукам нашли
воплощение в тюбетейке.
В уютном дворе, на деревянном помосте, собрались девочки-подростки: брови накрашены усьмой, ногти – хной, а руки размеренными движениями
вышивают узор на тюбетейке. Их доверительные беседы вплетаются в узор
вышивки, самые сокровенные чувства сельских девушек, картины первозданной
природы, ощущение полноты счастья узбекского народа, живущего на этой
благодатной земле, его врожденная любовь к искусству, наукам нашли
воплощение в тюбетейке.
Разумеется, в рисунке и композиции старинных и современных тюбетеек есть различия. Узбекская тюбетейка — это не просто национальный головной убор, это часть истории и культуры. Она может многое рассказать о своем владельце. При этом каждый узор на тюбетейке — не случайная деталь, а особый знак.
Андижанские тюбетейки
В Андижане тюбетейки подбираются к одежде девушек – «окпар» – в
основном белого цвета. C помощью вышивки составляется композиция «чоргул». Верхняя часть отделывается зигзагами на четырех сгибах. На каждом
сгибе располагаются одинаковые бутоны, иногда между цветами делают украшения в виде надписей.
На мужских тюбетейках верхняя часть с четырех сторон украшается
изображением миндаля. Вышитый у широких околышей тюбетейки полумесяц
одинаковой высоты. Во внутреннюю часть швов добавляется прокладка (бумага, ткань и т. д.), которая отличает тюбетейку от той, в которой ее нет. Для
андижанских тюбетеек «сетора» и «инжик» характерны мелкие и тоненькие
стежки, образцы «андижан», «калин», «шахрихон» и «пахтаобод» сохранились
до настоящего времени.
Бухарские тюбетейки
Для бухарских тюбетеек характерен известный способ вышивания золотом. Вышивание является наследием, сохранившимся благодаря золотошвейному искусству бухарских мастеров и ремесленников. Содержание узоров, отделка разноцветными швами, тончайшая техника сформировались в
далеком прошлом.
Женские тюбетейки в основном вышивались техникой «зардузи-гулдузи» и «зардузи-заминдузи». Для их пошива использовались грубая белая хлопчатобумажная ткань, желтый сатин и разноцветный бархат.
В широком употреблении с давних времен в Бухаре были мужские тюбетейки конусообразной формы. Четырехугольные, высокие, куполообразные
тюбетейки украшались вышивкой белой шелковой нитью. Верхняя часть широкого околыша украшалась арабскими надписями. При вышивании применялись такие техники, как «тагдузи» или «ироки».
В слове «зардузи» («вышивка золотом») «зар» означает «золото», а
«дузидон» – «шить, вышивать золотыми нитями».
Кашкадарьинские тюбетейки
В Шахрисабской и Китабской областях тюбетейки «ироки» восходят к
далекому прошлому.В процессе изготовления тюбетеек используются украшения в виде полумесяца или особая тесьма на широком околыше тюбетейки. Такие тюбетейки в Шахрисабзе и Китабе называют «калпок», а в Ташкенте –«гилламдуппа». Канва тюбетеек («буронбой»), изготавливается из грубой хлопчатобумажной ткани способом «тагдузи» и расшивается шелковыми
нитями.
В Кашкадарье, кроме тюбетеек «ироки», широко распространены такие
виды, как «пилтадузи» или «тулдирма». При изготовлении тюбетеек способом
«пилтадузи» для фитиля в основном используется бумага. Вдоль фитильков на
тюбетейке вручную делается разноцветная вышивка шелковыми нитями способами «текис» или «илмок». В круглых конусообразных плоских тюбетейках в местах с не очень широкими околышами способом «йурма» пришивается особая тесьма. В местах соединения тесьмы на тюбетейке шелковыми разноцветными нитями пришивается кисточка как украшение. В середине ХХ века широко бытовали женские четырехугольные и треугольные тюбетейки «ироки».
Каракалпакские тюбетейки
Каракалпакские тюбетейки обычно имеют форму купола, верхняя их
часть состоит из четырех простеганных сегментов. Для твердости тюбетейки к
подкладке приклеивается ситцевый материал, по краям пришивается ка¸мка,
которая украшается шелковой бахромой. Подростки носят бархатные тюбетейки голубого и зеленого цвета, а старики и дети – полувышитые тюбетейки со своеобразной композицией вышивки разноцветными шелковыми нитками. Каракалпакские тюбетейки изготавливаются не только из фабричных
тканей, но и из материалов местной ручной работы. Тюбетейки из бархата называются «токима такия», или «макпал такия». Иногда тюбетейки, похожие на
ромбики, называются «кучкоршохи». Вышитые тюбетейки называются «козба
такия».
Наманганские тюбетейки
В начале XIX века в Намангане были знамениты тюбетейки «чуст». Это
ровно складывающиеся четырехугольные и треугольные тюбетейки, изготовленные техникой «пилтадузи» (с бумагой в «пилте»). Вышивка выполнялась
преимущественно белыми нитями, а бутоны вышивались розовыми, желтыми,
бордовыми, фиолетовыми и зелеными нитками. Для вышивания детских тюбетеек использовались цветные нити.
Чустские тюбетейки состоят из четырех сегментов («каржа») с выпуклыми линиями. Для основы используется черный, синий или зеленый сатин. В верхних частях делений («каржей») вышиваются узоры в виде перца.
Самаркандские тюбетейки
В Самарканде мужские тюбетейки имели форму купола. Четырехсторонние, высокие, с широким околышем («кизаком»), к краю которого пришивалась особая широкая тесьма («джияк») из темного материала. Тюбетейки такого типа изготавливались из черного сатина или шелка. Макушка и «кизак», как правило, вышивались узором «куптирма». Обычно вышивка выполнялась разноцветными нитями. На верхних сторонах и «кизаке» вышивались аналогичные узоры в технике «пилтадузи». Ургутские тюбетейки своим изяществом и красотой во все времена привлекали внимание в Самарканде.
Округлые, с высоким «кизаком», тюбетейки вышивались цветными шелковыми или простыми нитями на черном сатине в технике «пилтадузи» и вышивкой под названием «канда ха¸л» и «йурма». Рисунок состоял из цветов и геометрических фигур. Тюбетейки, предназначенные для детей, украшались бусинками и металлическими «листьями» между цветами.
Сурхандарьинские тюбетейки
В тюбетейках Сурхандарьинской школы сохранилось искусство традиционной национальной вышивки. Тюбетейки, изготовленные в Сурхандарьинской области, отличаются особым изяществом. Особенно привлекателен прекрасный тон цветов на бойсунских и дашнабадских тюбетейках, символизирующий душевную близость и любовь к природе.Тюбетейки под названием «тулдирма»,
«пулакча», «тангача» или «лолагул» с удовольствием носят как взрослые мужчины, так и юноши. Такие тюбетейки шьются из бархатно-плюшевой ткани, поэтому называются «патдузи». Женские тюбетейки «мунчок», или «шабанок», имеют круглую форму и расшиваются мелким цветным бисером. К краю
околыша тюбетейки («кизаку») прикрепляется тесьма («джияк»), изготовленная в стиле «йурмадузи». Женские тюбетейки отличаются от мужских узором
и цветом. После прикрепления тесьмы («джияка») место соединения украшается бубенчиком из разноцветных нитей.
Ташкентские тюбетейки
Мужские тюбетейки в Ташкенте изготавливаются в основном из ткани
«духоба» синего, черного, темно-зеленого и фиолетового цветов. Тюбетейки
складываются в треугольник без «каржа», в верхней части они круглые.
К середине XIX века были созданы тюбетейки, предназначенные для девушек, под названием «Башорат». Такие тюбетейки шьются из ткани «сидирга
духоба» с четырьмя делениями и расшиваются цветными нитями.
На точно такие же синие или темно-фиолетовые тюбетейки из ткани
«такир духоба» в форме четырехугольника нашиваются разные цветы из бусинок («нозик») на четырех сторонах делений («каржей») и по краям. С 1940 года для девушек начали изготавливать тюбетейки под названием «ироки нусха». От тюбетеек для девушек Шахрисабской и Китабской областей ташкентские «ироки» отличаются четырьмя делениями и ровным верхом.
Ферганские тюбетейки
В Фергане были созданы маргиланские тюбетейки, аналогичные чустским. Верхняя часть у них делится на четыре сегмента («каржа»). На каждом
карже вышивается рисунок в виде перца. Шьется тюбетейка из черного сатина с использованием цветных нитей. Маргиланские тюбетейки отличаются
от тюбетеек Чуста тонкостью и стилем вышивания. Цветы на тюбетейках вышиты белыми нитями, рисунок в процессе вышивания становится выпуклым,
рельефным. Чтобы добиться такой выпуклости, по линии рисунка выполняется
шов нитями («тушама») под основной вышивкой, куда прикрепляется тонкая лента, вырезанная из водостойкой бумаги или ткани. Тюбетейки изготовляются в стиле «пилтадузи». К краю околыша («кизака») прикрепляется тесьма
(«чалма джияк») из черной хлопковой или шелковой нити.
Тюбетейки для мужчин, детей, девушек и женщин различаются.
Кокандские тюбетейки
Для кокандских тюбетеек используются черные и зеленые хлопчатобумажные
ткани. К краю околыша тюбетейки крепится тесьма – «чалма джияк», сделанная из черных хлопковых нитей. Четырехгранные невысокие тюбетейки выполнены в стиле «пилтадузи» с использованием ручной вышивки «хомдузи»,«чиндаха¸л» и «илмок». На тюбетейках используется композиция «чоргул», вышивка выполняется в виде «калампир» и «бодом». К краю подбираются «мехроб», «арка» или лепестки цветка, соответствующие образцу вышивки в верхней части. Для вышивки обычно используются белые, желтые, розовые и фиолетовые нити.
Хорезмские тюбетейки
В Хорезме тюбетейки называются «такя», «токи», или «тейха». Они
выделяются своей оригинальностью и шьются из шелка или тканей «духоба» и «зарбофа». Известны также «зартакя», «козма такя», «папакли такя», «монатли такя» – знаменитые хорезмские тюбетейки. Они преимущественно круглые – из бумаги или ваты, а некоторые из них изготовляются с помощью «тушама» из жесткой бумаги. Тюбетейки шьют с использованием импортных тканей –«фаранги» и парчи. К краю прикрепляется «чалма джияк» (тесьма) из красных и оранжевых нитей. Место присоединения джияка украшается бубенцом.
Ну вот и все на сегодня, уф, даже вспотел. Давно хотел поговорить на эту простую тему, все не хватало времени и сил. Наброски лежали на столе и долго, а все нескладывалось. Сегодня вроде потихонечку прихожу в себя, благодаря моей дорогой и родной, любимой половинки. Всего вам доброго дорогие друзья, счастья в ваш дом и пускай ваш дом всегда хранит тепло и добро.
Все в открытом пространстве и открытом доступе.