Найти в Дзене

Как читать с детьми стихи о войне

Скоро День Победы, тот самый, который со слезами на глазах... И традиционно в школах и детских садах озадачивают родителей необходимостью выучить с чадом стихи о войне. А что учить? А как выбрать? А надо ли это вообще современному ребёнку? А если надо, то как избежать превращения истинного и принципиального важного в рутинную обязаловку, нужную для отчёта, а не для души? Как готовится с ребёнком к празднику Победы, рассказывает доцент департамента филологии института гуманитарных наук МГПУ Мария Валентиновна Захарова, учитель русского языка и литературы, преподаватель истории русского языка, кандидат филологических наук, доцент. В этом году исполняется 80 лет с того счастливого победного мая сорок пятого… Самым молодым солдатам той войны уже почти век. Сколько их осталось? Всё меньше живых свидетелей, всё дальше те времена, всё больше важных, страшных и счастливых событий закрывают то время… Для тех, кто был рожден во второй половине XX века, 9 мая связано с лицами отцов, дедов — живым
Оглавление

Скоро День Победы, тот самый, который со слезами на глазах... И традиционно в школах и детских садах озадачивают родителей необходимостью выучить с чадом стихи о войне. А что учить? А как выбрать? А надо ли это вообще современному ребёнку? А если надо, то как избежать превращения истинного и принципиального важного в рутинную обязаловку, нужную для отчёта, а не для души? Как готовится с ребёнком к празднику Победы, рассказывает доцент департамента филологии института гуманитарных наук МГПУ Мария Валентиновна Захарова, учитель русского языка и литературы, преподаватель истории русского языка, кандидат филологических наук, доцент.

А нужен ли День Победы нашим детям?

В этом году исполняется 80 лет с того счастливого победного мая сорок пятого… Самым молодым солдатам той войны уже почти век. Сколько их осталось? Всё меньше живых свидетелей, всё дальше те времена, всё больше важных, страшных и счастливых событий закрывают то время… Для тех, кто был рожден во второй половине XX века, 9 мая связано с лицами отцов, дедов — живыми лицами. В детстве мы слышали о той войне и о той Победе от тех, кто пережил тот ужас, ту битву и то счастье. И когда учили стихи к празднику, думали о тех, кого знали, да и учили их с теми, кто помнил.

Современный малыш ощущает ту Победу ничуть не лучше, чем Бородинскую битву. Не только он сам, даже его родители часто уже не были знакомы со своими предками-ветеранами… Так что же делать? Ведь если в душе нет горечи и боли тех грозных лет, нет счастья возвращения к мирной жизни, то задача выучить стихи и выступить на празднике будет только задачей. Для тех, кто помладше: «чтобы увидели, какой я молодец», для тех, кто постарше: «чтобы отвязались»… Поэтому для родителя ответ на вопрос «Как готовиться к Дню Победы?» должен начинаться с вопроса: «А что такое День Победы для меня, моей семьи? Чем он должен стать для моего ребёнка?» Разберитесь сначала в себе. Дети всегда чувствуют ложь. Если для вас День Победы – просто дата в календаре, как День взятия Бастилии, то для вашего чада он значит и того меньше.

Когда-то День Победы был праздником победителей. Люди, пережившие голод, блокаду, страх смерти и смерть близких, люди, с оружием в руках изгнавшие из своей земли сильнейших врагов, восстановившие города из пепла, праздновали свой триумф и поминали своих близких, не дождавшихся счастливого дня.

Потом День Победы стал праздником детей и внуков победителей. Праздником, когда со слезами на глазах люди вспомнили тех, кого они потеряли, вспоминали горе и боль, которую нашему народу причинили фашистские захватчики, вспоминали подвиг простых людей, детей и взрослых, военных и гражданских, мужчин и женщин, подвиг на поле боя и в тылу — вспоминали и гордились, вспоминали и горевали, вспоминали и клялись помнить всегда.

Сейчас День Победы должен или уйти в прошлое, или стать тем, чем является День взятия Бастилии для француза и День принятия декларации о Независимости США для американца, — праздником национального единства и национальной гордости, днём, когда мы вспоминаем, кто мы есть, кем мы должны быть. Для того, чтобы такой переход был сделан, надо, чтобы наши дети увидели День Победы не как день памяти павших, не как день воспоминаний о той войне, а как день гордости за героев своей Отчизны, день, когда можно и нужно вспоминать не только о той войне и той победе, но и обо всех тех днях, годах, веках наших побед, обо всех тех, кто создал и продолжает создавать нашу страну, нашу нацию, нашу культуру, защищал и защищает Родину на полях сражений, отдает свою жизнь и силу для величия родной земли и счастья своего народа.

И, знаете, мне кажется, такой День нам очень нужен. И нашим детям он необходим. И нашей стране в целом. Объединяющий и счастливый. Не только и не столько напоминающий о прошлом, а ведущий в грядущее.

Стихи о войне

С этих позиций становится вполне очевидным, что и как читать и учить с детьми о войне: то, что знаете и любите вы, то, что для вас не пустые слова, а голос страны, истории, предков. Выбирайте стихи, которые когда-то учили сами, выбирайте те, которые хотелось бы выучить и хранить в сердце. Тогда вы сможете прочитать их ребёнку так, что он услышит. И это стихотворение станет не только выполнением задания воспитателя или учителя, не только фрагментом праздника, а объединяющим звеном между вами и ребёнком, потому что вам обоим оно нравится, между вами нынешними и вашей семьей в прошлом, вашим родом, потому что они через это прошли, а вы это помните, ради себя и ради них, между вами и нашей страной, потому что мы вместе.

Самый действенный алгоритм работы таков:

  • Поговорите с ребёнком о Дне Победы (что это за праздник, почему он важен для вас, для страны, что это была за война, что происходило в военные годы, что делали, как жили в военное время ваши предки, как воевали, как умирали и как победили). Разговор этот можно провести и дома, но лучше, конечно, сходить на Поклонную гору и съездить в парк «Патриот», или посетить какой-то значимый для вас музей или мемориал (например, под Ржевом), или прийти к Вечному огню. Выбирайте то место, где вы сами чувствуете связь с той войной, с Днём Победы. Дети почувствуют это. Им будет легче и проще вас услышать и понять.
  • Можно посмотреть фильмы о войне. Художественные фильмы, снятые во время войны, патриотичны и оптимистичны. Послевоенные — торжественны и грустны. Фильмы последней четверти XX века — трагичны и сосредоточены на потерях и бессмысленности войны как таковой. Современные — более понятны нам, но очень далеки от реалий той войны. В зависимости от возраста можно, на мой взгляд, посмотреть (с вашими комментариями и объяснениями, конечно): «В шесть часов вечера после войны…», «Небесный тихоход», «Летят журавли», «Жила-была девочка», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры», «Судьба человека», «Обыкновенный фашизм», «Отец солдата», «Мы из будущего», «Вариант «Омега», «Чистое небо», «Два бойца»…
  • Почитайте стихи о войне. Разные. Грустные, радостные, страшные, весёлые. Не прячьте от детей правду. Нет детей слишком маленьких для того, чтобы прочитать им «Варварство» Мусы Джалиля. Потому что ребёнок, которого там расстреливают фашисты, тоже маленький. Потому что фашизм — это когда младенцев жгут в печах, на детях ставят опыты, а жителей деревни сжигают всех вместе, загнав в один сарай. Не надо показывать выколотые глаза и оторванные руки, как это любят делать британцы. Это не формирует сочувствие, это ломает психику. Но в стихотворениях советских поэтов нет натурализма и садизма. Там есть боль, горе и скорбь. Там есть правда. Там есть сочувствие к страданию, гнев на палачей и желание защитить слабого. Читайте детям эти стихи. Это хорошо и правильно. Только читайте, очень вас прошу, те стихи, которые откликаются в вашем сердце. Даже те, которые разрывают его. Не читайте те, к которым вы равнодушны.
  • Выберите с ребёнком стихотворение, которое он понял, почувствовал, захотел взять себе. Обсудите смысл и структуру текста. Сделайте иллюстрации. А вот потом начинайте учить.
  • И обязательно отпразднуйте День Победы дома. Пусть будет праздничный стол. Парад, если хотите. Фильм, который вам кажется правильным. Выставка портретов ваших предков-героев (не обязательно той войны – найдите, за что можно гордиться каждым из тех, кто вам дорог). Напишите всей семьёй праздничное стихотворение. Почитайте стихи наизусть (или по книге, главное, с душой) — пусть каждый из членов семьи прочитает что-то своё, и расскажет, почему это для него важно. Не для ребёнка, а для самого человека — искренне, без дидактики, от себя и для себя! Такие вещи учат ребёнка лучше, чем самые хорошие уроки.

С наступающим Днём Победы!