Михаил Ромм, режиссер с хитрым прищуром, был уверен: эта Галя – именно то, что нужно для его "Пышки", дебютной картины, вышедшей в свет в далеком 1934-м. Изначально он видел в главной роли Валентину Кузнецову, но та, лишь взглянув на предложенный наряд, категорически отказалась даже позировать для фотопроб.
"Ты же знала, какую роль я тебе предлагаю! – хохотал Ромм. – А теперь стесняешься платья? Ну, ищи мне другую актрису!"
И Кузнецова нашла. В Театре-студии Рубена Симонова юная Галина Сергеева, едва достигнув 16 лет, уже выходила на сцену с коронной фразой "Кушать подано!". Валентина, пораженная ее пышными формами, едва дождавшись финала спектакля, тут же затащила девушку на пробы. Ромм снимал экранизацию Мопассана в условиях, близких к экстремальным, с бюджетом, которого хватило бы разве что на приличный обед. В итоге, вся картина уместилась в две декорации: дилижанс да гостиница!
Режиссер сделал ставку на крупные и средние планы – малейшая фальшь, и провал неминуем. Но Сергеева не подвела, отыграла на все сто. Немая "Пышка" произвела фурор, сорвала приз на Венецианском кинофестивале, и для 20-летней Галины это стало счастливым билетом в мир большого кино.
"Не имей сто рублей, а имей две груди!"
– съязвила Фаина Раневская, увидев роскошную Галину Сергееву.
Говорят, самому Сталину фильм пришелся по душе. Во время просмотра он то и дело сравнивал экранизацию с оригинальным романом Мопассана и в итоге выдал:
"Очень сильно и культурно скомпонованная вещь, поставлена с большим размахом и художественным смыслом".
Ну, что тут скажешь, вождь знал толк в кино!
"Она ведь не такая красивая, не такая молодая..."
"Пышка" еще не успела выйти на экраны, а Галине уже вручили путевку в Мисхор, чтобы отдохнуть от трудов праведных.
"Позвольте вам помочь",
– услышала Галина приятный мужской голос и увидела элегантного мужчину, который уже подхватил ее тяжелый чемодан.
Актриса, может, и не была поклонницей оперы, но Иван Козловский, от которого сходили с ума тысячи поклонниц, еще не успел увидеть "Пышку". Знаменитый тенор просто потерял голову от молодой красавицы.
Пьянящий морской бриз, палящее солнце и умопомрачительные закаты сделали свое дело: 34-летний певец влюбился без памяти и даже, поговаривают, лазил к ней в номер по водосточной трубе! Завязался курортный роман. Курортный, потому что Козловский был женат, а Галя – замужем за театральным режиссером Александром Габовичем.
Для Сергеевой это был уже второй брак, первый, с актером Александром Демичем, распался. И Габович не смог удержать Галину: вернувшись с курорта, она тут же подала на развод. А вот Козловский целых три года не мог решиться уйти от жены, Александры Герцик.
"Она ведь не такая красивая, не такая молодая... Если уйду, ей будет совсем нелегко",
– сокрушался Иван.
Они встретились в Полтаве в 1919 году и вскоре поженились. Герцик тогда была звездой сцены, а Козловский только начинал свой путь в музыкальном институте. В театральных кругах его даже прозвали "мужем самой Герцик". Ради Козловского актриса оставила карьеру и следовала за ним повсюду, пока они не осели в Москве. Александра была для него не просто женой, а верным другом и соратником. Узнав о романе мужа с Галиной, она сама настояла на разводе. Бывшие супруги сохранили теплые отношения, и Козловский до конца жизни помогал Герцик материально.
Через год после триумфа "Пышки" Сергеева получила звание Заслуженной артистки РСФСР, став самой юной обладательницей этого почетного титула. Ее называли главной француженкой советского кино и восхищались ее "французской фигурой". Слава обрушилась на нее, но актриса оставалась скромной.
"Мама здоровалась со всеми по два-три раза, чтобы никто не подумал, что она зазналась",
– вспоминала дочь Сергеевой.
В 1937 году Козловский и Сергеева сыграли свадьбу, а в 1938-м у них родилась дочь Анна. Два года спустя – Анастасия. Со стороны их брак казался идеальным: красивая пара, живущая в роскоши и купающаяся в лучах славы. Сталин обожал Козловского и часто приглашал его в Кремль. Она обожала наряжаться и блистать в свете софитов. Новый год встречали у Буденного, лето проводили на даче у личного секретаря Сталина Поскребышева, дни рождения отмечали в ЦДРИ. На публике они были счастливы. Но дома, как это часто бывает, разгорались ссоры и недопонимания...
"Жена ушла от него, забрала детей и не позволяла им видеться"
Иван Семенович был настоящим кумиром своего времени. Женщины теряли голову от его голоса. Они осаждали его дом, дежурили у театра. Их обожание порой переходило все границы и раздражало и семью, и самого певца. Кстати, оперные фанатки делились на два непримиримых лагеря: "козловитянки" и "лемешистки". Козловский и Лемешев были соперниками на сцене, но в жизни относились друг к другу с большим уважением.
Конечно, Сергееву бесило такое внимание к ее мужу. А он, хоть и не давал поводов для ревности, к женщинам относился с особым трепетом. Козловский, разъезжая по Москве на своей "Эмке", любил притормозить, чтобы полюбоваться на интересную даму, а иногда даже свистел вслед. При этом он был галантным кавалером: целовал дамам ручки, осыпал комплиментами даже бабушек, не говоря уже о юных поклонницах. И не видел в этом ничего предосудительного.
Во время войны Козловский одним из первых перечислил в Фонд обороны 25 тысяч рублей, на свои деньги построил и содержал музыкальную школу в родном селе, давал концерты в пользу сирот, помогал людям получать квартиры и награды. Возможно, Галине иногда казалось, что знаменитый муж уделяет ей и детям недостаточно внимания... К тому же, его карьера шла в гору, а ее – увы – переживала не лучшие времена.
После выхода фильма "Актриса" в 1943 году зрители полюбили Зою Стрельникову, сыгранную Галиной. Поклонники посвящали ей стихи, рисовали ее портреты и дарили подарки. Ходили слухи, что в нее был влюблен писатель Николай Погодин и даже назвал ее именем героиню пьесы "Кубанские казаки", что сам Михаил Ромм предлагал ей руку и сердце... Но судьба распорядилась иначе.
После войны Галина попала в страшную аварию и серьезно повредила горло. Ей пришлось уйти из Театра имени Вахтангова, пережить несколько операций и долгий период реабилитации. Она еще ненадолго вернулась в театр, но в 44 года окончательно оставила сцену. В кино ее больше не звали после "Актрисы". Да и в личной жизни все пошло наперекосяк.
"В 1949-м я впервые увидела Козловского с женой и дочками, а уже через год он приехал один: жена ушла от него, забрала детей и запрещала им видеться",
– вспоминала Алла Ханило, сотрудница ялтинского дома-музея Чехова, дружившая с тенором.
Иван Семенович был хорошим семьянином и любящим отцом. Он был очень привязан к дочерям и тяжело переживал разлуку.
У младшей дочери Насти были серьезные проблемы с позвоночником, ей грозил горб. Профессор Василий Чаклин провел сложную и успешную операцию. Вскоре Сергеева вышла за него замуж. Чаклин ради актрисы оставил семью, жену и троих детей. Сначала Галина была счастлива, получая от мужа внимание и подарки, которых ей не хватало в отношениях с Иваном. Но... Чаклин оказался неверным. Узнав об изменах, Сергеева не стала терпеть и развелась, несмотря на отсутствие работы и денег.
Козловский долго страдал по Галине. На пике славы он даже уволился из Большого театра – говорил, что хочет уйти в монастырь. Но музыку, конечно, не бросил, продолжал гастролировать по стране.
"Поначалу после развода он страшно злился на маму, денег давал только нам с сестрой, – рассказывала Анна Козловская. – А мама тряслась над ломбардными закладными, боясь пропустить день выкупа. За бесценок уходили люстры, картины, мебель из карельской березы..."
Впрочем, Сергеева нашла способ зарабатывать на жизнь.
"В те трудные времена мама проявила силу духа и стала сама добывать деньги. Она сделала программу и по линии Бюро пропаганды кино много ездила с творческими встречами. Порой выступала в нечеловеческих условиях, но никогда не жаловалась",
– вспоминала Анна.
Примирение в семье Ивана Семеновича произошло лишь в конце 60-х, когда Анастасия родила дочь. По большим праздникам Козловский и Сергеева собирались вместе с дочерьми на его даче в Снегирях. Но назад он ее не звал. Не смог простить предательство. Так и прожил почти сорок лет один, полагаясь на поддержку преданных "козловитянок" и секретаря Нины Феодосьевны Слединой. В 1993 году великий тенор ушел из жизни на 94-м году жизни.
А Галина нашла свое женское счастье на закате дней. В 76 лет в Доме отдыха в Серебряном Бору она встретила последнего мужчину в своей жизни – бывшего певца Большого театра, военного кавалериста в отставке Виктора Горбунова. Они поженились и прожили вместе девять счастливых лет, до самой смерти Виктора. Через год после его ухода Галина Сергеева скончалась на 87-м году жизни.
"Она прожила очень долгую жизнь. И, что удивительно, ни о чем не жалела. Она говорила: "У меня все было хорошо. Я ни о чем не жалею",
– рассказывала ее дочь Анна Козловская.
Ну, что тут скажешь? Умела женщина жить!
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.