Ежегодно 11 апреля мы вспоминаем о восстании узников концлагеря Бухенвальд в 1945 году и, соответственно, обо всех жертвах беспощадной нацисткой системы концентрационных лагерей. В память о замученных и искалеченных людях установлен Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Первый немецкий концлагерь был создан в 1933 году в городе Дахау для содержания противников нацистского режима. Затем стали открывать места заключения для представителей «низших рас», «асоциальных элементов», а с началом Второй мировой войны – для военнопленных.
За годы существования Третьего Рейха, согласно последним изысканиям американских исследователей М. Дина и Д. Мегарджи, на территории Европы с 1933 по 1945 год было в совокупности около 42 тысяч мест принудительного содержания – тюрем, гетто и лагерей – военнопленных, политзаключенных, евреев, цыган и «восточных рабочих». Там было от 15 до 20 миллионов человек. Из них погибло не менее половины.
Существовало несколько типов лагерей.
Лагеря смерти предназначались для систематического уничтожения заключенных, которым не было места в Третьем Рейхе, согласно нацистским воззрениям о господстве высшей арийской расы. Геноциду подверглись евреи, цыгане, славяне и другие народы. При этом палачи не забывали извлечь максимальную финансовую выгоду от узников, начиная от продажи билетов на поезда смерти, которые везли их в лагеря, доконфискации имущества. После умерщвления использовали кожу, волосы, зубные коронки и даже пепел кремированных людей.
Над многими заключенными проводились бесчеловечные медицинские эксперименты. Высокообразованные немецкие доктора и исследователи считали нормой проведение опытов над людьми. Йозеф Менгеле, заслуживший прозвище «ангел смерти» за садистские эксперименты в Освенциме над детьми и беременными женщинами, был одним из сотен таких же врачей в лагерях смерти. Они проводили массовые стерилизации, преднамеренно заражали заключенных различными болезнями, проводили экспериментальные операции, апробировали различные способы умерщвления.
В трудовых лагерях заключенные использовались как бесплатная рабочая сила на различных предприятиях и стройках. Непосильный труд, переполненные бараки, голод, антисанитария, казни за малейшие проступки приводили к гибели миллионов людей.
Также существовали транзитные лагеря – дулаги. Они использовались для временного размещения и сортировки с целью определения дальнейшей судьбы узника – в трудовой лагерь или лагерь смерти.
Узниками концлагерей становились офицеры и рядовые, попавшие в плен – для них была отдельная категория лагерей: офлаги и шталаги. Мирные граждане СССР, попав в плен за рубежом, чаще всего распределялись в такие лагеря как Штуттгоф (Польша), Бухенвальд (Германия), Маутхаузен (Австрия) и другие. Лагеря и места принудительного содержания были созданы немцами также на оккупированных землях Советского Союза, на территориях Ленинградской, Псковской, Орловской, Брянской и Смоленской областей РСФСР, Карело–Финской, Латвийской, Литовской, Эстонской, Белорусской и Украинской ССР. Бесчеловечное содержание и смерть ждали узников в концлагере «Красный», организованном на территории совхоза «Красное» вблизи Симферополя (территория РСФСР); Малый Тростенец (территория Белорусская ССР), в «Шталаг 328» и «Шталаг 338» (территория Украинской ССР), в Каунасском гетто (с 1943 года – концлагерь «Каунас», территория Литовской ССР) и многих других.
Охранниками этих лагерей часто становились предатели из местных – полицаи. Это были члены специальных охранных команд, часто – представители украинских националистических организаций, которые своими изуверствами даже превосходили немецких хозяев.
Среди заключенных гражданских лиц были старики, подростки и маленькие дети. После того как немцы стали нести серьезные потери во время войны, руководство Третьего Рейха решило создавать живые «банки крови» в формате лагерей, в которых содержались дети и подростки.
Такая идея донорства казалась немцам вполне рациональной: детям нужно меньше еды, у них редко встречаются тяжелые и хронические заболевания, а у подростов еще и гормональная перестройка организма, соответственно, как считали врачи Третьего Рейха, их кровь обладает целительными свойствами. Первый рода подобного лагерь «Куртенгоф» нацисты открыли на территории Латвийской ССР, в городе Саласпилс. Поток детской крови из этого лагеря вдохновил нелюдей на создание целой сети. Только на территории Белорусской ССР было обустроено 14 таких мест. Детей делили на группы: для одноразового полного забора крови с умерщвлением, многократного забора, отправки в немецкий тыл – в госпитали для забора крови и органов либо для работы у новых немецких господ.
Наступление Красной Армии и союзников заставило нацистов спешно покидать территории и уничтожать следы своих злодеяний. Именно поэтому красноармейцы старались быстро отбивать территории, на которых могли находиться выжившие узники. Были освобождены не только заключенные из лагерей на оккупированных советских территориях, но и многих европейских концлагерей. Среди них – Штуттхоф, Заксенхаузен, Равенсбрюк и другие, а также самый крупный комплекс концентрационных лагерей и лагерей уничтожения – Освенцим.
Эти факты являются напоминанием Европе о том, что СССР одержал в годы войны победу над абсолютным злом.
Авторы:
Елена Кряжева-Карцева, к.и.н., заведующая кафедрой истории России РУДН.
Борис Якеменко, к.и.н., доцент кафедры истории России РУДН.