Эйзенштейн - безусловная глыба советского кино. Каждый из основных его опусов - скала в мощном хребте киноискусства. У его "Ивана Грозного" предостаточно, как почитателей, так и хулителей. Кто-то восторгается его операторскими находками, а кто-то обвиняет в чрезмерной пафосности и не историчной лубочности. Так или иначе, "Иван Грозный" - мощная школа для изучения кинематографии. Сегодня интересно взглянуть на это полотно объективно и беспристрастно. Не будем толковать об исторической составляющей. У Эйзенштейна не было задачи экранизировать хронику Соловьёва или Ключевского. У него было чёткое задание показать нерушимый и крепкий символ единовластия. С этим он справился, как нельзя лучше. Черкасов в роли царя демоничен, зловещ и в то же время человечен. Жаров - Малюта Скуратов - этакий прохвост и проныра. Ощущение такое, что он ещё не вышел из образа Меншикова, которого сыграл несколькими годами ранее. Названов в роли Андрея Курбского играет первозданного злодея. Брезгливый и надмен