Найти в Дзене
Царьград

Атака через "болотный пояс": Отрезаем Львов и поставки оружия. Сырский назвал дату удара со стороны Белоруссии

Главком ВСУ Александр Сырский дал одному из вражеских изданий большое интервью, в ходе которого рассказал немало любопытного. В частности, он заявил, что не исключает вероятности удара со стороны Белоруссии. Интересное заявление, которое заслуживает внимания и анализа. Царьград разобрался в ситуации. ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО На вопрос об угрозе со стороны Белоруссии главкома ВСУ Сырского навела украинская журналистка, поинтересовавшаяся, не могут ли быть учения "Запад-2025" элементом подготовки к новому русскому наступлению. Все учения имеют какую-то цель. И одна из таких целей — это скрытое создание группировок наступательных войск. То есть видимость учений — это наиболее приемлемый способ перебазировать войска, сконцентрировать на каком-то направлении и создать группировку. Собственно, так начиналось и в 2022 году. Вы же помните, что сначала была создана группировка, она проводила учения, и мы все надеялись, что они закончатся, русские войска вернутся на свою территорию. Но когда было принято
Оглавление
Коллаж Царьграда
Коллаж Царьграда

Главком ВСУ Александр Сырский дал одному из вражеских изданий большое интервью, в ходе которого рассказал немало любопытного. В частности, он заявил, что не исключает вероятности удара со стороны Белоруссии. Интересное заявление, которое заслуживает внимания и анализа. Царьград разобрался в ситуации.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО

На вопрос об угрозе со стороны Белоруссии главкома ВСУ Сырского навела украинская журналистка, поинтересовавшаяся, не могут ли быть учения "Запад-2025" элементом подготовки к новому русскому наступлению.

Все учения имеют какую-то цель. И одна из таких целей — это скрытое создание группировок наступательных войск. То есть видимость учений — это наиболее приемлемый способ перебазировать войска, сконцентрировать на каком-то направлении и создать группировку. Собственно, так начиналось и в 2022 году. Вы же помните, что сначала была создана группировка, она проводила учения, и мы все надеялись, что они закончатся, русские войска вернутся на свою территорию. Но когда было принято решение о том, что эти учения продолжаются, мне стало очевидно, что всё,

— ответил Сырский.

На уточняющий вопрос, ждёт ли он повторения этого хода, вражеский главком ответил:

Не то что жду. Но этот фактор мы обязательно должны учитывать.

То есть возможность нашего наступления с этого направления он рассматривает как вполне реальную, хотя и не первоочередную.

Как бы это могло быть сделано?

Что ж, если говорить о гипотетически возможном ударе со стороны Белоруссии, то нужно понимать, что глава республики Александр Лукашенко сделал всё, чтобы не оказаться втянутым в войну. Все три года действия Минска были направлены только на это.

Но, как известно, политика — это искусство возможного: то, что вчера было невозможным, при изменении ситуации становится вероятным, а затем уже оказывается и неизбежным. Соответственно, при достаточно серьёзных геополитических сдвигах и изменении баланса сил на поле боя Александр Григорьевич может и передумать, сопроводив политический поворот своим фирменным "нет, ну а что вы хотели?!".

Теперь — что касается военной составляющей. Протяжённость украинско-белорусской границы — чуть более тысячи километров, но значительная её часть проходит по Припятским болотам — огромной заболоченной пойме реки Припяти, берущей начало у города Пинска. На картах она видна как протянувшаяся с запада на восток зелёная полоса.

Заболоченные низменности выделены зелёным цветом. Скриншот: topographic-map.com
Заболоченные низменности выделены зелёным цветом. Скриншот: topographic-map.com

Севернее этого болотного пояса, по белорусской территории идёт магистральная трасса М10, связывающая Брест и Гомель. Восточным концом она соединяется с трассой А240, идущей на Брянск, западным уходит в Польшу. Южнее, уже по территории Украины идёт трасса Е373, которая также уходит в Польшу. Между этими почти параллельными трассами — 100-150 километров заболоченной территории.

Дороги, ведущие с севера на юг, там есть, но их не то чтобы очень много; главная же проблема этого пояса в том, что наступать в обход шоссе практически невозможно: тяжёлая техника просто завязнет. Соответственно, обороняющаяся сторона чётко понимает, откуда ждать удара, и потому может хорошо подготовиться к встрече наступающих войск.

Реалии современной войны требуют тяжёлой, хорошо защищённой техники, а для её применения нужны соответствующие условия. В первую очередь — по качеству грунтов. Источник: ТГ-канал "Военный Осведомитель"
Реалии современной войны требуют тяжёлой, хорошо защищённой техники, а для её применения нужны соответствующие условия. В первую очередь — по качеству грунтов. Источник: ТГ-канал "Военный Осведомитель"

В целом наступление через "болотный пояс" не то чтобы совсем невозможно, но сильно затруднено. Для рывка можно использовать зимние месяцы, когда вода в почве замерзает, или пик жары, просушивающей часть территорий. Можно сделать ставку на сокрушительное огневое превосходство, которое просто сметёт вражеские заслоны на дорогах, подавит артиллерию и аннигилирует операторов БПЛА, но пока у нас не очень хорошо получается.

Можно попытаться открыть путь наступающим колоннам масштабными вертолётными десантами. Но степень риска и вероятных потерь будут таковы, что все эти варианты не выглядят реалистичными.

Обойти эти заболоченные низменности можно двумя путями: с запада, где рельеф постепенно поднимается, а почва становится сухой, или на востоке, через Чернобыльскую зону отчуждения, по которой колонны русских танков прошли в 2022-м, когда рвались к Киеву на помощь десантникам, занявшим Гостомельский аэропорт. В нынешних условиях второй такой рывок невозможен как по военным, так и по политическим причинам.

Западный вариант

Сырский проводит параллель с событиями, произошедшими в 2022-м. Что ж, если думать в этом направлении, нужно обратить внимание, что началу нашей специальной военной операции предшествовали учения "Союзная решимость — 2022", проходившие с 10 по 20 февраля. Собранная для их участия группировка и осуществила заход в Киевскую область.

Учения проводились на пяти полигонах:

  • Домановском, расположенном в Брестской области;
  • Гожском в Гродненской области;
  • Обуз-Лесновском в Брестской области;
  • Брестском в Брестской области;
  • Осиповичском в Могилёвской области.

Из пяти полигонов три находились в Брестской области, которая имеет границу с Украиной; один — в Гродненской, относящейся к западной части республики, но с Украиной не граничащей; и один — в Могилёвской области, лежащей на востоке страны.

Если мы посмотрим на учения "Запад-2021", то увидим, что их принимали Обуз-Лесновский, Брестский, Чепелевский, Домановский и Ружанский полигоны. Отличие в двух полигонах:

  • Чепелевском в Гродненской области;
  • Ружанском в Бресткой области.

В общем и целом если учения нынешнего года будут проводиться по сценариям "Союзной решимости" или "Запада-2021", то в пользу западного направления нашего гипотетического удара говорит не только характер местности, но и развёртывание группировки, которую первоначально будут собирать для манёвров.

Правда, пока она не выглядит достаточно крупной для каких-либо серьёзных действий: по официальным данным, в учениях примут участие около 13 тысяч военных. Однако до осени времени ещё много, ситуация может сильно поменяться.

Удар, которого не хватило

В декабре 2021-го вражеская разведка опубликовала карту ожидавшегося наступления русской армии. На ней, помимо прочего, был обозначен "отсекающий" удар по Западной Украине с территории Западной Белоруссии.

Схема ожидавшегося вражескими разведчиками и аналитиками наступления России в 2022 году. Источник: архив автора
Схема ожидавшегося вражескими разведчиками и аналитиками наступления России в 2022 году. Источник: архив автора

Есть мнение, что отказ от этого удара стал одной из наиболее тяжёлых ошибок начального периода СВО, сыгравшей немалую роль в том, что стремительная и почти бескровная операция мутировала в многолетнюю кровавую войну на истощение. Именно решение Генерального штаба не идти на Львов позволило США и ЕС наладить бесперебойные поставки оружия, военной техники и топлива через польскую границу. Пресечь же их ударами авиации и ракет в условиях "нейтралитета" Белоруссии наши военные не смогли.

Наступление на Львов, даже не очень крупное, ставит под удар оперативно-тактических средств и грозит физическим перерезанием шоссейных и железных дорог, по которым Украина получила тысячи тонн дизельного топлива для бронетехники, миллионы снарядов, тысячи зенитных ракет.

В сухом остатке

В 2023 году были некоторые, несколько романтические ожидания, что на Киев с территории Белоруссии, возможно, пойдут опальные "вагнеровцы". Однако ни политическая обстановка, ни общий баланс сил на фронте не позволили этому произойти.

В 2024-м рассуждения о возможности белорусского сценария были полностью забыты. России было откровенно не до того. Однако ситуация неспешно, но очень основательно меняется: Украина испытывает всё более острый дефицит живой силы; русская армия, наоборот, постепенно прирастает в силе и весе, старые бригады развёртываются в дивизии, формируются новые. Не исключено, что при достижении определённого преимущества наше командование решит озадачить противника новой проблемой.

Удар с территории Белоруссии, а особенно удар по западной оконечности границы приведёт к резкому обострению всех проблем, которые сейчас есть у противника. Вражескому командованию придётся снимать дефицитные войска из Донбасса, выводить из Харьковской и Сумской областей, перестраивать всю логистику. В этом случае можно будет сказать, что Россия ответила Украине на её вторжения в Курскую и Белгородские области, тоже разморозив "спавший" участок фронта.

Но даже если удар не будет нанесён, одна только угроза захода собранной на учения группировки заставит Сырского и его штаб выделять силы на купирование потенциальной угрозы, снимая их с направлений, где они действительно будут в тот момент нужны. В общем, согласимся с вражеским главкомом: ждать этого хода с нашей стороны, пожалуй, не стоит, но учитывать его принципиальную возможность вполне можно.