Ну что-ж, друзья, в прошлый раз мы с вами рассматривали автопортрет легендарного японского мастера Стратегии и просто невероятно одарённого человека Миямото Мусаси. Сегодня же нас ждёт ни много, ни мало, настоящее детективное расследование! Вот и выходит, что я - не просто автор блога, а немножко Шерлок Холмс. А вы, соответственно, немножко мой коллективный доктор Ватсон. Представили? Ну, вот и отлично!
Итак, время действия: начало двадцатого века. Место действия: Российская Империя, город Ростов-на-Дону. Помните, как там у Конан Дойла:
"...Унылые печальные улицы с однообразными домами... И вдруг... среди
этого... старинный дом! Нет! Да! Замок! В глубине сада. Его окружает
высокая, потрескавшаяся от солнца, поросшая мхом каменная стена,
которая..."
Если отбросить частности, характерные для этого чудесного романтического описания усадьбы Чарлза Огюстаса Милвертона, то в целом отрывок удивительно точно воспроизводит ощущения, которые лично у меня возникали всякий раз, когда я проходил мимо здания одного из университетов Ростова-на-Дону, расположенного по адресу: улица Социалистическая, 162. Оно и впрямь словно сошло со страниц старого доброго классического английского детектива, коих я в детстве и юности перечитал множество (да чего уж греха таить - под настроение перечитываю порой и сейчас) и от него словно веет некой тайной, которую хранят эти массивные, тяжёлые, основательные и немного мрачноватые стены из потемневшего от времени кирпича. Оказываясь здесь, я всё время ловил себя на мысли о том, что мне интересно было бы войти и узнать, как это здание выглядит изнутри, что сохранилось в нём из той, другой, такой близкой в масштабах вечности, но такой бесконечно далёкой, навсегда затерявшейся в лихих изломах истории века двадцатого дореволюционной России...
Скромнее надо быть в своих желаниях, товарищ! Во вводной статье, приуроченной к открытию этого канала, я уже писал о том, что в смысле сбычи хотелок я - вполне себе акционер "Газпрома". Упоминал я также и о том, как странно в моём случае эти самые хотелки сбываются. Вот и теперь, словно неведомый служащий какой-то там канцелярии послюнявил перо, лениво зевнул и выдал резолюцию: "Нужна - получите!". Быть может, так и вышло, что здание, в котором мне в своё время так любопытно было побывать, вот уже пять лет является тем местом, где я работаю. Конечно, дело тут вовсе не в мистике (хотя когда это она, родимая, вредила хорошему детективу?!), а в хитросплетениях различных бюрократических институтов, волею которых я и оказался здесь. И мог ли я предположить, что мои романтические фантазии, навеянные пером Конан Дойла и Энид Блайтон, окажутся отнюдь не беспочвенными и что здание это и правда хранит в себе тайну. Причём, тайна эта - особенная. Во всех источниках, которые я разыскал по этой теме, упоминание этой тайны можно найти. То есть - и не тайна, вроде бы. Ан нет! Хочешь что-то хорошенько спрятать - помести это у всех на виду. Вот и здесь. Многие слышали, что - да, было. А сохранилось ли что-то - не знают. Да и не задумываются особо. Не до того. В неумолимом беге дня сегодняшнего всем нам - не до того. И мы почти перестаём видеть, слышать, замечать... В этом, как мне кажется, и состоит основная прелесть той профессии, которой я начинаю овладевать: ты вдруг начинаешь видеть, и вот уже за совершенно обыденными вещами отыскивать небанальные смыслы и ощущать эту странную радость познания неизведанного - радость, дарившую людям самые лучшие и самые чудовищные открытия, изобретения...
Историческая справка. Основы развития коммерческого образования в нашей стране были заложены знаменитым купцом П.А. Демидовым, на средства которого в 1772 году первое такое училище и было построено. С этого момента и почти до конца XIX века в стране был открыт ещё целый ряд таких училищ, однако общее число их было невелико. Бурный рост промышленности и подъём экономики страны, начавшийся ближе к концу XIX века, привели к необходимости дальнейшего развития системы коммерческого образования. Утверждённое 15 апреля 1896 года известным реформатором С.Ю. Витте положение позволило всего за двадцать лет кратно увеличить число открывшихся коммерческих училищ - к 1916 году их насчитывалось уже более 250.
Вот так и получилось, что в 1900 году в Ростове-на-Дону было открыто Коммерческое училище, для которого в 1902-1904гг. по проекту замечательного архитектора Николая Матвеевича Соколова было выстроено отдельное здание.
Творчество Николая Матвеевича Соколова вообще во многом предопределило архитектурный облик исторического центра Ростова-на-Дону. К сожалению, далеко не все из созданных им зданий дошли до наших дней, но те, что сохранились, очень выделяются на общем фоне городской застройки. Как отмечают многие исследователи, на его творчество во многом повлияли впечатления из детства, проведённого в Виленской губернии, где он родился и вырос, а также более поздние впечатления, полученные в период его пребывания в старинных европейских городах. Стоит ли, зная это, удивляться тому, какое воздействие произвело на меня (уверен - и на многих других) бывшее здание Коммерческого училища в своё время своим внешним обликом?!
И вот тут мы как раз и подходим вплотную к первой из тайн этого замечательного здания. Итак,
Тайна №1. Архитектурный стиль
Тоже мне, тайна, - усмехнётесь вы, мой коллективный Ватсон, себе в усы и... ошибётесь. Дело в том, что среди исследователей этого вопроса на сей счёт нет единого мнения. Скажу более: в каждом источнике стиль этот определяется по-разному. К примеру, авторитетный среди краеведов "Донской временник" сообщает нам о наличии признаков архитектуры Ренессанса и Романского зодчества. Больше того: встречал я даже и такую точку зрения, что здание выполнено в Романском стиле, что, конечно же, мягко говоря, не соответствует действительности. Некоторые склонны относить его к эклектичной неоготике. Упоминается также о том, что это кирпичное зодчество - все художественные элементы декора выполнены из кирпича, без использования лепнины. Но всё же, на мой взгляд, ближе всего к истине определение, приводимое в монографии "Архитектура зданий коммерческого образования Российской империи": "отголоски эклектики и переход к истокам модерна". Хотя, есть в нём, конечно-же, и пресловутая неоготика, и элементы того самого Романского стиля, да и выполнено всё действительно из кирпича. Вот и понимай, как знаешь!
Впрочем, это ещё мелочи, по сравнению со следующим любопытным фактом: здание построено в форме правильной буквы "Н", но
Тайна №2. Здание асимметрично!
Тоже мне, удивил, - вновь усмехнётесь вы, и вновь ошибётесь, дорогой мой коллективный Ватсон. Восточное крыло имеет небольшую выступающую часть, которая, во-первых, двухэтажная (тогда, как всё здание имеет три этажа), а во вторых - второй этаж выглядит и вовсе более, чем странно. Конкретно - его стены имею скошенные углы, образуя не классический четырёхугольник, а - шестиугольник. Однозначно, это не более поздняя пристройка, а изначальная задумка автора. Но в чём секрет такого странного и, казалось бы, не логичного архитектурного решения? Согласитесь, мой дорогой коллективный Ватсон - здесь есть, над чем подумать! Вот и давайте подумаем... до следующего раза. А посему - продолжение следует...
Подписывайтесь, ставьте лайки, а главное - делитесь в комментариях своим мнением о прочитанном! Что вы думаете об архитектурном стиле здания, а главное - зачем архитектор привнёс в его конструкцию такую странную часть, которую смело можно было бы назвать архитектурным излишеством, если бы не одно "но" - эта часть имела чёткое функциональное назначение, ныне утраченное. Но какое?...
Автор - Павел Краснокутский
Фото - из открытых источников.
Мой канал "История под ногами"
Мой канал о музыке "Рок-н-ролльное чтиво"
"История под ногами" ВК
"История под ногами" в ТГ
Страница на "Стихи.ру"