Найти в Дзене

Айвазовский: Морской царь или хитрец Иван? Сенсационное разоблачение!

Вы когда-нибудь задумывались, почему у гения морского пейзажа, Ивана Константиновича Айвазовского, такая… ммм… не совсем русская фамилия? Нет, мы не собираемся обвинять великого художника в шпионаже (хотя кто знает, какие тайны хранят морские глубины!), но кое-что интересное все же расскажем. Дело в том, дорогие любители прекрасного, что при рождении нашего мариниста звали вовсе не Айвазовский. Барабанная дробь… Ованес Айвазян!  "Опаньки!" – скажете вы. И будете абсолютно правы. "А зачем же он фамилию-то поменял?" – спросите вы. И тут начинается самое интересное. Существует несколько версий этой фамильной метаморфозы, и все они приправлены щепоткой юмора и исторической правды. Версия №1: Бюрократическая чехарда. В те времена, знаете ли, с документами была та еще карусель. То чиновник не расслышал, то чернила расплылись, то просто настроение у него было плохое. Вот и записали Ованеса как Айвазовского. А потом разбирайся, доказывай, что ты не верблюд! Иван Константинович, будучи че

Вы когда-нибудь задумывались, почему у гения морского пейзажа, Ивана Константиновича Айвазовского, такая… ммм… не совсем русская фамилия? Нет, мы не собираемся обвинять великого художника в шпионаже (хотя кто знает, какие тайны хранят морские глубины!), но кое-что интересное все же расскажем.

Дело в том, дорогие любители прекрасного, что при рождении нашего мариниста звали вовсе не Айвазовский. Барабанная дробь… Ованес Айвазян! 

"Опаньки!" – скажете вы. И будете абсолютно правы. "А зачем же он фамилию-то поменял?" – спросите вы. И тут начинается самое интересное.

Существует несколько версий этой фамильной метаморфозы, и все они приправлены щепоткой юмора и исторической правды.

Версия №1: Бюрократическая чехарда. В те времена, знаете ли, с документами была та еще карусель. То чиновник не расслышал, то чернила расплылись, то просто настроение у него было плохое. Вот и записали Ованеса как Айвазовского. А потом разбирайся, доказывай, что ты не верблюд! Иван Константинович, будучи человеком прагматичным, решил: "А, ладно, и так сойдет. Главное, чтобы краски были хорошие!"

Версия №2: "Под русского косит". В Российской империи, сами понимаете, быть русским было… престижно. И чтобы карьеру сделать, да и вообще, чтобы люди к тебе лучше относились, некоторые шли на хитрость. Мол, "Я теперь Иванов, и вот вам моя картина с березками! Любите меня!". Но Иван Константинович березки не писал, он писал море! Так что эта версия кажется маловероятной.

Версия №3: "Айвазовский - звучит лучше!". Ну, согласитесь, "Айвазян" - как-то не очень звучно. А вот "Айвазовский" - сразу веет морем, бризом, чайками и успехом! Возможно, юный Ованес просто решил, что для покорения художественного Олимпа нужна фамилия поблагозвучнее. Этакий маркетинговый ход XIX века!

А вот вам еще одна, совсем уж конспирологическая версия:

Версия №4: "Секретный агент его величества". А что, если Айвазовский был не просто художником, а тайным агентом российского флота? Под фамилией Айвазян он сливался с армянской диаспорой, собирал информацию, а под псевдонимом Айвазовский писал картины, которые служили… зашифрованными донесениями! (Тут можно представить драматичную музыку и кадры, как кто-то рассматривает "Девятый вал" под лупой, пытаясь разглядеть координаты вражеских кораблей).

Конечно, это все шутки. Скорее всего, правда, как обычно, лежит где-то посередине. Возможно, сыграли свою роль и бюрократические ошибки, и личные предпочтения.

Но факт остается фактом: Иван Константинович Айвазовский, он же Ованес Айвазян, был гениальным художником, чьи картины завораживают нас и по сей день. И неважно, как его фамилия звучит, главное - как он видел море и как умел передать его красоту на холсте!