Даниил Романович Галицкий (около 1201 – 1264) – одна из самых выдающихся фигур в истории Галицко-Волынской Руси из рода Мстиславичей, старшей ветви Мономаховичей. Он был князем галицким (с 1238 года), волынским (с 1215 года), великим князем киевским (1240 год) и первым королем Руси (с 1253 года).Участник битвы на реке Калке, боролся с монголами, венграми, поляками. Его правление ознаменовалось периодом политической консолидации, экономического процветания и культурного подъема, несмотря на тяжелые испытания, связанные с монгольским нашествием.
Но как он попал в монумент «Тысячелетие России» в раздел «Военные люди и герои» воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея летописного призвания варягов?
Ведь он поддерживал активные дипломатические отношения с Венгрией, Польшей, Австрией и другими европейскими государствами, заключал брачные союзы между своими детьми и представителями европейских правящих домов,вел переговоры с папой Римским об унии между православной и католической церквями. Хотя уния так и не была заключена, сам факт переговоров свидетельствует о его готовности к компромиссам с Западом в религиозной сфере.На западной Украине его называют национальным героем Украины, проводником «западной цивилизации»
Дело в том, что автор проекта монумента Михаил Микешин пригласил для выбора персонажей ряд историков: Николая Костомарова, Михаила Погодина, Фёдора Буслаева, Константина Бестужева-Рюмина.
Именно Николай Костомаров выбрал персонаж Даниила Галицкого.Николай Иванович Костомаров (1817-1885) – выдающийся российский и украинский историк, этнограф, писатель, публицист и общественный деятель. Однако, его личность и научное наследие неразрывно связаны с понятием "украинофильство", которое в XIX веке имело сложную и неоднозначную коннотацию.Вот что пишет Николай Костомаров о своем любимом герое Данииле Галицком: "Этот князь представляет совершенную противоположность с осторожными, расчетливыми князьями Восточной Руси. Которые, при всем разнообразии личных характеров, усваивали от отцов и дедов путь хитрости и насилия и привыкли не разбирать средств для достижения цели". И далее: "Южная Русь на многие века была оторвана от русской семьи, подвергаясь насильственному давлению чуждых стихий и выбиваясь из-под их гнета тяжелыми, долгими и кровавыми усилиями народа. Но личность Даниила Галицкого тем не менее остается благородною, наиболее возбуждающею к себе сочувствие личностью во всей древней русской истории"