Феномен Трампа, его стиль управления являются загадкой для политологов. Так, 2 апреля 2025г. президент США Трамп объявил днем освобождения, днем возрождения и начала нового золотого века американской промышленности. Реакцией на его действия в сфере тарифов на импортные товары стало глубокое падение фондового рынка (3-4 апреля), сравнимое с финансовым кризисом 2008 года и началом пандемии в 2020г. Напомню, что фондовый рынок считается неплохим барометром и предсказателем рецессий. Но ведь рынок этой весной вскоре восстановился! Откуда взялась такая уверенность Трампа в своей правоте? На каких представлениях строится его “можем повторить” на американский манер?
На первый взгляд Дональд Трамп кажется чудаком и внесистемным политиком, ломающим привычные стереотипы. Наверно, это так, если смотреть на его политику с позиций XXI века. Однако если окинуть взглядом последние 150 лет в американской истории, то выяснится, что Дональд Трамп является настоящей старой гвардией республиканского партии. И это касается не только тарифов, но и внешней политики страны в т.ч. по вопросу отношения к России. Не все россияне знают, что у этого человека при всей его непредсказуемости есть четкие идеалы, кумиры и учителя, а, значит, он не так уж внезапен. И речь идет вовсе не об экономическом советнике Трампа Питере Наварро, подсказавшему Трампу игру с тарифами. Есть и исторические ориентиры.
Король тарифов
Начнем с того, что сам 45 и 47-ой президент США сам называет себя фанатом 25-го президента США (1897-1901), республиканца Уильяма Мак-Кинли. Жизненный путь последнего, между прочим, был прерван выстрелом анархиста, что, наверно, угрожает и Трампу.
Мак-Кинли - это не просто симпатия. Дональд называет Мак-Кинли королем тарифов и следует его примеру. Характерно, что в интервью российскому ТВ экономист (демократ) Джеффри Сакс критиковал Трампа, не упоминая 25-го президента США, поскольку этот пример не является однозначно негативным, скорее, наоборот. Сакс предпочел сказать, что повышение импортных тарифов в 1930г. усугубило великую депрессию в США, но ничего не сказал про Мак-Кинли. Проблема в том, что существенное повышение импортных тарифов США после 1897гг. до рекордных 52%, никакой рецессии не вызвало.
То, что называют спадом в США в 1900-1901г., не ловится статистически, промышленный спад цифрами не подтверждается. Спад 1903-1904гг. считают небольшим. Серьезное потрясение 1907-8гг. происходит в период высоких импортных тарифов, но слишком уж далеко оно отстоит от самого акта повышения. А в целом рубеж 19/20 века относится к золотому веку американской промышленности, начавшемуся со строительства железных дорог. Вот его то и вознамерился повторить Трамп, причем без опоры на решение Конгресса, введя режим чрезвычайного положения, с желанием повысить тарифы буквально через несколько дней после объявления о том (с 9.04.2025). То, что он дал 9 апреля задний ход (отсрочку свыше общего тарифа 10% на 90 дней для всех, кроме Китая. Для последнего до 145%) относится также к его деловому стилю. Главное ввязаться в драку (заявить намерения), а там посмотрим.
Надо только учитывать, что повышение тарифов в конце 19 века не было таким резким, а разделение международного труда в плане производства комплектующих не столь развитым. Да и сам золотой век начался не из-за повышения тарифов, хотя сталелитейщиков акт Мак-Кинли 1890 и акт Дингли 1897г. неплохо поддержали. При этом пошлины на сырье - чугун и железную руду- остались в 1897г. прежними (такими же как у демократов в 1894), на стальные рельсы чуть снизились.
Интересно, что как у Мак-Кинли, у Трампа за оба его срока получается два подхода к протекционизму, которые в 21 веке вызывают торговые войны. Только первый раз избирательное повышение импортных тарифов Мак-Кинли проводил, будучи сенатором, в 1890г. при президенте Гаррисоне. Избиратели не очень оценили результаты экспериментов, и на следующий срок к власти пришли демократы (Кливленд), которые снизили тарифы. В силу извечного кругооборота и очередной рецессии на следующих выборах победили республиканцы, и новый президент – Мак-Кинли снова повысил тарифы. Режим повышенных тарифов действовал до акта Пейна – Олдрича 1909г., который их снизил ставки примерно на 5%. Интересно, что тогда же президент (республиканец Тафт в 1909-13гг.) получил право повышать тарифы для стран, дискриминирующие американские товары. Этим правом, по сути, воспользовался Трамп в своей эксцентрической манере, сначала заявляя о повышении тарифов, а затем откладывая повышение на 90 дней (кроме Китая).
Роберт Тафт - предтеча сомнений по НАТО
Вторым кумиром Трампа я бы назвал сенатора Роберта Тафта (1889-1953), старшего сына 27-го президента США Вильяма Тафта. Трижды Тафт искал номинации от Республиканской партии на президентские выборы и трижды проиграл. Несмотря на то, что он как бы “лузер”, Тафт запомнился в американской политике как ярый изоляционист, сосредоточенный на интересах США. В 1957г. он был назван комитетом Сената в числе 5 величайших сенаторов, портреты которых висят в приемной Сената (В 2004г. добавили ещё два портрета).
Согласно взглядам Тафта, США должны беспокоиться только о своей собственной безопасности – политика по нему имеет только целью “предотвращение вторжений и угроз атак”. Политическое кредо, высказанное им в 1951г. - “Основная цель внешней политики Америки поддерживать свободу наших людей”, а в 1943г. – “Я верю, что политика обеспечения свободы и мира народа США является единственным верным базисом внешней политики”.
Отстаивая свои взгляды на безопасность Америки от нападения фашистской Германии и Японии, Тафт выступал против вовлечения США во вторую мировую войну (до нападения японцев на Перл-Харбор 07.12.1941) и отрицал связь между безопасностью Америки и безопасностью Великобритании. 25.09.1941 он заявил: “Угроза нападения Гитлер является и всегда была пугалом для вовлечения американского народа в войну”. Правда, перед этим он поддерживал сильный рост расходов на оборону, и предложил вместо обязывающего ленд-лиза Англии в феврале 1941г. огромный кредит Великобритании, Канаде и Греции. Последняя, впрочем, была оккупирована Германией в апреле 1941г.
В годы войны Тафт стал проповедником создания международной организации (ООН) для поддержания мира на планете в интересах безопасности США. А после войны громко звучали его выступления против создания НАТО (1949) на том основании, что укрепление военной безопасности Европы спровоцирует начало войны со стороны СССР. Ранее - в 1948г. он полагал, что коммунистическое наступление – это в любом случае не военное вторжение, а “только” борьба идеологий. Внутренняя опасность коммунизма его страшила больше внешней. Не потому ли Сенатор не выступал против, а ратовал за план Маршалла, лишь экономично уменьшая размер помощи (на 22%) на восстановление Европы? Зато на Дальнем Востоке Тафт предлагал вести более активную войну в целях поддержки режима Чан Кайши в Китае против коммунистов. Опять же при этом не задевая интересов СССР. Почтение к России (импортный тариф для РФ не был даже введен в отличие от всех остальных), тревожное внимание к Китаю и неуважение к НАТО Дональд Трамп явно унаследовал от Роберта Тафта.
Испытание корейской войны - пример для Трампа
Большим испытанием для Западного мира стала война в Корее 1950-53, в которой открыто участвовали, можно так сказать, все (в составе многонациональных сил ООН), кроме разве СССР, посылавшего летчиков на войну тайно. Тафт критиковал президента Трумэна за вступление в корейскую войну в 1950г. после нападения Северной Кореи на Южную лишь за то, что это произошло без согласования с Конгрессом. Сенатор в целом одобрял политику демократа Трумэна в Корее, рассматривая войну здесь как часть холодной войны и политику сдерживания коммунизма. Но риторика его отличалась от других. Он, например, указывал на недостаток свидетельств, что СССР имел намерения развязать эту войну. Его шишки летели в сторону Северной Кореи и коммунистического Китая с высказыванием опасений войны с советской Россией.
Любопытно, что он стал позже утверждать, что США сами по себе не имеют интереса в отражении агрессии в Корее, а присоединились к позиции ООН по поводу нападения Северной Кореи на Южную. Другими словами, он размывал собственную позицию активного сдерживания коммунизма, а когда дела на корейском фронте шли не ахти как, готов был вывести США из игры на Корейском полуострове. Его боязнь вступления СССР в войну в Корее, кстати, быстро прошла, а потому НАТО он продолжал называть огромной ошибкой (tremendous mistake), провоцирующей Советы.
Тафт так и не сумел прийти к обоснованию своей позиции по Корее. Война закончилась перемирием 27 июля 1953г., а сенатор умер 31 июля 1953г. В этом своем дуализме к Корее он походит, думаю, на своего ученика Трампа в отношении к Украине. Обещания Трампа остановить войну за один день оказались просто шуткой. В отличие от президента Эйзенхауэра, закончившего войну в Корее после прихода в Белый Дом, Трампу пока (на первом этапе) удалось договориться лишь о шатком перемирии на 30 суток в ударах по энергетической инфраструктуре ( с 18 марта 2025).
Впрочем, Эйзенхауэру для заключения перемирия понадобилось полгода. О цели заключить мир в Корее Эйзенхауэр заявил, как и Трамп, в ходе избирательной кампании. Является ли 34-й президент, прославленный генерал, - третьим кумиром Трампа, покажет время.
A propos, как и Трамп, Роберт Тафт был ярким сторонником создания государства Израиль (1948) и предложил ему помощь $150 млн.
Очерк включен в подборку Политика, власть и мировая экономика блога Друг Истории
Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №340, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории