Петербуржцы смогут оценить инновационный транспорт, заряжающийся всего за три часа и позволяющий беспрепятственно войти в салон даже маломобильным пассажирам. Но насколько электробус МАЗ 303Е23 соответствует заявленным характеристикам?
Представьте себе: промозглый петербургский вечер, вы стоите на остановке с тяжелыми сумками, подъезжает автобус, а между тротуаром и подножкой – добрых 40 сантиметров. Знакомая ситуация, не правда ли? А теперь представьте человека с детской коляской, пожилого петербуржца или гражданина с ограниченными возможностями – для них такой "прыжок веры" превращается в настоящее испытание.
Но, похоже, скоро всё изменится! На улицы Северной столицы выходит новый супернизкопольный электробус МАЗ 303Е23, созданный совместными усилиями белорусских и российских производителей. И тут самое время задаться вопросом: действительно ли этот транспорт настолько революционный, как нам обещают?
Низкопольный – не значит "прыгать ниже"
Особое внимание в описании электробуса уделяется его супернизкопольной конструкции. Согласно официальной информации, высота подножки составляет всего 32 сантиметра, а система книлинга (наклона к бордюру) позволяет сделать посадку еще удобнее.
Однако стоит напомнить, что настоящий низкопольный транспорт – это не когда нужно подпрыгивать на 30 сантиметров или завозить коляску по откидной рампе. Настоящий низкопольный транспорт – это когда практически отсутствует разница между остановкой и входом в транспортное средство, когда в него могут зайти или заехать все без дополнительных манипуляций со стороны водителя.
Иначе все заявления о доступности превращаются в красивую рекламу без практической пользы, особенно в осенне-весенний период, когда пассажирам приходится стартовать из автобуса прямо в нечищеный лед.
Технологический прорыв или просто хорошая реклама?
К положительным характеристикам нового электробуса относится впечатляющая автономность – запас хода до 250 километров без подзарядки! Представляете? Полдня в пути без необходимости "подключаться к розетке". МАЗ 303Е23 оснащен электродвигателем мощностью 150 киловатт и современными NMC-аккумуляторами энергоемкостью 440 киловатт-часов, а время полной зарядки составляет от трех до пяти часов.
"Северная столица способна выполнять сложные задачи не только в своих интересах, но России в целом. Городская промышленность работает уверенно, несмотря на санкционное давление", – с гордостью отмечает Александр Ситов, руководитель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.
Что ж, звучит впечатляюще. Но, как показывает опыт эксплуатации электротранспорта в других городах, заявленные и реальные характеристики могут серьезно отличаться, особенно в суровых климатических условиях нашего города. Зимой батареи теряют эффективность, а система отопления салона съедает значительную часть заряда. Будет ли новый электробус так же эффективен в январские морозы, как и в апрельскую оттепель?
Союзное сотрудничество: кто что делает?
Электробус МАЗ 303Е23 – это плод сотрудничества Минского автомобильного завода и российской группы компаний "Итэлма". Разделение труда вполне логично: белорусская сторона обеспечила каркас, алюминиевые профили, облицовочные материалы, детали интерьера и экстерьера, шины, рабочее место водителя и тормозную систему. А вся силовая часть – российского производства: аккумуляторные батареи, тяговые и вспомогательные инверторы, бортовые зарядные устройства.
Такое разделение позволило создать первый полностью локализованный электробус в рамках Союзного государства – ни одной импортной детали, что в нынешних условиях санкционного давления является серьезным достижением.
Комфорт пассажиров: что ещё кроме низкого пола?
Производители позаботились не только о доступности транспорта. Электробус оснащен современными телематическими системами: системой оплаты проезда, подсчета пассажиров, информационной системой и системой видеонаблюдения. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные места для инвалидных колясок и механическая рампа.
"МАЗ 303Е23 оснащен передовыми технологиями, которые обеспечивают комфорт и безопасность пассажиров. Все системы интегрированы прямо в конструкцию электробуса, что упрощает их эксплуатацию и обслуживание", – отмечается в пресс-релизе.
Но важно помнить, что механическая рампа – это всегда дополнительная манипуляция, которая требует времени и усилий от водителя. В идеальном мире пассажир с инвалидной коляской должен въезжать в транспорт так же свободно, как и любой другой пассажир.
Реальность против ожиданий
Насколько оправдаются ожидания петербуржцев от нового электробуса, покажет только время и реальная эксплуатация. Будем справедливы: внедрение электрического транспорта – это шаг в правильном направлении. Это и экологичность, и современные технологии, и стремление к доступности.
Но не стоит забывать, что между рекламными обещаниями и реальностью часто лежит пропасть, гораздо большая, чем 32 сантиметра между тротуаром и подножкой электробуса. Будем надеяться, что новый транспорт действительно станет удобным для всех категорий пассажиров, а не просто поводом для гордых заявлений чиновников.
Будущее электротранспорта в Петербурге
МАЗ 303Е23 – это только начало. Электрификация общественного транспорта – глобальный тренд, и Петербург стремится не отставать от мировых стандартов. В ближайшие годы планируется закупка и других моделей электробусов, а также развитие сопутствующей инфраструктуры.
И всё-таки: когда мы говорим о доступном транспорте, давайте помнить, что настоящая доступность – это не просто низкая подножка или наличие рампы. Это комплексный подход, учитывающий все аспекты комфортного передвижения для всех категорий пассажиров в любое время года и в любых погодных условиях.
Так что будем с интересом наблюдать за тем, как новый электробус покажет себя на петербургских маршрутах. И надеяться, что технологический прогресс будет идти рука об руку с реальными потребностями горожан, а не просто с красивыми цифрами в технических характеристиках.
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!