Найти в Дзене

Почему мозг ребёнка работает как будто во сне — и как это влияет на всю жизнь

Вы когда-нибудь замечали, как дети играют? Они погружены в игру, будто это реальность. Нет никакого «притворяемся» — они действительно живут в этом моменте, верят в волшебников и разговаривают с игрушками, как с живыми. А теперь представьте, что у взрослого человека мозг начинает работать в таком же режиме… только обычно это бывает во сне. Так вот — у детей это их обычное состояние бодрствования. И это научно подтвержденный факт: мозг ребёнка работает на других частотах, отличных от взрослого. Он буквально живёт в замедленном состоянии, где критическое мышление ещё не включилось, а впечатления проникают прямо в подсознание. Давайте разберёмся, как именно работают мозговые волны и что это значит для развития ребёнка и взрослой жизни. Наш мозг — это не просто "куча мыслей", а сложнейший биокомпьютер. Он постоянно генерирует электрические сигналы, которые можно измерить с помощью ЭЭГ (электроэнцефалограммы). Эти сигналы колеблются с разной скоростью — и в зависимости от частоты колебаний
Оглавление

Вы когда-нибудь замечали, как дети играют? Они погружены в игру, будто это реальность. Нет никакого «притворяемся» — они действительно живут в этом моменте, верят в волшебников и разговаривают с игрушками, как с живыми. А теперь представьте, что у взрослого человека мозг начинает работать в таком же режиме… только обычно это бывает во сне.

Так вот — у детей это их обычное состояние бодрствования.

И это научно подтвержденный факт: мозг ребёнка работает на других частотах, отличных от взрослого. Он буквально живёт в замедленном состоянии, где критическое мышление ещё не включилось, а впечатления проникают прямо в подсознание.

Давайте разберёмся, как именно работают мозговые волны и что это значит для развития ребёнка и взрослой жизни.

Что такое мозговые волны и как они работают?

Наш мозг — это не просто "куча мыслей", а сложнейший биокомпьютер. Он постоянно генерирует электрические сигналы, которые можно измерить с помощью ЭЭГ (электроэнцефалограммы). Эти сигналы колеблются с разной скоростью — и в зависимости от частоты колебаний мы говорим о разных мозговых волнах:

  • Дельта (0,5–4 Гц) — глубокий сон
  • Тета (4–8 Гц) — сонливость, медитация, фантазии
  • Альфа (8–12 Гц) — расслабленное бодрствование, творчество
  • Бета (12–30 Гц) — активное мышление, фокус, анализ
  • Гамма (30–100 Гц) — высокие состояния концентрации и вдохновения
-2

И вот как всё это соотносится с возрастом:

Как работают мозговые волны у детей

0–2 года: дельта-волны

Мозг младенца почти всё время находится в режиме глубокого сна — даже когда он бодрствует. Это позволяет усваивать окружающую среду напрямую, без фильтров. У ребёнка нет понятий «хорошо» и «плохо», он просто впитывает всё, как губка.

📌 Что это значит:
Всё, что происходит рядом с младенцем — ссоры, ласка, тон речи, тревожность мамы — всё это записывается в подсознание как норма.

2–6 лет: тета-волны

Это время магического мышления. Ребёнок живёт в мире фантазий, не отличает реальность от вымысла. Именно поэтому в этом возрасте дети так легко играют в «дочки-матери» или верят в Деда Мороза. Они мыслят образами, эмоциями и ощущениями.

📌 Что это значит:
Родительские установки, сказанные в сердцах, легко превращаются в подсознательные убеждения:
— «Ты ничего не можешь!»
— «Мальчики не плачут»
— «Будь хорошей девочкой, и тебя будут любить»

Все эти фразы проходят мимо критического мышления. Потому что его просто нет.

6–12 лет: альфа-волны

Появляется расслабленное внимание, способность анализировать, запоминать, но ещё без глубокого анализа. Дети в этом возрасте очень хорошо учатся, если учебный материал вызывает интерес. Они уже начинают осознавать «я» как личность.

📌 Что это значит:
Это отличный возраст для формирования у ребёнка
уверенности, самостоятельности и интереса к жизни. Но также — и для развития комплексов, если ребёнка часто критикуют или сравнивают.

С 12 лет и далее: бета-волны

Наступает время рационального мышления: подросток (и взрослый) может логически оценивать информацию, анализировать, делать выводы. Теперь новые убеждения формируются только через повторение, осознанность или эмоциональный шок.

📌 Что это значит:
Изменить сценарии, заложенные до 12 лет, можно. Но это требует
работы над собой, коучинга, психотерапии или глубоких практик осознанности.

Почему это знание важно?

1. Формирование установок происходит бессознательно в детстве

Ребёнок не выбирает, что ему верить. Он просто принимает всё, что говорит близкий взрослый. А потом во взрослой жизни удивляется:
— Почему я боюсь говорить «нет»?
— Почему мне кажется, что я недостоин?
— Почему я боюсь ошибиться?

2. То, как мы обращаемся с детьми, напрямую влияет на их будущее.

Ваш тон, мимика, убеждения — всё становится частью внутреннего мира ребёнка.

3. Знание о мозговых волнах помогает понять себя

Когда вы начинаете работать с убеждениями, важно понимать: они были записаны в период, когда вы были… практически в трансе. И чтобы переписать их, часто нужно войти в аналогичное состояние расслабленного фокуса — например, через медитации, техники визуализации, коучинг или специальные практики.

Можно ли "переписать" детские программы во взрослом возрасте?

Да! И это, пожалуй, лучшая новость.

Благодаря пластичности мозга и техникам работы с подсознанием (коучинг, дыхательные практики, НЛП, медитации, работа с телом) — мы можем
перепрограммировать свои внутренние установки.

Как будто вы заново проходите то самое детство — но уже осознанно.

-3

Что можно сделать уже сейчас?

1) Обратите внимание, какие фразы вы часто говорите себе:
— Я не смогу
— Это не для меня
— Мне всегда тяжело

2) Подумайте, откуда они пришли? Кто говорил вам это в детстве?

3) Представьте, что вы — тот самый ребёнок в тета-состоянии.

4) Что бы вы хотели слышать вместо этих слов?

Начинайте внушать себе новые фразы в состоянии расслабления — перед сном, после медитации, на прогулке.

Если вы хотите глубже поработать с этим — я приглашаю вас на мою консультацию. Мы сможем:

  • Найти ключевые убеждения, которые мешают вам жить свободно
  • Понять, в каком возрасте они были сформированы
  • Использовать мягкие техники, чтобы их переписать
  • Помочь вам создать более поддерживающий внутренний диалог

Вы удивитесь, как меняется жизнь, когда вы позволяете себе быть другим человеком — не запрограммированным страхом, а движимым внутренней силой.

Хотите попробовать? Напишите мне — обсудим, с чего лучше начать.

Мария Антонова | Книги | Курсы | Консультация | ТГ канал