Цой Виктор Робертович (1962–1990)
Человек не нуждающийся в особом представлении. Думается, что имя этого музыканта в нашей стране известно каждому, а его гибель в автомобильной катастрофе 15 августа 1990 года стала шоком для одной шестой части суши сравнимым разве что со смертью Высоцкого в 1980.
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище, стала местом паломничества его фанатов буквально с первого дня после похорон. Сейчас над местом его последнего покоя установлен весьма выразительный памятник, отражающий, как мне кажется, саму суть его жизни и творчества.
Высокая гранитная стела увенчана бронзовым портретом музыканта и поэта на фоне «звезды по имени Солнце. Круглый подиум, облицованный серыми гранитными плитами, как мне кажется, символизирует нашу Землю, над которой никогда не гаснет свет этой звезды. Могила обнесена металлической решёткой, простой, но оригинальной, очень хорошо вписавшейся в общую композицию.
Конечно, можно по-разному относиться к творчеству Виктора Цоя, но тем ни менее следует признать, что он стал по настоящему культовой личностью в отечественной рок музыке второй половины 80-х годов и сумел покорить не только родной Ленинград, но и всю одну шестую часть суши, которая тогда называлась Советский Союз.
И тот факт, что его помнят и любят через 35 лет после смерти свидетельствует о том, что он был личностью уникальной.
В нашем городе есть ещё несколько мест, тесно связанных с его именем и которые возможно будет интересно посетить гостям нашего города, которые собираются этим летом приехать в Санкт-Петербург.
1. Улица Рубинштейна дом № 13.
Для всех питерских и не только любителей рока времен СССР этот адрес был культовым.
Именно здесь когда-то находился Ленинградский рок-клуб, на сцене которого состоялось первое выступление группы «Кино» перед широкой аудиторией.
Рок-клуба давно нет, но есть мемориальная доска.
2. Улица Блохина дом №15 (во дворе).
Именно здесь в советское время размещалась угольная котельная «Камчатка», в которой Виктор Цой, когда-то работал кочегаром, дабы не попасть дабы не попасть под статью 209 УК РСФСР, предусматривавшую наказание за тунеядство, т. е. злостное уклонение от общественно полезного труда.
Теперь здесь работает клуб – музей Виктора Цоя.
Ну и наконец скажу, что в 2020 году накануне 30-летия со дня смерти Виктора Цоя в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого музыканту установили трехметровый памятник. Автором скульптуры стал выпускник петербургской Академии художеств Матвей Макушкин.
Ну а теперь давайте вернемся на Богословское кладбище.
Неподалёку от могилы Виктора похоронена
Цой Марианна Игоревна (1959–2005)
Единственная официальная жена Виктора Цоя и мать его единственного сына.
Хотя они и не жили вместе последние три года, но официально разведены небыли. Марианна, сделавшая многое для увековечивания памяти мужа скончалась в 2005 году от тяжёлого онкологического заболевания.
Памятник на её могиле внешне прост, но очень оригинален в плане художественного решения.
На высокой вертикальной стеле с грубо обработанными боковыми изображена женская фигура. Распущенные волосы и «летящий» плащ создают иллюзию движения. Люди, лично знавшие Марианну, говорят, что на этом портрете, выполненным достаточно схематично, в стилистике древнеегипетских рельефов она выглядит как живая.
Буквально в трех десятках метров от Виктора Цоя похоронена его мама.
Цой Валентина Васильевна (1937–2009)
Родилась в Ленинграде. Окончила педагогический институт и всю жизнь проработала учительницей физкультуры.
После гибели сына, стала хранительницей его памяти и была весьма почитаема его поклонниками. Всегда принимала участие в мероприятиях, посвящённых памяти сына.
Ушла из жизни 28 ноября 2009 года после второго инфаркта, похоронена на Богословском кладбище, чуть левее могилы Виктора Цоя.
Композиционное решение монумента я лично нахожу очень удачным, а вот обсуждения портретного бюста воздержусь. Возможно, автор хотел передать горе матери, пережившей единственного сына почти на 20 лет.
Здесь же в центральной части Богословского кладбища похоронен ещё один известный человек с фамилией Цой, которого иногда называют родственником знаменитого музыканта.
Цой Вячеслав Динович (1948–1995)
Врач – хирург, специалист по нетрадиционной восточной медицине, мастер боевых единоборств, киноактер.
Родился в Ташкенте. В 1965 году поступил в 1-й медицинский институт города Ленинграда.
После окончания ВУЗа работал хирургом одной из городских больниц. Кандидат медицинских наук. В частном порядке практиковал методы восточной медицины, в том числе акупунктуру.
С детства занимался восточными единоборствами. Чемпион СССР по карате. 3-кратный чемпион Ленинграда по карате. Преподавал тхэквондо, с 1990 года развивал в стране хапкидо. Имел 6-й дан по хапкидо, 5-й дан по тхэквондо, 4-й дан по карате. Был президентом Федерации хапкидо России, Центра восточных видов единоборств и медицины и корейского культурного центра в Санкт-Петербурге.
Снимался в кино. Первым режиссером, привлекшим Вячеслава Диновича к съемкам, стал Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который находясь в Ленинграде через знакомых обратился за медицинской помощью к доктору Цою.
В результате режиссёр не только поправил здоровье, но и нашёл исполнителя роли китайца Ли в фильме «Узник замка Иф».
Всего Вячеслав Цой снялся в восьми фильмах.
28 июля 1995 года мастер боевых искусств Цой Вячеслав Динович был убит семью выстрелами в упор. Что стало причиной одного из самых резонансных преступлений эпохи «бандитского Петербурга» неизвестно. По поводу родства Вячеслава и Виктора Цоев достоверных сведений нет. В некоторых публикациях их называют двоюродными братьями, дядей и племянником, но каких-то документальных подтверждений типа совместных фото я лично не видел. А вот похоронены они неподалеку.
Ну и в заключении нашей сегодняшней экскурсии хочу в двух словах рассказать ещё об одном «герое» лихих 90-х могила которого находится рядом с захоронением Владислава Цоя и всегда привлекает внимание всех, кто проходит мимо.
Лаки Ийнбор (1962–1995)
Уроженец Нигерии. В начале 80-х годов прошлого века приехал в Ленинград, где поступил в финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского, который успешно окончил в 1988 году. В связи с начавшимися в то время в СССР кардинальными переменами возвращаться на Родину не стал, начал налаживать бизнес здесь.
Вместе со своими земляками открыл одни из первых ночных клубов в Санкт-Петербурге «Доменикос» и «Джой» где как считается впервые начали продавать синтетические наркотики.
30 августа 1995 года стал жертвой вооружённого нападения в подъезде собственного дома.
Похоронен на Богословском кладбище. Согласитесь памятник для российского кладбища, мягко говоря, нетипичный.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Предыдущие публикации цикла о Богословском кладбище можно прочесть, перейдя по ссылке
Ну а теперь всего вам доброго и до скорой встречи