Найти в Дзене
MASSIMOWDUTTI

Как Dolce Vita зародилась в Италии и причем тут полиция

Кадр из фильма "Сладкая Жизнь" Федерико Феллини
Кадр из фильма "Сладкая Жизнь" Федерико Феллини

Эпохой dolce vita, дословно «сладкой жизни», называли в Италии конец пятидесятых - начало шестидесятых годов. А столицей наслаждения заново обретенной жизни и свободы в эпоху экономического бума в послевоенной Италии стал, конечно же, Рим.

Этот непрекращающийся праздник жизни и воспел гениальный режиссер Федерико Феллини в ставшем культовым фильме «Сладкая жизнь» с Марчелло Мастороянни и Анитой Экберг в главный ролях. Фильм, кстати, разобрали на цитаты, а его главные символы до сих пор являются объектами вожделения и за пределами Италии.

Х/Ф "Сладкая Жизнь" Ф. Феллини
Х/Ф "Сладкая Жизнь" Ф. Феллини

Но мало кто знает, что фильм о «сладкой жизни» оставил след и в итальянском языке: в нем появилось множество неологизмов, так прямо и отсылающих к шедевру итальянского кинематографа.

Вот, к примеру, водолазка по-итальянски будет ... dolcevita (реже – в раздельном написании dolce vita) – по названию этого самого фильма Ф. Феллини «Сладкая жизнь» 1960 года, в котором главный герой носил как раз такой облегающий свитер с горлом...

По следам фильма появился и занимательный эпитет dolcevitoso: так характеризуют тех, кто любит сладкую жизнь, кто умеет ценить радости жизни. Ба, так это ж я!

Марчелло Мастроянни и Анита Экберг
Марчелло Мастроянни и Анита Экберг

Но и это еще не все! В Италии, по крайней мере, пятидесятых годов, живёт много dolcevitaiolo’в, тех, кто напоминает или же относится ко временам и атмосфере dolce vita шестидесятых годов. Достаточно только взглянуть на современных итальянских синьоров лет эдак за семьдесят – подтянутые, загорелые, энергичные, элегантные - они даже на пляже не теряют апломба...

Но если для итальянцев воплощение «сладкой жизни» - это dolce far niente, причем, желательно как раз на пляже, то иностранцы ощущают всю сладость этой самой жизни all’italiana, по-итальянски, через напоминающие Bel Paese предметы.

-4

La Dolce Vita начала свой полет из центра Рима в те времена, когда в памяти города уже начали стираться ужасы Второй Мировой войны, а экономический подьем вновь дал волю к жизни, стремление наслаждаться красотой окружающего мира и тягу к новым развлечениям. Дольче Вита имеет точную дату своего начала - 5 ноября 1958 года. В этот холодный осенний день в ресторане Rugantino, арендованном американским миллиардером Питером Ховардом Вандербильтом состоялась организованная им вечеринка, чтобы отпраздновать 25-летие графини Олгины ди Робилант.

Питер Ховард Вандербильт с графиней Олгиной ди Робилант у ресторана Ругантино
Питер Ховард Вандербильт с графиней Олгиной ди Робилант у ресторана Ругантино

Среди приглашенных, коих насчитывалось более ста человек, присутствовали модные писатели и журналисты, знаменитые личности из мира культуры и шоу-бизнеса, кинозвезды и молодые отпрыски из благородных семей, в частности - принцы Пьер Франческо Боргезе и Андрэа Эрколани, итальянская модель Эльза Мартинелли и шведская киноактриса Анита Экберг. Развлекал гостей римский джазовый оркестр The New Orleans Band, приглашенный графиней Робилант.

Известный журналист Энрико Лучерини, также присутствоваший на вечеринке, вспоминал, что "атмосфера вечера была яркой, мы много пили, смеялись и танцевали на столах". Тон задавала Анита Экберг своим яростным танцем босиком под модную "ча-ча-ча"

Турецкая танцовщица Айше Нана
Турецкая танцовщица Айше Нана

В какой-то момент, поддавшись всеобщему безудержному веселью, тому же примеру последовала и 18-летняя турецкая танцовщица Айше Нана, прибывшая в ресторан Ругантино в сопровождении неаполитанского журналиста Серджио Пасторе. Под зажигательную восточную мелодию без устали игравшего джаз-оркестра, скинув туфли, она начала исполнять танец живота, извиваясь всем телом и обращая на себя внимание всех присутствовавших. В сумасшедшем ритме танца Нана постепенно сняла с себя всю одежду - обтягивающее платье, чулки и бюсгальтер. Тем временем, несколько мужчин уже подготовили для нее импровизированное ложе, расстелив на полу свои пиджаки.

Под ритмичное хлопанье возбужденных зрелищем гостей и освещенная беспрерывными вспышками фотоаппаратов, танцовщица исполнила несколько чувственных танцев, став пикантной изюминкой этого вечера.

Ее импровизированное шоу, продолжавшееся около получаса, был прерван внезапно ворвавшейся в ресторан полицией. Стражи порядка изьяли у фотографов отснятые пленки, однако одному из них - Тацио Секкиароли, все же удалось сохранить скандальные кадры, передав в руки полиции чистые кассеты с фотопленкой.

Графиня Робилант и Питер Вандербильт в окружении полиции
Графиня Робилант и Питер Вандербильт в окружении полиции

На следующий день фотографии были опубликованы в популярном итальянском еженедельнике L'Espresso под кричащим заголовком "Оргия римской аристократии". Снимки вызвали громкий скандал - раздуваемый прессой он получил международный резонанс. чтобы успокоить общественное мнение, властями было начато расследование, вылившееся в судебное разбирательство.

Обложка журнала ЗЕРКАЛО от 9 октября 1960 г.
Обложка журнала ЗЕРКАЛО от 9 октября 1960 г.

По итогам судебного процесса танцовщица Айше Нана была приговорена к двухмесячному сроку тюремного заключения за непристойное поведение в общественном месте. А организовавший вечеринку Питер Ховард Вандербильд обьявлен нежелательной персоной и выслан за пределы Италии. Больше всего пострадал хозяин ресторана Марио Кришотти, которому пришлось закрыть свое заведение в Трастевере и выплатить денежный штраф в размере 3 тыс лир.

Дело было окончательно прекращено лишь в 1962 году, когда Аппеляционный суд Рима подтвердил справедливость вынесенного для участников скандала наказания. незадолго до этого, 4 июля 1961 года в интервью еженедельнику Le Ore Айше Нана заявила, что она была под воздействием препаратов: "Они заставляли меня пить много виски, кто-то протянул сигарету. Это навлекло на меня какое-то эйфорическое безумие, я не контролировала себя".

В этот день Рим стал скандальной столицей мира
В этот день Рим стал скандальной столицей мира

На Piazza Sidney Sonnino в районе Трастевере, на одном из зданий можно найти мемориальную доску, установленную на стене дома 40, где когда-то находился ресторан Rugantino. Надпись на ней напоминает о дате начала Дольче вита - эпохи беззаботной жизни, посвященной мирским удовольствиям.

Эта скандальная история многими рассматривается как начало эпохи Дольче вита, выкристализованной в одноименном киношедевре Сладкая Жизнь знаменитого режиссера Ф. феллини, который позаимстовал некоторые идеи для сценария фильма именно из этого вечера.