С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!
Эту свою мысль я поясню в конце статьи. Не из драматического эффекта интриги, разумеется. Просто, чтобы было нагляднее: изложу своё мнение и сразу же приведу видеоклип песни в исполнении Горовца. И вы тогда сможете сами всё оценить и решить.
Пожалуй, у многих песня «Я шагаю по Москве» ассоциируется с голосом Никиты Михалкова, но я её впервые услышал в исполнении Эмиля ещё до того, как фильм вышел на экраны в 1964-м году.
Мне его голос показался необычным: среднее между тенором и баритоном. Начинал он как оперный певец, но пришёл в оркестр Эдди Рознера, и началась его карьера эстрадного певца. Он был популярен, вне всякого сомнения. «Голубые города», «Ты не печалься», «Катарина» - его первые песни, которые он пел в 1964-м году.
Вообще, пожалуй, медленные песни для него более характерны, хотя исполнял и твисты: «20 век» (И. Гранов) и бабаджаняновские «Королева красоты», «Улыбнись», но, на мой взгляд, зря он это делал. С Магомаевым и квартетом «Аккорд» соперничать бесполезно, поэтому данные песни в его исполнении популярностью не пользовались.
Но вот других исполнителей ему побеждать случалось. Это я не о каких-то конкурсах, а на основании того, кто пользовался большей популярностью в народе. И начну с конкретной песни
Голубые города
Песня была написана композитором Андреем Петровым и поэтом Львом Куклиным в 1963-м году для фильма «Два воскресенья», и пел её там Эдуард Хиль. Песня быстро стала популярной, её часто передавали по радио и именно в исполнении Хиля.
Не могу сказать, с какого момента и по какой причине исполнение песни Горобцом вытеснило Хиля, но помню, что стоило мне услышать словосочетание «Голубые города», и в голове начинал звучать голос Эмиля. Не только у меня, но и, насколько знаю, у всех моих знакомых тоже.
Популярности песни способствовала не только прекрасная мелодия Андрея Петрова. Её текст попал в созвучие времени. По всей стране шли грандиозные стройки, появлялись новые города, и прибить на сосне табличку с названием будущей улицы и номером дома – это было очень понятно. И по телевизору такие кадры реально показывали.
Некоторое время я жил в городе Ангарске Иркутской области и, конечно же, обратил внимание, что передачи местного радио начинаются позывными из этой песни. Позже узнал: сотрудники радио испросили на это разрешения у композитора и поэта: «Мы считаем, что песня написана о нас и о нашем городе. Просим разрешения начинать ею наши передачи. Пусть ваша - и наша! - песня будет своеобразным гимном нашего молодого города!»
Слово «голубые» в названии появилось благодаря тому, что автор слов был геологом. Города для геолога – это нечто, голубеющее в далёкой дали.
Ночным Белградом
В 1960-м году на экраны вышел югославский фильм «Любовь и мода». Я лично не был знаком ни с одним человеком, который бы его смотрел. Не знаю, почему так.
Зато все мы знали, что «Маленькая девочка» - песня из этого фильма! Сначала она стала популярной в исполнении югославского певца Джордже Марьяновича (первым её спел Предраг Гойкович), и мы распевали
Дэвойко мала,
Пэсмо мога града,
Что си ми дала
Очи пунэ сна…
Или немного иначе: кто как на записи услышал. Потом она вышла на русском языке в исполнении Нины Пантелеевой – петь стало легче.
В 1965-м её спел Горовец, его вариант назывался «Ночным Белградом», и там уже не было ни звука о той самой девочке, которая с детства мечтала «трогать облака рукой», несмотря на то, что мама ей твердила «про самолёты навсегда забудь». Автором текста про девочку, любительницу воздухоплавания, был Леонид Дербенёв. Есть версия, что песню он посвятил Валентине Терешковой, но так ли это – не знаю. Это была наша любимая версия песни.
«Ночным Белградом» в определённом смысле стало для нас разочарованием, потому что у Горовца герой просто слоняется по Белграду в поисках девушки, которую когда-то встретил на улице этого города. Шансов её найти у него мало – это даже мы понимали: Белград – город большой! И то, что все переулки ему давно знакомы – не аргумент.
Но то, что Горовец спел свой вариант, а не Леонида Дербенёва, было понятно: там же текст от лица той самой девочки, как бы Эмиль его спел?
Однако был у этого варианта и несомненный плюс: подыгрывающий оркестр. Сопровождение звучало так мощно, что варианты Марьяновича и Пантелеевой звучали в сравнении с ним, как самодеятельность.
Так что, хоть и не сразу, песня в исполнении Эмиля Горовца пробилась-таки в наших сердцах на первое место!
Музыка Д. Кралича, русский текст Георгия Фере.
На седьмом этаже
У меня эта песня ассоциировалась с другой, которую пел Владимир Трошин: «На 12-м этаже». Хотя ситуация, конечно, разная. У Трошина на 12-м этаже живёт любимая девушка, а Горовец на седьмом – с женой и сыном (куплет про сына в караоке не вставлял: он мне никогда не нравился). Так что если Трошин, увидев свет на 12-м этаже, беспокоится, чего же это не спит его девушка, то Горовец целенаправленно идёт домой, где его ждёт семейное счастье.
И ещё песня у меня невольно ассоциируется с «Голубыми городами»:
Немало дорог за плечами
В пургу и мороз на Амуре, на Иртыше…
Так и кажется, что герой, который возводил голубые города, наконец-то, построил дом и для себя.
Музыку песни написал Павел Аедоницкий, слова – Юрий Цейтлин.
Изначально у песни мне понравилась мелодия. Фамилию Аедоницкий я слышал неоднократно и знал его некоторые песни «Радоваться жизни», «Серебряные свадьбы», «Васильки» …
Кстати (или некстати) вспомнилась переделка песни «Васильки»:
Уезжают в родные края
Дембеля, дембеля, дембеля.
И, куда ни взгляни, в эти теплые дни
Всюду пьяные бродят они…
Переделок на песню «На седьмом этаже» мне встречать не доводилось, хотя она и была очень популярна, а именно на такие песни переделки и пишутся.
Ты, ты, ты
Ну вот, наконец, и твист в исполнении Эмиля Горовца.
Интересно, однако. Слова и музыку написал Адриано Челентано, но в его исполнении я её не слышал. Искал в Сети, везде написано, что это песня Челентано, и везде только два исполнителя: Эмиль Горовец и Лили Иванова. В их же исполнении я её и в молодости слышал.
И год написания не нашёл. Известно только, что и Горовец, и Иванова запели её в 1968-м году.
Ещё смутно припоминается, что вроде бы её пели в передаче «Кабачок 13 стульев». Ну, как пели? Как и все песни там: кто-то из персонажей открывал рот под фонограмму Лили Ивановой. Этого факта актёры «Кабачка» никогда и не скрывали, даже шутили на эту тему прямо в программе же: «У нас самое тихое место – это в оркестре, потому что наши музыканты только изображают, что играют. А мы так поём».
А мне песня вообще-то очень запомнилась. Потому что понравилась в своё время. И на вечеринках включали часто. А вот во дворе не пели: как-то не подходила она для этого.
Музыка Адриано Челентано, слова Онегина Гаджикасимова.
Бонус
Ну, так в заключение – о той фразе, что я в заголовке упомянул. Песни в исполнении Горовца я любил, мне нравился его голос. Но вот увидел как-то его клип (по-моему, с «Голубого огонька»), и о-о-очень мне не понравилось. Моё мнение: он явно переигрывает и лицом, и мимикой, и позами, пытаясь как-то нарисовать ситуацию песни. И выглядит это весьма нарочито и как-то неестественно.
Впрочем, у вас есть возможность составить собственное мнение: как и обещал, привожу этот клип в статье.
Интересно бы знать, а как считаете вы. Напишите в комментариях!
Всего вам самого доброго!