Экополис был задуман по инициативе правительства Сахалинской области в 35 км от столицы региона Южно-Сахалинска. Открытый международный конкурс на создание концепции карбоно-нейтрального нового города на Тихоокеанском фронтире страны был проведен в 2021. Строительство началось летом 2025 года. Полностью проект планируется реализовать до 2035 года.
Заявки на участие в конкурсе подали 22 консорциума, объединившие 73 компании из 12 стран мира. Первое место занял консорциум под руководством архитектурного бюро IND, в который также входили специалисты из Knight Frank, JTP, SPI Planning Group, Concrete Jungle, DA! Architects, HPBS, ROYAL HASKONING DHV.
С помощью Экополиса власти региона рассчитывали привлекать на Сахалин новое население. Он призван стать климатическим и экологическим центром, примером инновационного динамично развивающегося города в границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Но стоп-стоп-стоп, давайте по порядку. Зачем вообще стране новый город? Почему именно в этом регионе? И что нужно было учитывать при его создании, на что опираться?
Утопия или прорыв? Зачем нам новые города
Споры о том, нужно ли возводить города с нуля или лучше развивать существующие, ведутся давно. Но история показывает: города возникают там, где есть экономическая необходимость — новые торговые пути, месторождения, логистические узлы. Сначала экономика, потом жилье.
Северные регионы России стремительно теряют население: молодежь уезжает в крупные агломерации, где есть работа, образование и инфраструктура. Государству приходится решать: вкладываться в поддержку депрессивных городов или создавать точки притяжения, которые будут генерировать капитал и привлекать людей.
Сахалин — регион с непростой историей. После распада СССР экономика острова переживала кризис, но с 2000-х начался рост за счет нефтегазовых проектов («Сахалин-1», «Сахалин-2»). Сейчас область делает ставку на логистику, науку и туризм.
Так что Экополис — не утопия, а ответ на конкретные вызовы. Фактически это новая часть портового города Корсакова. Здесь важно оптимизировать логистику, снизить углеродный след (до 50% выбросов в цепочке поставок — это транспорт) и создать условия для жизни.
Думая о строительстве новых городов, создании новых систем расселения, не следует отталкиваться от сиюминутной ситуации. Создание нового города – это процесс, сильно растянутый во времени. Тут надо смотреть на перспективу в 20–30 лет, не рассуждать о том, когда кризис закончится – в этом году или в следующем, а строить прогнозы на будущее, в котором кризисы приходят и уходят, будучи неотъемлемой частью жизни.
Что нужно учитывать при планировании новых городов?
Много факторов: географическое расположение, топографию, климат, уже утвержденные документы территориального планирования, определяющие, как будет развиваться конкретный регион. В частности, очень важно, где будут проходить основные транспортные коридоры – это дает понимание, на что экономика города будет опираться.
Помимо самого городского каркаса необходимо думать о социальной и культурной составляющих. Проектирование города – процесс не только многоступенчатый, но и многослойный. Архитектор должен понимать, где жители города будут работать, как они будут отдыхать.
В случае с Экополисом было понятно, в чем его потенциал и какие задачи нужно решать в первую очередь. Это Корсаков, который находится на Северном морском пути, связывающем Европейскую часть России с Дальним Востоком. Одна из главных проблем там – это оптимизация логистики. В частности, стояла задача предложить решение по уменьшению транспортного плеча. Это было обусловлено как соображениями экономики, так и экологии.
Логистика – один из главных источников углеродного следа. Если взять произведенные в Китае кроссовки, то мы увидим, что больше половины углеродного следа приходится не на само их производство, а на их транспортировку. И эту проблему необходимо учитывать и решать при планировании новых логистических центров.
Также перед нами стояла комплексная задача дать новый импульс развитию территории с точки зрения человеческого капитала. У места много дополнительных преимуществ – близость океана, возможность туристических потоков из Японии и Кореи – это нужно учитывать и создать условия для полной реализации этого потенциала.
Сегодня мы не можем знать, насколько успешен будет проект, как быстро будет расти население и будет ли оно вообще расти. Есть такое понятие как slow city, когда мы осознанно не форсируем развитие города, чтобы не перегружать транспортную сеть, не бежать впереди экономики.
Сколько стоит строительство нового города
Очевидно, что это дорого. Но никто же не говорит, что нужно строить все сразу. Города не строятся за пять лет — даже Бразилиа, возведенный в рекордные сроки, долго оставался «городом-призраком». Экополис предлагается развивать постепенно — начать с микрорайона, параллельно модернизируя Корсаков. Двигаться маленькими шажками.
Мы создали также проект благоустройства центральной части Корсакова, подали заявку на конкурс малых городов и исторических поселений, и она выиграла. Мы сразу понимали: планируя нечто новое, нельзя оставлять старое в запустении.
А что с устойчивостью?
Устойчивость – важнейший принцип современного градостроительства. Разумеется, мы учитывали этот принцип в своем проекте Экополиса. Уделили внимание и экономии ресурсов, и применению стройматериалов с наименьшим углеродным следом, и минимизации энергопотребления, и использованию возобновляемых источников энергии, и сокращению доли частного автотранспорта, и развитию сети велосипедных и пешеходных маршрутов, и доступности рекреационных пространств.
К слову, сити-менеджмент – еще один существенный фактор устойчивости: от того, насколько ответственно сами чиновники, те, кто управляет городом, относятся к экологии, как они расходуют ресурсы, как работают с отходами, тоже многое зависит. Мы как архитекторы можем задать направление, указать верный путь, но все зависит от того, пойдут ли по этому пути.
Из чего состоит Экополис
Предполагается, что разработанную модель впоследствии можно будет тиражировать в разных масштабах не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны.
Что отличает концепцию IND? В основе проекта – повсеместное внедрение «устойчивых» принципов и технологий и стремление максимально сохранить существующий ландшафт. Среди основных предложений – малоэтажная застройка, реконструкция существующего порта, создание масштабного университетского кластера, где смогут обучаться до девяти тыс. студентов. Проект создавался с расчетом постоянного проживания в Экополисе 25 тыс. человек к 2030 году.
Амир Идиатулин, основатель и руководитель IND:
"В проекте мы учли уникальную экосистему острова Сахалин и бережно с ней взаимодействуем. Здесь появится новый – экологически, социально и экономически эффективный и устойчивый город. Университет и инновационно-технологический кластер превратят Экополис в площадку для открытий и коммуникации лучших умов. Мы даем городу инструменты, чтобы стать интеллектуальным центром и драйвером экономического роста региона".
Мастер-план предусматривает малоэтажную застройку — до семи этажей. Предусмотрены общественно-культурные и деловые зоны, инновационно-технологический кластер и мультимодальный логистический комплекс. Проект включает реконструкцию существующего порта, который, как планируется, станет основой экономики Экополиса.
Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области:
"Нам важно создать новую отрасль, связанную с логистикой, развивать транспортно-логистический бизнес. Если к этому добавить комфортную среду, то с острова бы никто не уезжал, наоборот, приезжали бы со всей России. Именно поэтому возникла идея построить новый город, экологически чистый, с современными энергосберегающими технологиями, беспилотным транспортом".
В Экополисе также предусмотрен конгресс-центр площадью 20 тыс. кв. м. Предполагается, что в нем будут проводиться международные научные, образовательные и культурные мероприятия. В конгресс-центре располагаются места для постоянной работы 240 человек.
В городе запланирован университетский кластер на девять тыс. студентов. Кампус будет включать в себя учебно-лабораторные корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, дата-центр, коворкинги, офисы, пространства для отдыха и магазины.
Кампус будет оснащен станциями для зарядки телефонов, умными светофорами и энергоэффективными фонарями. Тротуары будут вымощены спортивными покрытиями ярких цветов, гранитом и бетонной плиткой, также запланировано много газонов и «зеленых островков». В качестве фасадных материалов зданий кампуса используют стекло, металлические панели и медиафасады.
К 2030 году в новом городе рассчитывают создать 20 тыс. рабочих мест. Постоянно, как планируют власти региона, в Экополисе будут жить 25 тыс. человек.
Для постоянных жителей в Экополисе планировалось построить три жилых района. Первый, под названием «Жилье на склоне», будет включать урбан-виллы и малоэтажные дома. Во втором, под названием «Верхний район», предусмотрены квартиры с террасами и палисадниками, а также дома с участками. Третий район, «Террасные кварталы», расположится на краю утеса, его застроят малоэтажным жильем. Планируется, что из каждой квартиры в этом районе будет открываться вид на океан.