Найти в Дзене
IND

Экополис на Сахалине: от концепции к строительству

Экополис был задуман по инициативе правительства Сахалинской области в 35 км от столицы региона Южно-Сахалинска. Открытый международный конкурс на создание концепции карбоно-нейтрального нового города на Тихоокеанском фронтире страны был проведен в 2021. Строительство началось летом 2025 года. Полностью проект планируется реализовать до 2035 года.
Заявки на участие в конкурсе подали 22 консорциума, объединившие 73 компании из 12 стран мира. Первое место занял консорциум под руководством архитектурного бюро IND, в который также входили специалисты из Knight Frank, JTP, SPI Planning Group, Concrete Jungle, DA! Architects, HPBS, ROYAL HASKONING DHV. С помощью Экополиса власти региона рассчитывали привлекать на Сахалин новое население. Он призван стать климатическим и экологическим центром, примером инновационного динамично развивающегося города в границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Но стоп-стоп-стоп, давайте по порядку. Зачем вообще стране новый город? Почему именно в этом регионе
Оглавление

Экополис был задуман по инициативе правительства Сахалинской области в 35 км от столицы региона Южно-Сахалинска. Открытый международный конкурс на создание концепции карбоно-нейтрального нового города на Тихоокеанском фронтире страны был проведен в 2021. Строительство началось летом 2025 года. Полностью проект планируется реализовать до 2035 года.

Заявки на участие в конкурсе подали 22 консорциума, объединившие 73 компании из 12 стран мира.
Первое место занял консорциум под руководством архитектурного бюро IND, в который также входили специалисты из Knight Frank, JTP, SPI Planning Group, Concrete Jungle, DA! Architects, HPBS, ROYAL HASKONING DHV.

С помощью Экополиса власти региона рассчитывали привлекать на Сахалин новое население. Он призван стать климатическим и экологическим центром, примером инновационного динамично развивающегося города в границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Но стоп-стоп-стоп, давайте по порядку. Зачем вообще стране новый город? Почему именно в этом регионе? И что нужно было учитывать при его создании, на что опираться?

Утопия или прорыв? Зачем нам новые города

Споры о том, нужно ли возводить города с нуля или лучше развивать существующие, ведутся давно. Но история показывает: города возникают там, где есть экономическая необходимость — новые торговые пути, месторождения, логистические узлы. Сначала экономика, потом жилье.

Северные регионы России стремительно теряют население: молодежь уезжает в крупные агломерации, где есть работа, образование и инфраструктура. Государству приходится решать: вкладываться в поддержку депрессивных городов или создавать точки притяжения, которые будут генерировать капитал и привлекать людей.

-2

Сахалин — регион с непростой историей. После распада СССР экономика острова переживала кризис, но с 2000-х начался рост за счет нефтегазовых проектов («Сахалин-1», «Сахалин-2»). Сейчас область делает ставку на логистику, науку и туризм.

Так что Экополис — не утопия, а ответ на конкретные вызовы. Фактически это новая часть портового города Корсакова. Здесь важно оптимизировать логистику, снизить углеродный след (до 50% выбросов в цепочке поставок — это транспорт) и создать условия для жизни.

Думая о строительстве новых городов, создании новых систем расселения, не следует отталкиваться от сиюминутной ситуации. Создание нового города – это процесс, сильно растянутый во времени. Тут надо смотреть на перспективу в 20–30 лет, не рассуждать о том, когда кризис закончится – в этом году или в следующем, а строить прогнозы на будущее, в котором кризисы приходят и уходят, будучи неотъемлемой частью жизни.

-3

Что нужно учитывать при планировании новых городов?

Много факторов: географическое расположение, топографию, климат, уже утвержденные документы территориального планирования, определяющие, как будет развиваться конкретный регион. В частности, очень важно, где будут проходить основные транспортные коридоры – это дает понимание, на что экономика города будет опираться.

Помимо самого городского каркаса необходимо думать о социальной и культурной составляющих. Проектирование города – процесс не только многоступенчатый, но и многослойный. Архитектор должен понимать, где жители города будут работать, как они будут отдыхать.

В случае с Экополисом было понятно, в чем его потенциал и какие задачи нужно решать в первую очередь. Это Корсаков, который находится на Северном морском пути, связывающем Европейскую часть России с Дальним Востоком. Одна из главных проблем там – это оптимизация логистики. В частности, стояла задача предложить решение по уменьшению транспортного плеча. Это было обусловлено как соображениями экономики, так и экологии.

Логистика – один из главных источников углеродного следа. Если взять произведенные в Китае кроссовки, то мы увидим, что больше половины углеродного следа приходится не на само их производство, а на их транспортировку. И эту проблему необходимо учитывать и решать при планировании новых логистических центров.

Также перед нами стояла комплексная задача дать новый импульс развитию территории с точки зрения человеческого капитала. У места много дополнительных преимуществ – близость океана, возможность туристических потоков из Японии и Кореи – это нужно учитывать и создать условия для полной реализации этого потенциала.

Сегодня мы не можем знать, насколько успешен будет проект, как быстро будет расти население и будет ли оно вообще расти. Есть такое понятие как slow city, когда мы осознанно не форсируем развитие города, чтобы не перегружать транспортную сеть, не бежать впереди экономики.

-4

Сколько стоит строительство нового города

Очевидно, что это дорого. Но никто же не говорит, что нужно строить все сразу. Города не строятся за пять лет — даже Бразилиа, возведенный в рекордные сроки, долго оставался «городом-призраком». Экополис предлагается развивать постепенно — начать с микрорайона, параллельно модернизируя Корсаков. Двигаться маленькими шажками.

Мы создали также проект благоустройства центральной части Корсакова, подали заявку на конкурс малых городов и исторических поселений, и она выиграла. Мы сразу понимали: планируя нечто новое, нельзя оставлять старое в запустении.

-5

А что с устойчивостью?

Устойчивость – важнейший принцип современного градостроительства. Разумеется, мы учитывали этот принцип в своем проекте Экополиса. Уделили внимание и экономии ресурсов, и применению стройматериалов с наименьшим углеродным следом, и минимизации энергопотребления, и использованию возобновляемых источников энергии, и сокращению доли частного автотранспорта, и развитию сети велосипедных и пешеходных маршрутов, и доступности рекреационных пространств.

К слову, сити-менеджмент – еще один существенный фактор устойчивости: от того, насколько ответственно сами чиновники, те, кто управляет городом, относятся к экологии, как они расходуют ресурсы, как работают с отходами, тоже многое зависит. Мы как архитекторы можем задать направление, указать верный путь, но все зависит от того, пойдут ли по этому пути.

-6

Из чего состоит Экополис

Предполагается, что разработанную модель впоследствии можно будет тиражировать в разных масштабах не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны.

Что отличает концепцию IND? В основе проекта – повсеместное внедрение «устойчивых» принципов и технологий и стремление максимально сохранить существующий ландшафт. Среди основных предложений – малоэтажная застройка, реконструкция существующего порта, создание масштабного университетского кластера, где смогут обучаться до девяти тыс. студентов. Проект создавался с расчетом постоянного проживания в Экополисе 25 тыс. человек к 2030 году.

-7

Амир Идиатулин, основатель и руководитель IND:

"В проекте мы учли уникальную экосистему острова Сахалин и бережно с ней взаимодействуем. Здесь появится новый – экологически, социально и экономически эффективный и устойчивый город. Университет и инновационно-технологический кластер превратят Экополис в площадку для открытий и коммуникации лучших умов. Мы даем городу инструменты, чтобы стать интеллектуальным центром и драйвером экономического роста региона".

Мастер-план предусматривает малоэтажную застройку — до семи этажей. Предусмотрены общественно-культурные и деловые зоны, инновационно-технологический кластер и мультимодальный логистический комплекс. Проект включает реконструкцию существующего порта, который, как планируется, станет основой экономики Экополиса.

-8

Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области:

"Нам важно создать новую отрасль, связанную с логистикой, развивать транспортно-логистический бизнес. Если к этому добавить комфортную среду, то с острова бы никто не уезжал, наоборот, приезжали бы со всей России. Именно поэтому возникла идея построить новый город, экологически чистый, с современными энергосберегающими технологиями, беспилотным транспортом".

В Экополисе также предусмотрен конгресс-центр площадью 20 тыс. кв. м. Предполагается, что в нем будут проводиться международные научные, образовательные и культурные мероприятия. В конгресс-центре располагаются места для постоянной работы 240 человек.

В городе запланирован университетский кластер на девять тыс. студентов. Кампус будет включать в себя учебно-лабораторные корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, дата-центр, коворкинги, офисы, пространства для отдыха и магазины.

Кампус будет оснащен станциями для зарядки телефонов, умными светофорами и энергоэффективными фонарями. Тротуары будут вымощены спортивными покрытиями ярких цветов, гранитом и бетонной плиткой, также запланировано много газонов и «зеленых островков». В качестве фасадных материалов зданий кампуса используют стекло, металлические панели и медиафасады.

К 2030 году в новом городе рассчитывают создать 20 тыс. рабочих мест. Постоянно, как планируют власти региона, в Экополисе будут жить 25 тыс. человек.

Для постоянных жителей в Экополисе планировалось построить три жилых района. Первый, под названием «Жилье на склоне», будет включать урбан-виллы и малоэтажные дома. Во втором, под названием «Верхний район», предусмотрены квартиры с террасами и палисадниками, а также дома с участками. Третий район, «Террасные кварталы», расположится на краю утеса, его застроят малоэтажным жильем. Планируется, что из каждой квартиры в этом районе будет открываться вид на океан.