Привет всем, кто учит и учится! Сегодня хочу написать на тему, которая меня самого, честно говоря, одновременно и интригует, и немного смущает. Мозг и английский. Нейронаука и уроки в Zoom. Звучит? По-моему, слегка пафосно. Я же учитель, а не вот это вот всё, нейробиолог. Мне бы Present Perfect объяснить, а не синапсы считать.
Но.
Вот какая штука. Мы же видим – кто-то схватывает на лету, а кто-то бьётся над тремя временами неделями. Почему? Лень? Отсутствие мотивации? Может быть. А может, дело ещё и в том, как конкретно у этого человека мозг пытается обработать новую информацию?
Зачем вообще об этом думать?
Не для того, чтобы ставить диагнозы, конечно! Боже упаси. А чтобы, ну… может, чуть лучше понимать, почему Васе легко даётся говорение, а Пете – чтение. И, возможно, подбирать задания так, чтобы они били точнее в цель. Чтобы не просто «сделать упражнение», а реально что-то там, в цитадели нейронов, «прокачать». Надежда такая есть, по крайней мере.
Главные «ребята» в мозгу, отвечающие за язык (упрощаем донельзя!)
Наука там, конечно, сложная, всё взаимосвязано, но если грубо – есть несколько ключевых зон:
- Зона Брока. Где-то слева, у виска. Это наш «спикер» и «граммар-наци» в одном флаконе. Она отвечает за то, чтобы строить фразы, подбирать слова, следить за грамматикой и командовать ртом – «говори!». Если она барахлит – человек может понимать речь, а сам говорит с трудом, как бы обрывками.
- Зона Вернике. Тоже слева, но чуть подальше, за ухом. Это «переводчик», «смысловой центр». Она расшифровывает то, что мы слышим или читаем. Понимает значение слов. Если проблемы тут – человек может говорить бегло, но нести полную околесицу и плохо понимать других. Такой «салат из слов».
- Гиппокамп. Эта штука в глубине, похожа на морского конька (серьезно!). Не чисто языковая зона, но супер-важная для памяти. Особенно для запоминания новых слов, правил как фактов. Это как кнопка «Сохранить» для новой информации, чтобы она потом ушла в долговременную память. Причём, говорят, лучше всего она работает… во сне!
- Префронтальная кора (ПФК). Самый «лоб». Это наш «директор», «менеджер». Она отвечает за кучу всего: внимание, концентрацию, планирование («что я хочу сказать?»), удержание информации в голове («так, он сказал это, значит…»), исправление ошибок («ой, не то ляпнул!») и даже понимание шуток и намёков. Короче, рулит процессом.
И что мне, учителю, с этой информацией делать?
Хороший вопрос. Сам себе его задаю. Сразу скажу: превращаться в ходячую энциклопедию по нейробиологии – точно не стоит. Запутаемся ещё больше.
Но! Понимание, что разные типы языковой активности задействуют разные участки мозга, может подтолкнуть к простым, но важным вещам:
- Разнообразие – наше всё. Нельзя только читать. Или только грамматику долбить. Нужно и слушать (Вернике работает!), и говорить (Брока напрягается!), и слова учить осмысленно (Гиппокамп запоминает!), и думать над заданием (ПФК рулит!).
- Понимание трудностей. Если ученик плохо говорит, но хорошо читает – возможно, дело не в лени, а в том, что его «Зона Брока» требует больше тренировки? Может, ему нужны не сложные дебаты, а пока простые структурные упражнения, «тренажёры» для речи? Это лишь предположение, конечно. Но пища для размышлений.
- Осознанный подбор упражнений. Знание этих зон помогает понять, что именно мы тренируем тем или иным заданием.
Прокачиваем мозг: Идеи упражнений (пробуем связать с зонами)
Опять же, деление условное, всё работает в комплексе, но для ориентира:
- Тренируем Зону Брока (говорим, строим):
Трансформации предложений: "Кошка ест рыбу" -> "Кошка съела рыбу" -> "Ест ли кошка рыбу?" -> "Рыба съедена кошкой". Обязательно вслух!
Shadowing (техника "Эхо"): Повторять вслух за диктором, стараясь копировать интонацию и скорость. Физическая тренировка речи.
Структурные диалоги: Отработка конкретных грамматических конструкций в коротких диалогах. - Тренируем Зону Вернике (понимаем смысл):
Активное слушание: Не просто фон, а слушать подкаст/видео с целью понять главную мысль, найти конкретную информацию.
Чтение с вопросами: Прочитал абзац – ответь на вопрос: "О чем тут?", "Какая главная мысль?".
Работа с лексикой в контексте: Угадывать значение слова из окружения, а не сразу лезть в словарь. - Тренируем Гиппокамп (запоминаем):
Карточки (Anki, Quizlet): Особенно с интервальным повторением. Но делать хорошие карточки – с примером, картинкой, ассоциацией.
Мнемотехники: Придумывать смешные ассоциации, истории для запоминания слов или правил.
Сон! Да-да, банально, но чтобы память работала, нужно высыпаться. - Тренируем Префронтальную кору (управляем процессом):
Планирование: Перед тем как писать эссе или готовить ответ – набросать план, ключевые слова.
Анализ ошибок: Не просто исправить, а понять – почему тут ошибка? Какое правило нарушено? Вести "журнал ошибок".
Задания на "подумать": Решение языковых головоломок, дискуссии на сложные темы, понимание юмора, сарказма.
Вместо вывода
Я не знаю точно, произведёт ли это революцию в вашем преподавании. Может, и нет. Но мне кажется, что взгляд на изучение языка через призму работы мозга делает процесс чуточку… человечнее, что ли? Помогает увидеть за ошибками не лень, а сложную работу целой системы внутри головы ученика. И дает нам, учителям, ещё один инструмент – не самый очевидный, но, возможно, полезный – чтобы сделать обучение чуть более осмысленным и, хочется верить, эффективным.
А вы что думаете? Заморачиваетесь таким или считаете лишним? Поделитесь в комментариях!