Найти в Дзене

Зачем учителю английского заглядывать в мозг ученика?

Привет всем, кто учит и учится! Сегодня хочу написать на тему, которая меня самого, честно говоря, одновременно и интригует, и немного смущает. Мозг и английский. Нейронаука и уроки в Zoom. Звучит? По-моему, слегка пафосно. Я же учитель, а не вот это вот всё, нейробиолог. Мне бы Present Perfect объяснить, а не синапсы считать. Но. Вот какая штука. Мы же видим – кто-то схватывает на лету, а кто-то бьётся над тремя временами неделями. Почему? Лень? Отсутствие мотивации? Может быть. А может, дело ещё и в том, как конкретно у этого человека мозг пытается обработать новую информацию? Не для того, чтобы ставить диагнозы, конечно! Боже упаси. А чтобы, ну… может, чуть лучше понимать, почему Васе легко даётся говорение, а Пете – чтение. И, возможно, подбирать задания так, чтобы они били точнее в цель. Чтобы не просто «сделать упражнение», а реально что-то там, в цитадели нейронов, «прокачать». Надежда такая есть, по крайней мере. Наука там, конечно, сложная, всё взаимосвязано, но если грубо – е
Оглавление

Привет всем, кто учит и учится! Сегодня хочу написать на тему, которая меня самого, честно говоря, одновременно и интригует, и немного смущает. Мозг и английский. Нейронаука и уроки в Zoom. Звучит? По-моему, слегка пафосно. Я же учитель, а не вот это вот всё, нейробиолог. Мне бы Present Perfect объяснить, а не синапсы считать.

Но.

Вот какая штука. Мы же видим – кто-то схватывает на лету, а кто-то бьётся над тремя временами неделями. Почему? Лень? Отсутствие мотивации? Может быть. А может, дело ещё и в том, как конкретно у этого человека мозг пытается обработать новую информацию?

Зачем вообще об этом думать?

Не для того, чтобы ставить диагнозы, конечно! Боже упаси. А чтобы, ну… может, чуть лучше понимать, почему Васе легко даётся говорение, а Пете – чтение. И, возможно, подбирать задания так, чтобы они били точнее в цель. Чтобы не просто «сделать упражнение», а реально что-то там, в цитадели нейронов, «прокачать». Надежда такая есть, по крайней мере.

Главные «ребята» в мозгу, отвечающие за язык (упрощаем донельзя!)

Наука там, конечно, сложная, всё взаимосвязано, но если грубо – есть несколько ключевых зон:

  1. Зона Брока. Где-то слева, у виска. Это наш «спикер» и «граммар-наци» в одном флаконе. Она отвечает за то, чтобы строить фразы, подбирать слова, следить за грамматикой и командовать ртом – «говори!». Если она барахлит – человек может понимать речь, а сам говорит с трудом, как бы обрывками.
  2. Зона Вернике. Тоже слева, но чуть подальше, за ухом. Это «переводчик», «смысловой центр». Она расшифровывает то, что мы слышим или читаем. Понимает значение слов. Если проблемы тут – человек может говорить бегло, но нести полную околесицу и плохо понимать других. Такой «салат из слов».
  3. Гиппокамп. Эта штука в глубине, похожа на морского конька (серьезно!). Не чисто языковая зона, но супер-важная для памяти. Особенно для запоминания новых слов, правил как фактов. Это как кнопка «Сохранить» для новой информации, чтобы она потом ушла в долговременную память. Причём, говорят, лучше всего она работает… во сне!
  4. Префронтальная кора (ПФК). Самый «лоб». Это наш «директор», «менеджер». Она отвечает за кучу всего: внимание, концентрацию, планирование («что я хочу сказать?»), удержание информации в голове («так, он сказал это, значит…»), исправление ошибок («ой, не то ляпнул!») и даже понимание шуток и намёков. Короче, рулит процессом.

И что мне, учителю, с этой информацией делать?

Хороший вопрос. Сам себе его задаю. Сразу скажу: превращаться в ходячую энциклопедию по нейробиологии – точно не стоит. Запутаемся ещё больше.

Но! Понимание, что разные типы языковой активности задействуют разные участки мозга, может подтолкнуть к простым, но важным вещам:

  • Разнообразие – наше всё. Нельзя только читать. Или только грамматику долбить. Нужно и слушать (Вернике работает!), и говорить (Брока напрягается!), и слова учить осмысленно (Гиппокамп запоминает!), и думать над заданием (ПФК рулит!).
  • Понимание трудностей. Если ученик плохо говорит, но хорошо читает – возможно, дело не в лени, а в том, что его «Зона Брока» требует больше тренировки? Может, ему нужны не сложные дебаты, а пока простые структурные упражнения, «тренажёры» для речи? Это лишь предположение, конечно. Но пища для размышлений.
  • Осознанный подбор упражнений. Знание этих зон помогает понять, что именно мы тренируем тем или иным заданием.

Прокачиваем мозг: Идеи упражнений (пробуем связать с зонами)

Опять же, деление условное, всё работает в комплексе, но для ориентира:

  1. Тренируем Зону Брока (говорим, строим):
    Трансформации предложений:
    "Кошка ест рыбу" -> "Кошка съела рыбу" -> "Ест ли кошка рыбу?" -> "Рыба съедена кошкой". Обязательно вслух!
    Shadowing (техника "Эхо"):
    Повторять вслух за диктором, стараясь копировать интонацию и скорость. Физическая тренировка речи.
    Структурные диалоги: Отработка конкретных грамматических конструкций в коротких диалогах.
  2. Тренируем Зону Вернике (понимаем смысл):
    Активное слушание:
    Не просто фон, а слушать подкаст/видео с целью понять главную мысль, найти конкретную информацию.
    Чтение с вопросами: Прочитал абзац – ответь на вопрос: "О чем тут?", "Какая главная мысль?".
    Работа с лексикой в контексте: Угадывать значение слова из окружения, а не сразу лезть в словарь.
  3. Тренируем Гиппокамп (запоминаем):
    Карточки (Anki, Quizlet):
    Особенно с интервальным повторением. Но делать хорошие карточки – с примером, картинкой, ассоциацией.
    Мнемотехники: Придумывать смешные ассоциации, истории для запоминания слов или правил.
    Сон! Да-да, банально, но чтобы память работала, нужно высыпаться.
  4. Тренируем Префронтальную кору (управляем процессом):
    Планирование:
    Перед тем как писать эссе или готовить ответ – набросать план, ключевые слова.
    Анализ ошибок: Не просто исправить, а понять – почему тут ошибка? Какое правило нарушено? Вести "журнал ошибок".
    Задания на "подумать": Решение языковых головоломок, дискуссии на сложные темы, понимание юмора, сарказма.

Вместо вывода

Я не знаю точно, произведёт ли это революцию в вашем преподавании. Может, и нет. Но мне кажется, что взгляд на изучение языка через призму работы мозга делает процесс чуточку… человечнее, что ли? Помогает увидеть за ошибками не лень, а сложную работу целой системы внутри головы ученика. И дает нам, учителям, ещё один инструмент – не самый очевидный, но, возможно, полезный – чтобы сделать обучение чуть более осмысленным и, хочется верить, эффективным.

А вы что думаете? Заморачиваетесь таким или считаете лишним? Поделитесь в комментариях!