Найти в Дзене
Психолог и Я

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

У всех детей есть свои страхи; это нормальная и здоровая часть развития.
При этом то, что кажется безобидным для взрослых, для детей может быть страшным и угрожающим.
Но вы можете помочь своему ребенку справиться со страхами, если будете проявлять понимание и терпение.
Важно учитывать, что то, чего боится ребенок, как правило, зависит от его возраста. Конечно, не все дети одинаковы, но родителям полезно понимать некоторые общие возрастные особенности.
Дети грудного возраста (от восьми месяцев до одного года)
В этом возрасте дети начинают понимать разницу между знакомыми и незнакомыми людьми.
К восьми-девяти месяцам достигают своего пика сильная тревога в связи с разлукой с домом или людьми, к которым ребенок имеет сильную эмоциональную привязанность, чувство паники или тревога, которую испытывает малыш, когда вы выходите из комнаты.
Детей чуть постарше часто пугают повседневные ситуации, которые раньше не вызывали подобной реакции.
Они могут бояться незнакомых людей или новых сит

У всех детей есть свои страхи; это нормальная и здоровая часть развития.
При этом то, что кажется безобидным для взрослых, для детей может быть страшным и угрожающим.
Но вы можете помочь своему ребенку справиться со страхами, если будете проявлять понимание и терпение.

Важно учитывать, что то, чего боится ребенок, как правило, зависит от его возраста. Конечно, не все дети одинаковы, но родителям полезно понимать некоторые общие возрастные особенности.

Дети грудного возраста (от восьми месяцев до одного года)

В этом возрасте дети начинают понимать разницу между знакомыми и незнакомыми людьми.

К восьми-девяти месяцам достигают своего пика сильная тревога в связи с разлукой с домом или людьми, к которым ребенок имеет сильную эмоциональную привязанность, чувство паники или тревога, которую испытывает малыш, когда вы выходите из комнаты.

Детей чуть постарше часто пугают повседневные ситуации, которые раньше не вызывали подобной реакции.

Они могут бояться незнакомых людей или новых ситуаций. Незнакомые люди могут служить источником напряжения в первые два года жизни. Поэтому часто пугают детей дядей Полицейским или Бабой Ягой, чего категорически делать не нужно!

Это плохая попытка- манипуляция взрослыми пресечь шалости и капризы у ребёнка, которая приводит к еще большим страхам и невозможности найти защиту у значимого взрослого! Что приводит к не доверию у ребёнка к миру и. неуверенности в себе!

Дети ясельного и дошкольного возраста (от двух до четырех лет)

У маленьких детей особенное. яркое воображение. Они могут не понимать разницу между реальностью и своей фантазией.
Т. к. детская психика обладает мистическим воображением и склонна верить фантазиям, воспринимая их как реальность!

Например, мама говорит дочке: «Вот придёт Тетушка Ночь и закроет тебе глазки!»
Безобидная метафора ночи хороша для 5 летнего ребёнка, но для 2-3 лет, им воспринимается как угроза: живая тетя, которая придёт ночью и своим руками закроет ребёнку глаза.

В норме, к возрасту 3 лет ваш ребенок должен уметь разлучаться с вами с минимальным количеством слез и цепляний, и даже самый боязливый трехлетний малыш должен адаптироваться к новой ситуации в течение нескольких недель.

Если в вашем случае это не так, поговорите об этом с детским психологом.

Воображение ребенка ясельного возраста может верить в иллюзорные опасности, скрывающиеся в тени темной комнаты или в маске, закрывающей знакомое лицо.
Вот почему дети боятся клоунов, а в темноте его одежда может восприниматься как пугающий образ.

Его могут пугать даже повседневные ситуации, например, отход ко сну или визит к врачу. Он может бояться предметов, издающих громкие и непонятные ему звуки, такие как работающий пылесос или смывной бачок в туалете.

Взрослым человеком страхи малышей могут восприниматься как «ничего ведь страшного не случилось»

В любом случае, важно принимать опасения ребенка всерьез. Никогда не смейтесь над ним из-за того, что он чего-то боится. Не обзывайте его «боякой» или трусом.

В этом возрасте дети мыслят конкретными категориями (они воспринимают все ваши слова буквально).

Их могут пугать замечания или шутки взрослых людей.
Например, фраза «откушу сладкий носик»- может ребёнком восприниматься буквально именно так!

Помните, что вы разговариваете с маленьким ребенком!

Ребенок может видеть ночные кошмары, которые заставляют его просыпаться. Если это происходит, успокойте его и убедите, что кошмары, которые он только что видел во сне, не имеют ничего общего с реальностью. Иногда помогает сказать: «бармалей живет в книжке и к нам не придёт!»
Поговорите с ребенком и останьтесь рядом с ним, пока он не заснет.

Ночные страхи это не то же самое, что кошмары. Дети, которые испытывают ночной страх, могут просыпаться с криками и дрожью, при этом они просыпаются лишь частично и могут не замечать вашего присутствия.

Они могут не реагировать на вас и, как правило, засыпают вновь, так до конца и не проснувшись. На следующий день они не будут помнить о том, что произошло ночью.

Дети старшего дошкольного и школьного возраста (5 лет и старше)

Страхи в этом возрасте, как правило, больше основаны на реальных событиях, таких как ураганы, пожары или травмы, страх смерти родителей.
Но страх может быть несоизмерим с их настоящей вероятностью.

По мере того как дети учатся и начинают лучше понимать, что на самом деле опасно, а что нет, эти страхи, как правило, уходят.

Дети постарше часто беспокоятся о браке или здоровье своих родителей и могут преувеличивать значение мелких ссор или недовольств, которые они слышат.
Поэтому лучше всего вести такого рода семейные разбирательства наедине с мужем/женой, подальше от детей.

СМИ также оказывают влияние и могут вызывать страхи. Кадры из фильмов, видеоигр, музыкальных клипов, с интернет-сайтов и даже истории из телевизионных новостей могут быть страшными и пугающими для ребенка.

Дети старшего возраста могут выражать свои страхи не только плачем. Они могут грызть ногти, дрожать, сосать большой палец или притворятся определенным образом. Они не всегда рассказывают родителям о том, чего боятся, поэтому следите за вышеперечисленными признаками.

Как могут помочь родители

Никогда не заставляйте ребенка противостоять страху, если он еще не готов к этому.
Знакомьте его с пугающей ситуацией осторожно, не спеша. Хвалите ребенка, когда он делает то, чего раньше боялся.
Всегда задавайте дополнительные вопросы, чтобы понять ситуацию и быть уверенным в том, что ребенок находится в безопасности.
Считайте страхи ребенка реальными. Нельзя недооценивать их и смеяться над ребенком.
Родители должны предвидеть то, что может напугать ребенка, и готовить его заранее. Например, предупредите о том, что вы придете домой с большой собакой, или сообщите ребенку, в котором часу собираетесь выходить из дома.
Вы можете помочь ребенку преодолевать страхи, читая книги, сказки, придумывая истории или разыгрывая пугающие ситуации.

Ребенок может нарисовать монстра, и это поможет ему выразить свои страхи и научиться понимать, что они не реальны.

Постарайтесь снизить чувствительность своего ребенка к пугающим предметам или ситуациям (провести так называемую десенсибилизацию). Например, игрушечная пожарная машина может помочь уменьшить страх ребенка перед пожаром.

Помогайте ребенку чувствовать себя в безопасности физически, обнимая его, держа за руку и находясь рядом.

Вы также можете научить его делать долгие, глубокие вдохи, чтобы уменьшить его тревожное состояние.
Попросите ребенка делиться своими страхами с куклой или мягкой игрушкой.

Старайтесь не подкреплять страх ребенка собственным страхом. Любой признак того, что вы обеспокоены ситуацией, может заставить его запаниковать.

Ограничьте доступ вашего ребенка к средствам массовой информации, которые могут способствовать возникновению страхов или усугублять их, таким как телевидение, кинофильмы, видеоигры, Интернет и даже печатные материалы.
Вы также можете обучить детей хорошим медиа-привычкам, которые помогут им понять разницу между тем, что реально, и тем, что нет.

Автор: Наталья Львова