Найти в Дзене
Наталья Комоза

Композитор пишет музыку после своей смерти: где граница между искусством и жизнью?

Оглавление

В последнее время в новостях мелькает история, от которой по коже мурашки.
Австралийские учёные и художники «воскресили» американского композитора Элвина Люсьера — и теперь он пишет музыку…
после своей смерти.

Да, буквально. Его мини-мозг, выращенный в лаборатории из собственных клеток, сочиняет живые звуковые полотна в режиме реального времени.

Представьте себе: американский композитор Элвин Люсьер, пионер экспериментальной музыки, ушедший из жизни в 2021 году, продолжает творить благодаря технологиям, которые кажутся фантастикой. В данный момент в художественной галерее Западной Австралии проходит уникальный перформанс, где Люсьер, словно невидимый дирижер, создает новую партитуру в реальном времени при помощи своего мини-мозга, выращенного в лаборатории.

Проект называется Revivification — и выглядит как инсталляция из двадцати золотых «тарелок», реагирующих на сигналы искусственного мозга. Пластинки звучат, вибрируют, отражают голос посетителя — и создают нечто, что воспринимается как живая музыка.

-2

А теперь вопрос: это искусство? Или биологический эксперимент?

Сама по себе история потрясающая. Гениальный экспериментатор при жизни отдал свою кровь, чтобы после смерти его мозг мог продолжать создавать музыку. И вроде бы — поэтично, возвышенно, научно вдохновляюще. Но...

Где этика? Где границы авторства? Если нейронный органоид воспроизводит сигналы — это творчество? Если мозг без тела продолжает «работать» — кто он теперь? А если этот мозг начнёт «учиться», как они надеются — чьим опытом он будет жить?

Что нас в этом так тревожит?

Возможно, мы просто боимся представить, что творчество, вдохновение, душа — это не нечто божественное и сакральное, а нейросеть, которую можно вырастить в чашке Петри. Если мозг можно переподключить, обучить, соединить с внешним миром, — выходит, и мы сами программируем свою жизнь нейросигналами? Тогда кто мы такие? Где заканчивается «я» и начинается код?

И тут я не могу не вспомнить свой опыт работы с нейропрограммами в КНП.

Каждый день я вижу, как люди меняются, когда мы добираемся до глубинных нейросценариев:
я не имею права
я не нужен
мне нельзя быть успешным

Мы не создаём новые личности. Мы возвращаем человеку его настоящую, изначальную структуру. Но даже это — уже перезапись нейросети. А тут — мозг, вырванный из тела, получает звук, реагирует на него, создаёт музыку. Это не на уровне эмоций. Это чистая физиология. Но от неё не становится менее красиво. И не становится менее страшно.

-3

Что, если в будущем кто-то будет переписывать «нас» без нас?

Тема авторства становится размыта. Где Люсьер — а где машина? Где вдохновение — а где биореакция? Где грань, которую мы не видим, но, возможно, не хотим переступать? А главное:

  • Кто будет решать, что считать личностью?
  • Где заканчивается наука и начинается эксплуатация памяти?
  • И готовы ли мы жить в мире, где мозг может «работать» отдельно от нас?

А вы как думаете?

-4

Это невероятное произведение искусства — или начало чего-то, что может выйти из-под контроля?

Жду ваши мысли в комментариях. Искренне интересно, что вы чувствуете, когда читаете такие новости.

Кстати, перезаписывать свои нейронные сети, уже сейчас достигая желаемого успеха, реализации и финансового положения, можете и вы, забрав авторский Практикум по инновационному методу работы с нейропрограммами мозга в подарок по этой ссылке.