Найти в Дзене

Как Министерство просвещения со своим списком фильмов для школьников пошло против Основ государственной культурной политики

Признайтесь, заинтригованы заголовком? Как такое может быть? Впрочем, чему удивляться? Это вполне классическая ситуация, когда левая рука не знает, что делает правая. Ещё в сентябре прошлого года в Общественной палате РФ был презентован черновой вариант перечня фильмов, которые Минпросвещения мог бы рекомендовать родителям (и педагогам) к совместному просмотру с детьми. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что этот вариант был подготовлен не в недрах министерства (скажем, какой-то рабочей группой), а центром «Философия образования» при Московском педагогическом госуниверситете. И вот 26 марта 2025 г. на сайте министерства был официально опубликован готовый список из почти трёхсот фильмов (от мультипликационных до документальных), разбитых на несколько возрастных категорий. Сразу скажу, что я вовсе не собираюсь упражняться в остроумии или злословии по поводу выбора тех или иных фильмов. Понятно, что в значительной степени такие списки – это дело вкуса, и отрадно, что сам это список сугубо рек

Признайтесь, заинтригованы заголовком? Как такое может быть? Впрочем, чему удивляться? Это вполне классическая ситуация, когда левая рука не знает, что делает правая.

Ещё в сентябре прошлого года в Общественной палате РФ был презентован черновой вариант перечня фильмов, которые Минпросвещения мог бы рекомендовать родителям (и педагогам) к совместному просмотру с детьми. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что этот вариант был подготовлен не в недрах министерства (скажем, какой-то рабочей группой), а центром «Философия образования» при Московском педагогическом госуниверситете. И вот 26 марта 2025 г. на сайте министерства был официально опубликован готовый список из почти трёхсот фильмов (от мультипликационных до документальных), разбитых на несколько возрастных категорий.

Сразу скажу, что я вовсе не собираюсь упражняться в остроумии или злословии по поводу выбора тех или иных фильмов. Понятно, что в значительной степени такие списки – это дело вкуса, и отрадно, что сам это список сугубо рекомендательный (то есть это только некий ориентир, подсказка для родителей и педагогов). Однако у меня есть некоторые вполне конкретные претензии к этому списку, которые, как знать, возможно будут учтены в будущем, ведь на сайте министерства отмечено, что «перечень не является окончательным и будет регулярно дополняться».

Итак, что же меня насторожило в этом списке? (Ну, помимо отнесения фильма «Андрей Рублёв» к возрастной категории «5–7 классы»; правда, это, вероятно, технический брак, так как потом мы его снова встречаем в категории «10–11 классы». Кстати, хорошо, что Солженицын не дожил – очень ему этот фильм не понравился.)

Это наличие в перечне таких фильмов, как: «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх».

Казалось бы, что плохого?! Ведь это фильмы мало того, что патриотичные, так ещё и снятые «по-голливудски» (красиво, драматично – ну, короче, как сейчас полагается). Проблема в том, что у этих фильмов не только голливудская картинка, но и голливудское наполнение. Голливудское – в смысле антисоветское. Этот посыл настолько заметен и вызывает у меня такое отвращение, что я уже довольно подробно писал о фильмах «Время первых», «Салют-7» (не к 12 апреля будут помянуты!) – советую ознакомиться или освежить в памяти, что с ними не так. Но если вкратце, то это просто пасквили на советскую космонавтику, которые её не прославляют, а дискредитируют. Причём под соусом патриотического кино – да-да, именно так это нынче и делается!

Дополнительную пикантность этой ситуации придаёт ещё и наличие в перечне Минпроса документальных фильмов «Гагаринское поле» (1974) и «Успехи СССР в освоении космоса» (1972). Я хоть их и не смотрел (кстати, в грядущий День космонавтики можно исправить это упущение), но и не глядя могу сказать, что идейный посыл там явно другой. Получается, создатели списка просто понабрали в него несколько фильмов про космос, без всякого анализа их содержания. А то, что их смыслы явно противоречат друг другу – тут уж как в классической цитате из Андрей Аршавина: «Ваши ожидания – ваши проблемы».

Ну а что там с «Движением вверх»? Казалось бы, фильм с документальной точностью воспроизводит события победного для советской сборной баскетбольного матча на Олимпиаде 1972 г., когда в финале была повержена сборная США – какие тут могут быть претензии?!

Претензии ровно те же – это махровая антисоветчина под видом патриотического кино. Посмотрите, как в промежутках между событиями на площадке показана Страна Советов, где, например, «кровавая гэбня» «пасёт» капитана сборной Модестаса Паулаускаса, который всячески демонстрирует в фильме своё желание сбежать из СССР куда-нибудь в «нормальную страну». И ничего, что в фильме, «снятом на основе реальных событий», от реальных событий осталась именно что только основа, что реальному человеку – тому самому Паулаускасу – создатели фильма запросто радикально поменяли взгляды, сделав из совершенно лояльного советского гражданина ярого антисоветчика и потенциального предателя. Пипл же хавает, сборы в кинотеатрах зашкаливают, награды создателям фильма вручаются! Ну как такой «патриотичный» фильм не взять в перечень Минпроса?

И в общем, ничего удивительного: к антисоветчине в российском кино все давно привыкли, это долговременный тренд, правило, из которого почти не бывает исключений (разве что сериал «Восьмидесятые»). Так что зачем я возмущаюсь? Всё идёт своим чередом.

Или уже нет?

Дело в том, что в январе 2023 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808». А таааам… Там говорится об угрозе гуманитарного кризиса, к возможным проявлениям которого относится «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России». Так-так-так… То есть снимали-снимали более 30 лет антисоветчину с её «негативной оценкой значительных периодов отечественной истории», а сейчас посмотрели, что получается, и прослезились задумались (хочется верить, что одумались). Вот только эти рекомендованные для детей фильмы, которые я перечислил, формируют ровно то самое, об опасности чего говорится в Основах культурной политики.

В итоге появляются сомнения в том, что создатели списка дали себе труд внимательно посмотреть те фильмы, которые включили в перечень. Похоже, подход был довольно формальным: там что-то про историю и культуру России, что-то патриотичное, значит? Берём! Увы, но «что-то про историю и культуру России» вовсе не обязательно будет патриотичным. Да и о художественных достоинствах и недостатках фильмов тоже стоило бы подумать – всё-таки не каждый фильм с достойными смыслами будет интересен и понятен современным школьникам. Впрочем, это гораздо меньшее зло (да и не зло – а там, закавыка, скорее), чем фильмы откровенно антипатриотичные, которые подсовываются нам в воспитательных целях.