Признайтесь, заинтригованы заголовком? Как такое может быть? Впрочем, чему удивляться? Это вполне классическая ситуация, когда левая рука не знает, что делает правая.
Ещё в сентябре прошлого года в Общественной палате РФ был презентован черновой вариант перечня фильмов, которые Минпросвещения мог бы рекомендовать родителям (и педагогам) к совместному просмотру с детьми. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что этот вариант был подготовлен не в недрах министерства (скажем, какой-то рабочей группой), а центром «Философия образования» при Московском педагогическом госуниверситете. И вот 26 марта 2025 г. на сайте министерства был официально опубликован готовый список из почти трёхсот фильмов (от мультипликационных до документальных), разбитых на несколько возрастных категорий.
Сразу скажу, что я вовсе не собираюсь упражняться в остроумии или злословии по поводу выбора тех или иных фильмов. Понятно, что в значительной степени такие списки – это дело вкуса, и отрадно, что сам это список сугубо рекомендательный (то есть это только некий ориентир, подсказка для родителей и педагогов). Однако у меня есть некоторые вполне конкретные претензии к этому списку, которые, как знать, возможно будут учтены в будущем, ведь на сайте министерства отмечено, что «перечень не является окончательным и будет регулярно дополняться».
Итак, что же меня насторожило в этом списке? (Ну, помимо отнесения фильма «Андрей Рублёв» к возрастной категории «5–7 классы»; правда, это, вероятно, технический брак, так как потом мы его снова встречаем в категории «10–11 классы». Кстати, хорошо, что Солженицын не дожил – очень ему этот фильм не понравился.)
Это наличие в перечне таких фильмов, как: «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх».
Казалось бы, что плохого?! Ведь это фильмы мало того, что патриотичные, так ещё и снятые «по-голливудски» (красиво, драматично – ну, короче, как сейчас полагается). Проблема в том, что у этих фильмов не только голливудская картинка, но и голливудское наполнение. Голливудское – в смысле антисоветское. Этот посыл настолько заметен и вызывает у меня такое отвращение, что я уже довольно подробно писал о фильмах «Время первых», «Салют-7» (не к 12 апреля будут помянуты!) – советую ознакомиться или освежить в памяти, что с ними не так. Но если вкратце, то это просто пасквили на советскую космонавтику, которые её не прославляют, а дискредитируют. Причём под соусом патриотического кино – да-да, именно так это нынче и делается!
Дополнительную пикантность этой ситуации придаёт ещё и наличие в перечне Минпроса документальных фильмов «Гагаринское поле» (1974) и «Успехи СССР в освоении космоса» (1972). Я хоть их и не смотрел (кстати, в грядущий День космонавтики можно исправить это упущение), но и не глядя могу сказать, что идейный посыл там явно другой. Получается, создатели списка просто понабрали в него несколько фильмов про космос, без всякого анализа их содержания. А то, что их смыслы явно противоречат друг другу – тут уж как в классической цитате из Андрей Аршавина: «Ваши ожидания – ваши проблемы».
Ну а что там с «Движением вверх»? Казалось бы, фильм с документальной точностью воспроизводит события победного для советской сборной баскетбольного матча на Олимпиаде 1972 г., когда в финале была повержена сборная США – какие тут могут быть претензии?!
Претензии ровно те же – это махровая антисоветчина под видом патриотического кино. Посмотрите, как в промежутках между событиями на площадке показана Страна Советов, где, например, «кровавая гэбня» «пасёт» капитана сборной Модестаса Паулаускаса, который всячески демонстрирует в фильме своё желание сбежать из СССР куда-нибудь в «нормальную страну». И ничего, что в фильме, «снятом на основе реальных событий», от реальных событий осталась именно что только основа, что реальному человеку – тому самому Паулаускасу – создатели фильма запросто радикально поменяли взгляды, сделав из совершенно лояльного советского гражданина ярого антисоветчика и потенциального предателя. Пипл же хавает, сборы в кинотеатрах зашкаливают, награды создателям фильма вручаются! Ну как такой «патриотичный» фильм не взять в перечень Минпроса?
И в общем, ничего удивительного: к антисоветчине в российском кино все давно привыкли, это долговременный тренд, правило, из которого почти не бывает исключений (разве что сериал «Восьмидесятые»). Так что зачем я возмущаюсь? Всё идёт своим чередом.
Или уже нет?
Дело в том, что в январе 2023 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808». А таааам… Там говорится об угрозе гуманитарного кризиса, к возможным проявлениям которого относится «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России». Так-так-так… То есть снимали-снимали более 30 лет антисоветчину с её «негативной оценкой значительных периодов отечественной истории», а сейчас посмотрели, что получается, и прослезились задумались (хочется верить, что одумались). Вот только эти рекомендованные для детей фильмы, которые я перечислил, формируют ровно то самое, об опасности чего говорится в Основах культурной политики.
В итоге появляются сомнения в том, что создатели списка дали себе труд внимательно посмотреть те фильмы, которые включили в перечень. Похоже, подход был довольно формальным: там что-то про историю и культуру России, что-то патриотичное, значит? Берём! Увы, но «что-то про историю и культуру России» вовсе не обязательно будет патриотичным. Да и о художественных достоинствах и недостатках фильмов тоже стоило бы подумать – всё-таки не каждый фильм с достойными смыслами будет интересен и понятен современным школьникам. Впрочем, это гораздо меньшее зло (да и не зло – а там, закавыка, скорее), чем фильмы откровенно антипатриотичные, которые подсовываются нам в воспитательных целях.