Представьте, вы грузите контейнеры, считаете сроки, договариваетесь с перевозчиками, а где-то в кабинетах Федеральная таможенная служба (ФТС) придумывает, как заглянуть в ваши дела через налоговую.
Новый план прост: брать данные участников ВЭД прямо из баз Федеральной налоговой службы (ФНС). Это может заменить таможенный мониторинг — эксперимент, где компании сами открывают ФТС свои системы учета товаров, получая взамен передышку от проверок и шанс тихо исправить косяки. Что это, облегчение или как лишний крючок для ловли участников трансграничных перевозок? Давайте разбираться.
Таможенный мониторинг: что это и зачем он логистам?
Таможенный мониторинг — штука, которую ФТС запустила в 2020 году, чтобы сделать контроль прозрачнее и проще. Смысл такой: участники ВЭД дают доступ к своим учетным системам, а таможенники смотрят, что у них творится с товарами. Взамен — бонусы. Например, мораторий на проверки, ускоренный выпуск деклараций и возможность самим закрыть мелкие нарушения, пока никто не пришел с вопросами.
По данным ФТС за 2023 год, компании с низким уровнем риска, участвующие в программе, оформили 75% всех деклараций и внесли 86% таможенных платежей. А еще 90% их деклараций выпускают за 4 часа благодаря автовыпуску. Неплохо, правда?
На первый взгляд очевидно: меньше проверок — меньше простоев. Один мой знакомый логист из Новосибирска рассказывал, что после вступления в программу мониторинга его фуры перестали неделями висеть на таможне.
Но также очевидно и то, что открывать свои системы — это как пускать контролера в свой склад. Не всем комфортно.
Новый ход ФТС: данные из ФНС
Теперь ФТС хочет пойти другим путем — брать информацию прямо из баз ФНС. Налоговики и так знают о ваших финансах, налогах, структуре компании. Зачем таможенникам собирать данные с нуля, если можно просто запросить готовое? В 2022 году ФТС и ФНС уже подписали соглашение об информационном обмене, и с тех пор таможенники могут получать сведения о налогоплательщиках с высоким или низким уровнем риска.
Новый шаг — автоматизировать это и углубить.
Плюсы для ФТС очевидны: меньше беготни за данными, больше времени на анализ. Для логистов тоже есть светлая сторона: если данные уже есть, возможно, вас реже будут дергать с запросами. Но уклониться по-всякому будет сложнее.
Преимущества: ускорение или иллюзия?
Сторонники идеи кричат: «Это же прогресс!» Интеграция данных ФНС и ФТС может ускорить таможенные процедуры. Представьте: вы везете груз из Китая, подаете декларацию, а ФТС уже знает, что вы платите налоги вовремя и не мутите с офшорами. Вас пропускают быстрее, чем соседний контейнер, где хозяин — загадка.
По данным ФТС за 2023 год, автоматизация уже сократила время выпуска деклараций на 15% для участников с низким риском. С данными ФНС этот процент может вырасти.
Логисты, которые работают чисто, могут вздохнуть спокойнее: меньше бумажной волокиты, больше предсказуемости. Эксперты из Высшей школы экономики в своем обзоре 2023 года отмечали, что синхронизация баз ФТС и ФНС помогает ловить контрабанду и серые схемы. В прошлом году так выявили нарушений на 12 млрд рублей. Честным игрокам это на руку: рынок чище, конкуренция честнее.
Риски: конфиденциальность и бюрократия
Но не все так радужно. Данные ФНС — это не только налоги, но и вся подноготная бизнеса: кто владелец, откуда деньги, куда уходят. Логисты и грузоотправители боятся, что таможенники начнут копаться глубже, чем нужно. Представьте: у вас сложная цепочка поставок, пара юрлиц, немного оптимизации налогов. ФНС передает данные, ФТС их неправильно читает — и вот вы уже под лупой. В 2022 году, по отчету Торгово-промышленной палаты, 18% компаний жаловались на избыточные проверки после налоговых запросов.
А еще — бюрократия. Новый подход может породить вал запросов. Например, ФТС что-то не понравилось в ваших налоговых цифрах. Вас просят объяснить каждую копейку, а груз стоит. Один логист из Питера недавно делился: «Мы и так тонем в бумагах, а теперь еще и налоговая с таможней будут играть в пинг-понг нашими данными». Парадокс: хотят упростить, а могут усложнить.
Мнения рынка: кто за, кто против?
Логисты и грузоотправители разделились. Те, кто в таможенном мониторинге, пожимают плечами: «Мы и так все дали, что еще нужно?» Например, крупная транспортная компания из Москвы в 2023 году сократила расходы на таможенные процедуры на 10% благодаря программе. Им новый подход кажется дублированием усилий. А вот мелкие игроки, не готовые открывать системы, ворчат: «Теперь нас будут ловить через ФНС, как рыбу в сети».
Эксперты от логистики уверены, что хотя такой обмен данными между контролирующими службами и шаг к цифровизации, но без четких правил бизнесу однозначно будет хуже. Представитель же ФТС заявил, что интеграция с ФНС уже помогла сократить серый импорт на 8% в 2023 году.
Кто прав? Лучше станет или хуже, если ввести такую «прозрачность»?.
Что в итоге?
Новый союз ФТС и ФНС — это палка о двух концах. Для логистов, играющих по правилам — шанс ускорить работу и забыть про лишние проверки. Для тех, кто маневрирует — повод напрячься.
Следите за новостями, ребята, и держите документы в порядке — похоже, расслабляться не придется.
А вы как считаете, на вас как это может повлиять? Во благо или во зло?