Найти в Дзене

Фантазия для нескольких гитар и одного граммофона

О спектакле «Самая легкая лодка в мире» Российского государственного академического молодежного театра (РАМТ). Премьера 6 июня 2018 Нет ничего страшнее этих далеких звезд, этих дивных расстояний, непонятных ни глазу, ни сердцу. Лишь бедный ум старается их постичь, но, заторможенный скрипом дергача, вязнет в пространстве. Ю. Коваль, «Самая легкая лодка в мире» (1977-1984) Проза Коваля — дивное, совершенное создание, исполненное поэзии, философии и особенной, живописной эстетики. Я специально вывела полноценную цитату в эпиграф, чтобы те, кто еще не успел прочесть волшебную «Лодку», смогли оценить слог и образность Юрия Иосифовича. Оценили? Тогда двинемся дальше. В сказочной повести «Самая легкая лодка в мире» есть два основных начала: детское и философско-поэтическое. Конечно, для театра отлично подходит детство с его светлым юмором и бесшабашным весельем. Для инсценировки авторы — Юрий Коваль, Юлий Ким и Сергей Никитин взяли первое направление, и не прогадали. Актеры великолепно и очен

О спектакле «Самая легкая лодка в мире» Российского государственного академического молодежного театра (РАМТ). Премьера 6 июня 2018

   Из свободных источников интернета
Из свободных источников интернета

Нет ничего страшнее этих далеких звезд, этих дивных расстояний, непонятных ни глазу, ни сердцу. Лишь бедный ум старается их постичь, но, заторможенный скрипом дергача, вязнет в пространстве.

Ю. Коваль, «Самая легкая лодка в мире» (1977-1984)

Проза Коваля — дивное, совершенное создание, исполненное поэзии, философии и особенной, живописной эстетики. Я специально вывела полноценную цитату в эпиграф, чтобы те, кто еще не успел прочесть волшебную «Лодку», смогли оценить слог и образность Юрия Иосифовича. Оценили? Тогда двинемся дальше.

В сказочной повести «Самая легкая лодка в мире» есть два основных начала: детское и философско-поэтическое. Конечно, для театра отлично подходит детство с его светлым юмором и бесшабашным весельем. Для инсценировки авторы — Юрий Коваль, Юлий Ким и Сергей Никитин взяли первое направление, и не прогадали. Актеры великолепно и очень трогательно вошли в это чудесное ковалиное детство. Они по-детски дурачатся, обижаются, соревнуются, пугаются суровых взрослых (несмотря на то, что сами-то взрослые люди), и в этом дуракавалянии есть много искреннего и настоящего.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Недаром у главного персонажа Писателя (зажигательный Александр Девятьяров) огромная легкая шляпа, так похожая на панамку из нашего детства. Именно таким внутренним детством продиктовано потрясающее жизнелюбие, которым наполнен спектакль. Он оставляет ощущение большого и теплого праздника, сделанного на веселой мажорной ноте.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Книга немного другая. Она тонкая, грустная, она наполнена неуловимым волшебством, позволяющим переводить тайное в явное. Это удивительное свойство прозы Коваля, сконструированной таким образом, что даже самый добросовестный читатель не различит границу между сказкой и былью. В этом тонкая прелесть повести, где внимательному глазу открывается бездна.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Тем не менее, спектакль, как театральная версия повести, очень хорош. Поскольку писали барды, в нем много гитар (от укулеле до электрогитары) и даже один граммофон. Граммофон молчит и исчезает к середине представления, а вот гитары стараются вовсю, и даже изображают далекие волны (очень удачная находка!). Гитары здесь — не просто аккомпанемент. Они играют наряду с людьми, и одна из них блистательна в роли самой легкой лодки в мире по имени Одуванчик.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Алексей Золотовицкий создал замечательную версию «Лодки», в которой много радости и волшебных приключений. Устройство Черной комнаты в РАМТе, где нет сцены, а действие происходит в одном общем пространстве со зрителями, позволяет всем находиться вместе: вместе заходить в зал, вместе чувствовать и переживать, даже перекусить театральными сушками (кому повезет). В уютной комнате, залитой мягким оранжевато-желтым светом, со старинным телевизором (у меня в детстве был такой же), золотистой люстрой и обшарпанным шкафом, видимо, тоже волшебным, ибо смена декораций в его чреве поистине чудесна. Ощущение тепла, радости и ласкового уюта не покидают публику на протяжении всего спектакля, не исчезая в далеком путешествии, ибо комнатные декорации иногда возвращаются, материализуясь в дальних краях.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

О путешествии нужно сказать особо: блестящие световые декорации и смонтированный из подручного фонаря «костер» приближают нас к ковалиной сказке. Сказке для взрослых, которые тоже нуждаются в самом обыкновенном волшебстве.

Поддержать канал можно здесь.