Швеция — это страна, которая с каждым годом привлекает все больше внимания своей необычной урбанистической политикой. Если сравнивать ее с другими странами, здесь можно увидеть множество интересных особенностей в организации городского пространства и жизни.
Рассмотрим ключевые моменты, которые могут удивить!
1. Зеленые пространства и экология в центре города
Шведские города буквально утопают в зелени и современных благоустроенных парках. Здесь нет нехватки свежего воздуха, а все зеленые зоны тщательно продуманы, даже внутри плотной застройки. Постоянно открываются новые парки и площадки на месте, например, пары снесенных гаражей или старого дома.
В Швеции серьезно заботятся об экологии: многие здания имеют зеленые крыши, солнечные панели, а на улицах есть биологические фильтры для очистки воды.
Представьте: за вашей пятиэтажкой, между ней и гаражами, протекает река, которая в последние годы почти пересохла. Что с таким делают в Швеции? Углубляют и расчищают русло, создают экосистему, добавляют пирс или дорожки и лавочки вокруг. И вуаля — получается рекреационная зона для отдыха.
В Швеции ценятся натуральные материалы (дерево, камень, галька), здесь стараются реже использовать бетон и металл, которые делают детские площадки грубыми и травмоопасными.
2. «Новые панельки» по минимальной цене
Массовое жилье Kombohus по единой для всех цене строится по тендеру на застройку от государства. Эта инициатива даст многим молодым, людям с ограниченными доходами и просто обычным семьям собственные квартиры. Рамочное соглашение дает возможность построить в Швеции в общей сложности 25 000 квартир, все полностью «под ключ» и по фиксированной цене.
3. Умные и удобные транспортные системы
Швеция славится одной из самых удобных и экологичных транспортных систем. В крупных городах развиты не только автобусы и поезда, но и системы велосипедных дорожек, каршеринга и электросамокатов. В Стокгольме, например, велосипед — не просто удобное средство передвижения, но и часть городской культуры.
Важно и то, что транспортные системы в Швеции поставлены на второе место после человека — многие улицы сделаны пешеходными.
— Умные светофоры. В Стокгольме внедрена система умных светофоров, которые могут изменять свой цикл в зависимости от текущей ситуации на дорогах. Это позволяет сократить время ожидания и улучшить поток движения, особенно в пиковые часы.
— Интеллектуальные парковки. В городе разработана система для оптимизации использования парковочных мест. С помощью датчиков и мобильных приложений водители могут получать информацию о наличии свободных мест в реальном времени, что помогает сократить время поиска парковки и уменьшить выбросы углекислого газа.
— Многие автобусы электрические, пилотные программы автономных автобусов тестируются прямо сейчас. Стокгольм активно инвестирует в развитие электрических автобусов и других экологически чистых транспортных средств. В 2030 году Стокгольм имеет план на 100% оснащение только электрическими автобусами.
— Город без пробок. В Стокгольме активно используется система сбора данных о движении транспорта, которая помогает анализировать ситуацию на дорогах, прогнозировать транспортные потоки и принимать оперативные решения. Эти данные также используются для улучшения транспортной инфраструктуры и планирования.
4. Тренд на устойчивое строительство и деревянные многоэтажки
Издревле в Швеции дома строятся из натурального дерева. Затем современная промышленность сконцентрировалась на бетонных постройках. Но сейчас любовь к дереву возрождается.
Несмотря на холодные зимы, в Швеции активно используют деревянные дома, в том числе в городских зонах, в том числе многоэтажные. Такие дома с отличной теплоизоляцией и утеплением являются устойчивыми к суровому климату.
Интересно, что проекты, даже самые маленькие, реализуются точно в срок, со строгим пост-контролем. А чтобы не сделать это слишком накладным для государственного бюджета, в ход идут инновационные проекты, перерабатываемые материалы и простые (но гениальные) решения.
5. Современные детские площадки в городе
Дизайн современных детских площадок и дворов в Швеции претерпел значительные изменения в последние годы. Ранее многие площадки фокусировались на традиционных элементах, таких как качели, горки и песочницы. В последние годы все больше внимания уделяется интеграции природных материалов, экологичным решениям и инклюзивности.
Теперь такие площадки становятся не только местами для игры, но и образовательными пространствами, где дети могут взаимодействовать с природой и развивать креативность, решая задачи, связанные с физическими и умственными навыками.
Важно понимать, что речь идет не про дорогие площадки у ЖК бизнес-класса в столице. Такие проекты реализуются в самых обычных городах, в ранее уже обветшалых дворах с лужами, облезлой краской и сломанными лавочками.
6. Современные архитектурные решения и инновации
В Швеции активно используются современные архитектурные решения, а застройка отличается не только минимализмом, но и высокими стандартами по энергоэффективности и экологичности.
Популярны такие темы, как увеличение биоразнообразия, эко-урбанизация, сохранение ресурсов, деревянные дома, открытые для бесплатного посещения общественные пространства под крышей (коворкинги от государства без оплаты за место), углеродно-нейтральные проекты (без выбросов парникового газа, что влияют на изменения климата), озеленение пустошей и парковок, искусственный интеллект и многое другое.
На улицах можно увидеть здания с нестандартными фасадами, зелеными балконами и новаторскими решениями. И это не просто какое-то дорогое здание известной компании, а школа или даже просто многоэтажка.
Но важно не только это! Многие простые решения у шведов вполне реализуемы на любой бюджет:
Посмотрите проект озеленения старого двора между обычными панельными домами:
7. Инклюзивный дизайн и доступность для всех
Швеция известна своим инклюзивным подходом в урбанизации. Улицы, здания и общественные пространства тщательно продумываются с расчетом на людей с ограниченными возможностями. Лестницы, пандусы и другие элементы архитектуры проектируются таким образом, чтобы каждый мог чувствовать себя комфортно и безопасно.
8. Открытые пространства и общие зоны
Шведские города имеют большое количество общественных пространств, где жители могут общаться, работать и отдыхать. Это могут быть набережные, коворкинги, кафе с бесплатным Wi-Fi или просто удобные места для отдыха на улице.
Самое главное, что это реализуется повсеместно и в местах, где действительно можно отдыхать (а не там, где рядом трасса или огромный поток людей). Такие пространства в Швеции спокойные, с чистым воздухом, вдали от суеты. Для этого в Швеции разворачивают трассы, закрывают дороги и действительно создают оазисы внутри города.
В контексте полного переустройства двора, набережной или парка строятся новые спортивные сооружения и площадки.
8. Контроль чистоты
В Швеции с 2022 года есть штраф за разбрасывание мусора — от 90 евро (9 000 рублей) за самый обычный маленький окурок или жвачку. При этом следят даже за детьми — затем спрашивают, где живут родители, и приходят домой, чтобы выписать штраф ответственному взрослому. За значительное загрязнение (например, разорванные крупные пакеты с плохо пахнущими отходами) могут даже посадить в тюрьму на срок до 1 года. Еще и поэтому в Швеции сегодня так чисто.
9. Внимание к социальной ответственности застройщиков
Застройщики в Швеции активно следят за социальной ответственностью: они строят не только с учетом экологии, но и создают удобные пространства для местных жителей. Шведы ориентируются на долгосрочные последствия и качество жизни в городе.
Каждый проект проходит несколько инстанций, но самое главное — он выносится на публичное обсуждение с помощью прессы. А это значит, что народ в любой момент из собственных соображений может поставить вето на любой проект, который не соответствует экологичным, социальным, этическим нормам и портит облик города и его экосистему.
10. Прогрессивный подход к цифровизации и умным городам
Швеция — лидер в области цифровизации городов. В крупных шведских городах активно внедряются решения для умных городов: от интеллектуальных транспортных систем до эффективного управления энергией и водой. Вот что делает Стокгольм:
1. Устойчивое развитие и снижение выбросов:
Сокращение выбросов парниковых газов: С 1990 года Стокгольм снизил выбросы на 25%, а потребление энергии — на 11%. Город стремится к полной углеродной нейтральности к 2050 году.
2. Интеллектуальные транспортные системы:
Умное управление трафиком: Использование датчиков и ИКТ для оптимизации движения транспорта, снижения заторов и уменьшения выбросов.
Электромобили и зарядная инфраструктура: Развитие сети зарядных станций и стимулирование использования электротранспорта. Курс на электромобили здесь жесткий.
3. Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии:
Умные энергосети: Внедрение систем, позволяющих эффективно управлять потреблением энергии и интегрировать возобновляемые источники.
Энергоэффективные здания: Строительство и модернизация зданий с использованием технологий, снижающих энергопотребление. Утепление старых зданий на государственном уровне.
4. Цифровизация городских услуг:
Открытые данные: Предоставление гражданам доступа к городским данным для повышения прозрачности и стимулирования инноваций.
Электронные сервисы: Разработка онлайн-платформ для более активного и простого взаимодействия жителей с городскими службами.
5. Управление отходами и ресурсами:
Умные системы сбора отходов: Использование датчиков для оптимизации маршрутов сбора мусора и повышения эффективности переработки.
Водосбережение: Мониторинг и управление водопотреблением с помощью цифровых технологий.
11. Отказ от загрязнения в пользу электрических автомобилей
С 2025 года в центральной части Стокгольма запрещен въезд всех бензиновых и дизельных автомобилей, независимо от их экологического класса. Разрешены только полностью электрические автомобили. На национальном уровне Швеция уже давно применяет стандарты ЕС, включая строгий Евро-6 для автомобилей. Эти правила регулируют выбросы CO₂, оксидов азота и твердых частиц.
13. Отказ от плотной застройки в пользу здоровой экосистемы
Швеция имеет депрессивное прошлое — огромные массивы недорогих домов, которые когда-то помогли быстро обеспечить жильем сотни тысяч людей. Тем не менее сейчас курс как застройщиков, так и государственных социальных проектов — на сохранение экосистемы, а не на плотную застройку.