Помимо публичных храмовых церемоний, у Исиды существовали тайные инициатические ритуалы – так называемые мистерии Исиды, которые античные авторы сравнивали с Элевсинскими мистериями Деметры.
Термин «Врата Исиды» в эзотерической литературе нередко употребляется метафорически, обозначая вступление в её священные тайны – своего рода символический порог, отделяющий непосвящённого от видения сокровенного знания. В основе этого лежат реальные практики: в храмах Исиды посвящение допускалось лишь избранным, прошедшим строгий отбор и очистительные обряды
Античные свидетельства (особенно книга XI «Метаморфоз» Апулея) приоткрывают завесу над структурой таких ритуалов. Перед вступлением «во врата Исиды» кандидат должен был пройти через длительную подготовку: ритуальные омовения в воде (символическое очищение), воздержание от мяса и вина, исповедь и молитвы богине о дозволении участвовать в таинствеТолько если сама Исида подавала знак (обычно через вещий сон), жрец допускал человека к инициации. Апулей описывает, что кандидата облачали в льняные одежды (традиционный одеяние египетских жрецов), давали в руки священные предметы – например, погремушку систр для отгона злых духов
Затем ночью в храме совершалось само мистериальное действо. Его детали хранились в тайне под страхом смертной клятвы, однако посвящённые намекают, что пережили некое экстатическое путешествие души.
Апулей после посвящения говорит: «Ритуалы посвящения – это добровольная смерть и дарованное [богиней] спасение»
Он рассказывает, что во время мистерий душой достиг порога царства мёртвых и вернулся обратно, объятый божественным светом: «Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и небесными и вблизи поклонился им»
Эти слова посвящённого отражают суть обряда «Врат Исиды»: символическое умирание и возрождение адепта при свете мистического знания, которое открывает богиня. Посвящённый считался дважды рождённым, обретшим новую, духовную жизнь под покровительством Исиды. Завершалось посвящение праздничной церемонией – как пишет Апулей, на следующий день устраивали торжественный пир, а через несколько дней – повторное очищение и второе, уже более открытое посвящение в мистерии Осириса, что намекает на многоступенчатую структуру обряда.
У древних авторов встречаются также аллегории, связанные с “вратами” и тайнами Исиды. Плутарх подчёркивал, что храм Исиды называется по-гречески «Ισειον», созвучно слову «знание» (греч. ἵσις), и поэтому вход в её храм символизирует обретение истинного знания
Он интерпретировал борьбу Исиды с Тифоном как противостояние знания и невежества: Тифон (Сет) – олицетворение гордыни и неведения, «растерзывающий священное учение», тогда как Исида – образ мудрости, собирающей разрозненные части истины и передающей их достойным. Таким образом, «врата Исиды» – это переход от мира невежества в святилище мудрости богини.
В эпоху поздней Античности и раннего Средневековья элементы культа Исиды проникли в герметическую традицию. В так называемых герметических текстах (приписываемых Гермесу Трисмегисту) Исида нередко выступает как посвящённая жрица, передающая тайные знания своему сыну Гору. К примеру, в трактате «Κόρη κόσμου» («Дева Мира»), известном в латинском переводе, Исида обучает Гора мудрости, полученной ею от божественного ума Гермеса
В одном из ранних алхимических сочинений, «Пророчица Исида, обращающаяся к своему сыну Гору», богиня раскрывает Гору рецепты и формулы превращений – по легенде, эти знания она обрела, выпросив тайну у бога Ра или даже от ангелов-падших. Подобные тексты свидетельствуют, что образ Исиды как хранительницы и передатчицы тайной мудрости продолжал волновать умы оккультистов на протяжении веков.
В Новое время интерес к «египетским мистериям» вспыхнул с новой силой. Европейские масоны-мистики XVIII века искали в Древнем Египте истоки своего тайного знания. Появились сочинения, якобы раскрывающие поэтапный путь посвящения в египетские жрецы. Одно из известных – трактат «Crata Repoa» (опубл. 1770-е гг.), описывающий семь степеней инициации в храме Осириса и Исиды. По этому тексту, неофит после предварительных испытаний проходил через череду символических «врат» или зал, каждая со своими тайнами и наставлениями, восходя от звания «Пастофора» (служителя при храме) до высшего звания «Пророка».
Финалом посвящения было духовное видение – вероятно, аналог «непокрытой Исиды», то есть созерцание сокровенной истины природы. Хотя Crata Repoa является исторической мистификацией, он повлиял на масонские ритуалы той эпохи. Например, в некоторых ложах практиковались инсценировки египетских посвятительных мистерий, где кандидат символически переживал смерть и возрождение в присутствии жрицы в облике Исиды. Современники отмечали, что цель подобных обрядов – нравственное очищение и получение тайного знания, в духе того, как «древние жрецы Исиды и Деметры посредством образов и таинственных обрядов исправляли пороки»
Таким образом, понятие «Врата Исиды» объединяет историческую инициацию в культ богини и её переосмысление в эзотерических учениях. Если в античных мистериях это были реальные двери храма, переступив которые посвящённый обретал благоволение богини и надежду на вечное блаженство, то в герметической и оккультной литературе Нового времени «врата» стали метафорой проникновения в глубины тайного знания природы и магии, ассоциируемые с Исидой.